Организация учета
Для успешного перехода на аутсорсинг следует учесть некоторые моменты:
1. Заключение договора. Аутсорсинг оформляется договором возмездного оказания услуг. На этом этапе важно определить перечень передаваемых функций и услуг, порядок выполнения работ, сроки, стоимость, ответственность сторон и контрольные точки.
Как правило, на аутсорс передаются функции обслуживающих подразделений — бухгалтерия, IT- специалисты, маркетинг, юридическая служба, управление персоналом, логистика и т.д. Но бывает, что на аутсорсинг выводятся и отдельные этапы производственного процесса.
В договоре необходимо прописать как можно детальнее состав и объем работ, сроки их выполнения, а также прочие обязанности аутсорсера.
При заключении договоров с аутсорсерами-физлицами стоит избегать понятий, характерных для трудовых договоров. Таких, как режим рабочего времени, гарантии и компенсации, оплата труда и других.
2. Создание отдельного объекта учета. Операции по договору аутсорсинга должны учитываться отдельно от внутренних операций компании. Это позволяет четко отслеживать объем и стоимость переданных работ, что особенно важно для анализа и оптимизации расходов.
Кроме того, функции, переданные на аутсорс, не должны дублировать обязанности сотрудников компании. Заключение аутсорсингового договора предполагает, что компания не может или считает неэффективным выполнять передаваемые функции своими силами. Например, у компании нет специалистов определенной квалификации или объем задач не позволяет выполнить их своими силами.
Разобраться в налогах
Скачайте готовые инструкции по подготовке учетной политики для целей налогообложения на 2025 и сроки уплаты налогов в 2025
3. Регулярная отчетность аутсорсера. Выполняемые сторонними исполнителями работы должны быть подробно описаны в закрывающих документах. Это могут быть акты выполненных работ, отчеты о достигнутых результатах или другие документы, которые подтверждают факт выполнения обязательств. Такой подход позволит компании не только контролировать объем выполненных работ, но и обосновать необходимость этих расходов в случае споров с налоговыми органами.
4. Соответствие фактических данных договорным условиям. Договоры аутсорса привлекают повышенное внимание проверяющих. Поэтому не стоит оформлять договор аутсорсинга только лишь с целью экономии на зарплатных налогах.
Доказательством экономической эффективности договора аутсорсинга может стать расчет расходов для двух ситуаций: при передаче задач в аутсорс и при их выполнении своими силами. Создание дополнительных рабочих мест влечет за собой затраты на оплату труда, социальное страхование работников, обучение и повышение квалификации, а также обустройство рабочего места — приобретение оборудования, инструментов и прочих средств труда.
В случае споров с налоговыми органами для обоснования выбора в пользу аутсорсинга стоит сделать акцент на том, что экономия на расходах приводит к увеличению налогооблагаемой прибыли.
Разобраться в налогах
Оформите Библиотеку лучших вебинаров 2024 «Великолепная семёрка» с 99,9% скидкой всего за 12 рублей
Отражение расходов в учете
Затраты по договору аутсорсинга должны быть должным образом документированы и отнесены на соответствующие статьи расходов. Это могут быть прямые или косвенные затраты, а также прочие расходы в зависимости от вида работ и услуг.
В бухгалтерском учете отнесение расходов к той или иной статье регулируется ПБУ 10/99, определяется особенностями бизнеса и закрепляется в учетной политике компании.
Что касается налогового учета, к расходам по аутсорсинговым договорам применяются общие требования к расходам, описанные в 25 главе НК. Для признания расходов при исчислении налога на прибыль затраты должны быть экономически обоснованны, связаны с основной деятельностью компании и подтверждаться документально.
В ряде писем Минфин высказывал позицию, что аутсорсинг будет экономически оправданным только в случае, когда соответствующие специалисты отсутствуют в штате компании (например, письмо Минфина от 16.10.2015 № 03-03-06/59283). Но суд считает иначе. В постановлении от 18.03.2008 №14616/07 по делу №А50-20721/2006-А14 Президиум ВАС определил, что даже при наличии аналогичных должностей в штате, расходы на аутсорсинг могут быть экономически обоснованны. Например, при необходимости обеспечения непрерывного производственного процесса и нехватке штатных специалистов.
Скачайте готовые чек-листы и методички в нашем Telegram, чтобы исключить налоговые риски в своей работе.
Заключение
Грамотный учет операций по договорам с аутсорсерами требует системного подхода, который включает четкое определение передаваемых функций, обоснование экономической эффективности таких договоров, а также документальное подтверждение расходов.
Читайте также:
Разобраться в налогах
Получите Кладезь профессионала 2024 из 18 методичек и чек-листов с 99,9% скидкой для повышения экспертности в налогах, учёте и рисках всего за 18 рублей
Реклама: ООО «БЛТ Партнерс», ИНН 9710092683, erid: LjN8K9oP9
Начать дискуссию