Госзакупки

Пир во время чумы — госзакупки для ИП

В кризисное время, которым был прошедший “ковидный” 2020-й год, да и начало 2021-го тоже, для для малого и среднего бизнеса вопрос выживания становится особенно насущным. В нашей стране предпринимателям и так непросто работать, а уж в периоды потрясений приходится особенно туго.
Пир во время чумы — госзакупки для ИП

В кризисное время, которым был прошедший «ковидный» 2020-й год, да и начало 2021-го тоже, для для малого и среднего бизнеса вопрос выживания становится особенно насущным. В нашей стране предпринимателям и так непросто работать, а уж в периоды потрясений приходится особенно туго.

Один из относительно стабильных способов для бизнеса заработать, в столь непростое время — это участие в госзакупках. Поскольку работы, товары, услуги, предлагаемые для государственных или муниципальных нужд, оплачиваются звонкой монетой из бюджета, а бюджет имеет свойство наполняться даже в такое время.

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Участие в госзакупках можно разделить на два больших типа. Они обусловлены типом заказчиков, а также регулирующими закупки законами:

  • 44-ФЗ — регулирует закупки для государственных организаций, муниципальных и бюджетных учреждений.
  • 223-ФЗ — регулирует закупки для компаний с госучастием более 50%.

Новичкам, как правило, рекомендуют начинать с закупок по 44-ФЗ, поскольку там более строгие правила, и при этом, они более простые.

44-ФЗ

223-ФЗ

Правила проведения закупок для всех заказчиков едины

Правила у каждого заказчика свои

Перечень способов закупок ограничен

Перечень способов закупок открыт

Договор заключается только с победителем

Договор не обязательно может быть заключен с победителем

Также закупки делятся на:

  • запросы котировок (запросы коммерческих предложений);
  • аукционы (участники устанавливают цену в реальном времени, начало в точную дату).
  • конкурсы (выбираются лучшие условия для заказчика);
  • закупки у единственного поставщика.(определяются уникальностью товара или услуги, и их отсутствием у конкурентов).

Также стоит отметить, что для госзаказчика есть специальная квота, установленная 44-ФЗ — не менее 15% закупок в год должна быть для малого бизнеса (ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ).

Как начать участвовать в госзакупках, если вы — ИП

Вероятно, многие лица в статусе ИП думают, что госзакупки — это не для них. Мол, там откаты, все давно договорились, все только «для своих», и вообще там всех потом сажают. Ну что тут можно сказать. Да, это так. Но только отчасти.

Скажем так, суммы контрактов, доступные для ИП и других представителей малого бизнеса — не более 20 миллионов рублей за контракт (ст. 30 закона 44-ФЗ). Это максимальная цена, а в результате аукциона она будет ниже, ведь побеждает тот, у которого предложенная цена окажется меньше, чем у других участников.

В общем, не те это суммы, из-за которых чиновник будет подставляться.

Итак, что нужно ИП для того, чтобы начать участие в госзакупках.

  • Само собой, нужна регистрация в статусе ИП (кстати, самозанятые тоже сейчас могут принимать участие в торгах);
  • Так как цифровизация идет полным ходом, и уже давно, нужно получить электронную подпись. В удостоверяющем центре даже отдельный вид есть, именно для госзакупок. Но вообще подойдет любая усиленная квалифицированная ЭП;
  • Для участия в закупках нужно открыть специальный счет в банке. На этом счете размещаются средства для обеспечения подачи заявки. Для малого бизнеса действую льгота. Если аукцион проводиться только для СМП, то обеспечение участия не может быть больше 2% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Субъекты малого предпринимательства могут вообще не обеспечивать контракт денежными средствами, но тогда они обязаны предоставить подтверждение своей добросовестности: сведения о трех госконтрактах, которые были исполнены без штрафов и неустоек, сумма которых не меньше НМЦК текущего аукциона. Информация о таких контрактах должна быть внесена в реестр (из которого и получают подтверждающую выписку).

От ИП комплект документов минимальный. Это паспорт, СНИЛС, разрешительная документация (лицензии или членство в саморегулируемых организациях), если это требуется для конкретной закупки.

Конечно, в закупки, связанные с атомной энергией, оборонзаказом или предоставлением кредитов, представителей малого бизнеса не включают. Так как они в этой сфере и не работают. Зато, к примеру, поставить бумагу для принтеров, воду для кулеров, ручки, карандаши — пожалуйста. Или ремонт сделать. Да много вариантов есть.

Плюсы для ИП от участии в госзакупках

Для ИП, правда, не для всех, а относящихся к субъектам малого предпринимательства, есть ряд весомых плюсов.

  • Меньшие сроки оплаты. Заказчик обязан рассчитаться с представителем малого бизнеса в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки.
  • В тендерах, организованных специально для субъектов малого предпринимательства, прописывается пониженное обеспечение по контракту, а также минимальные ставки для штрафов.
  • Аукционы, которые проводятся исключительно для СМП, а значит конкурентами там будут такие же предприниматели или небольшие организации — больше шансов на выигрыш.

Что нового в закупках в 2021 году

С 1 января изменения о госзакупках будут вступать в силу единой датой. Изменения, касающиеся планирования, проведения, контроля, мониторинга и аудита закупок будут вступать в силу с 1 января следующего года. Исключение — если закон примут после 1 октября, тогда изменения вступят в силу через год. Это значит, что ко всем предстоящим переворотам в законодательстве будет время подготовиться.С другой стороны, положительных изменений тоже придется подождать.

Что нового ждать в закупках с 1 апреля 2021 года:

Во-первых, запрос котировок будет проводиться по новым правилам:

  • максимальную сумму закупок увеличили до 3 млн рублей,
  • срок подачи заявки сократили до 4 дней,
  • разрешили заключать контракт с поставщиком, даже если подана всего одна заявка на участие.

Во-вторых, если закупка по пунктам 4 и 5 статьи 93 закона 44-ФЗ проводится на бумаге — максимальная сумма не должна превышать 600 тыс. рублей. Для электронных закупок установлен лимит в размере 3 млн рублей.

В третьих, ограничат перечень документов, которые заказчик может требовать от малого и среднего предпринимательства.

Пока вы участвуете в закупках, разбираетесь с конкурсной документацией и строите планы по захвату мира, кто-то должен вести ваш учет, считать налоги и зарплату работникам. Сэкономьте на бухгалтере — переходите в Чёрную Бухгалтерию.

Ведение бизнеса

Компания «2Б Диалог» признана лучшей в оценке проблемных активов

Консалтинговая компания «2Б Диалог» стала лауреатом Национальной банковской премии 2024 года в номинации «Лучшая практика оценки проблемных активов в банкротстве».

Компания «2Б Диалог» признана лучшей в оценке проблемных активов

Начать дискуссию