Что такое командировка
Командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного задания вне постоянного места работы.
Вот важные моменты, характеризующие командировку:
Точное место работы. В трудовом договоре сотрудника закреплено, где именно он работает, — в офисе, на предприятии и так далее. Если сотрудник покидает это место работы по служебному заданию, поездку можно оформить как командировку.
Ограничение по времени. Командировка длится определенное время — обычно от 24 часов (хотя в законодательстве сроки не прописаны, и работодатель может устанавливать их самостоятельно).
Служебное поручение. Сотруднику, отправляющемуся в командировку, поставлена четкая рабочая задача.
Приказ. Это документ, который необходимо официально оформить, когда сотрудник работает вне места его постоянной занятости. В приказе указывается служебное задание, цель командировки и ее продолжительность.
В чем особенности служебной поездки
Сотрудники, которые постоянно работают в пути — например, курьеры, экспедиторы или водители — обычно совершают служебные поездки, а не командировки.
Вот моменты, которые определяют служебную поездку:
Разъездной характер работы. Этот момент прописан в трудовом договоре.
Постоянная работа. Сотрудник регулярно ездит по рабочим задачам.
Не нужны дополнительные документы. Сотрудник ездит по работе без оформления каких-либо приказов.
10 способов сократить расходы на командировку
Используйте при организации деловых поездок
Разберем на примерах
Для наглядности и уточнения некоторых моментов рассмотрим различные ситуации и разберем, является ли данный случай командировкой или служебной поездкой.
Ситуация 1. Вы отправляете штатного курьера из Москвы в офис в Санкт-Петербурге, чтобы передать важные документы.
Это очевидно служебная поездка: у курьера разъездной характер работы, передача документов входит в его трудовые обязанности. Все это зафиксировано в договоре, и в данном случае не имеет значения, что он едет из одного города в другой. Командировку оформлять не нужно.
Ситуация 2. Те же документы отвозит из Москвы в офис в Санкт-Петербурге менеджер.
В данном случае компании придется оформлять командировку, поскольку работа менеджера не носит разъездного характера, и обычно он выполняет свои задачи в офисе в Москве. Передача документов считается служебным поручением.
Ситуация 3. Менеджер компании летом на месяц переезжает жить в Сочи и договаривается с руководством, что будет работать там из местного филиала. Он приходит на работу в те же часы, что в московском офисе, и выполняет свои основные рабочие обязанности.
По законодательству это не командировка, а временная смена рабочего места. Компания не может оформить такой переезд как деловую поездку и выплачивать командировочные.
А что с оплатой?
В служебной поездке сотрудник просто получает свою заработную плату — у него такой характер работы. А в командировке человек получает средний заработок.
Если же работник несет какие-либо дополнительные расходы, связанные с проездом, проживанием, питанием и так далее, компания возмещает их в обоих случаях — и в командировке, и в служебной поездке.
Главное, чтобы сотрудник предоставил документы, которые подтверждают эти траты, — чеки, билеты, посадочные талоны и так далее.
Если вернуться к примерам выше, то билет на поезд из Москвы в Санкт-Петербург, а после проезд от вокзала до офиса компания оплатит и курьеру, и менеджеру.
10 способов сократить расходы на командировку
Используйте при организации деловых поездок
Реклама: ООО «ВАЙТ ТРЕВЕЛ», ИНН 7707770166, erid: LjN8KRHBr
Начать дискуссию