Залогом благополучного и устойчивого развития бизнеса, наряду с другими составляющими, считается постоянная профилактика налоговых рисков. Эффективным инструментом такой профилактики выступает инициативный аудит.
Чтобы у руководителя не осталось вопросов и сомнений в необходимости применения такого инструмента, поговорим с Юлией Баженовой, партнером БРИДЖ ГРУПП по налоговому консультированию и бизнес-анализу.
Зачем нужен именно инициативный аудит
Следует отличать инициативный аудит от классической аудиторской проверки, которая требует значительных затрат.
- Сегодня, благодаря цифровизации процессов, компании находятся под пристальным вниманием налоговой службы. Не удивительно, что собственники и руководители бизнеса ищут пути нивелирования рисков. Является ли инициативный аудит той самой панацеей?
Панацей — нет, а вот необходимой профилактикой — да. Мы живём в такой динамичной среде, в том числе законодательной, что нужно иметь дорогостоящий штат консультантов, чтобы успевать отслеживать и внедрять все изменения.
Регулярный аудит помогает держать руку на пульсе своей компании и своевременно предпринимать необходимые меры.
Провести экспресс-проверку бухгалтерского и налогового учета
- Многие руководители считают, что аудит, особенно комплексный — это дорого и неэффективно. И проще по каждому направлению нанять узкого специалиста. Так ли это?
Мы сейчас говорим не о классической аудиторской проверке, стоимость которой, как правило, очень значительная. Инициативный аудит чем-то напоминает собственную службу внутреннего контроля, которая проверит все или выборочные блоки и даст свои заключение и предложения. Такое заключение необязательно к предъявлению куда-либо. Его цена дешевле обязательной аудиторской проверки, и точно экономически выгодней содержания штата специалистов.
- С чего надо начать предпринимателю?
Инициативный аудит может быть разовым, а может быть регулярным. В первом случае можно запросить любой период проверки (это может быть и год, и два и даже три), любой участок (отдельно только бухучёт, или расчёт заработной платы, налоговый учёт, даже охрана труда), и провести проверку раз в год, например. Или можно на регулярной основе (раз в квартал) осуществлять контроль перед отправкой налоговой отчётности. В таком варианте аудит — это и подспорье главбуху и целые нервы руководителя.
- Какие самые частые ошибки у компаний вы находите при аудите?
Часто встречаются ошибки при расчетах заработной платы. В отдельный блок можно объединить ошибки, связанные с расходами: корректность документального оформления, правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта. И третий важный блок ошибок — правильность расчётов налогов и сборов.
- А было ли такое, что в результате аудита обнаруживались дополнительные финансовые источники?
И такое встречается. Переплаты по налогам и сборам — одна из самых часто встречающихся активов компании. К сожалению, сверка с налоговой — это часто долгое мероприятие (несмотря на то, что общение с налоговой давно не требует физического присутствия), а иногда и тупиковое, потому что переплата есть, а получить её никак не получается по разным причинам. В такие «разборки» бухгалтеры ввязываются с неохотой.
А также регулярно наблюдаем плохую работу с кредиторской и дебиторской задолженностью. Нерегулярные сверки с контрагентами и отсутствие ответственных за первичную документацию нередко приводят не только к зависшей дебиторке, но и того хуже кредиторской задолженности самой компании.
- А если компания крупная. У нее огромный штат. Есть бухгалтерия, финдиректор и даже штатный юрист? Казалось бы, им помощь со стороны не нужна?
И да, и нет. Первое: в большом штате может присутствовать собственная служба внутреннего контроля. Плюс обязательство проходить ежегодный обязательный аудит. Тогда действительно помощь и не требуется.
При этом я знаю ситуации, когда главбухи наоборот очень ревностно относятся к своей работе и возмущаются попыткам организовать аудит. А предприниматель, переживая за финансы компании, не решается принять кардинальные меры. В таких ситуациях аудит может быть проведён путём «найма» нового сотрудника на участок бухгалтерии. Фактически этот человек являясь широким специалистом, получив доступ к бухгалтерской программе, «без шума и пыли» проверит интересующие собственника вопросы.
- До сих пор еще есть предприниматели, которые при возникновении проблем предпочитают обращаться к неким влиятельным лицам.
Здесь очень хочется напомнить предпринимателям, что разного рода покровительства — это не только неэффективно, но и преследуется по закону.
- Имея на руках результаты аудита, что делать дальше собственнику? Например, когда придет проверка.
Если в ходе аудита выявлены ошибки, их необходимо исправить. Когда исправить нельзя, то необходимо «подложить соломку». Например, контрагент показался проверяющим неблагонадёжным: лучше сформировать документальные и фактические доказательства того, что работы действительно были выполнены (услуги оказаны, товар поставлен). Лучше не откладывать такие вопросы до проверки.
- Исходя из многолетней практики, какой подход к защите любого бизнеса считаете наилучшим решением? Сколько независимых проверок в год нужно инициировать руководителю, какие еще инструменты применять?
Одного универсального решения нет. Но самое эффективное — это внедрение комплекса мер: внедрение внутренних контрольных процедур и ответственных, инициативный аудит, отслеживание лучших деловых практик. Комплексный подход является лучшей подушкой безопасности.
Обеспечить комплексный подход к учету, оптимизации и защите от рисков поможет аутсорсинг. Эксперты Бридж Групп обеспечивают ведение бухгалтерского и налогового учета, регулярное проведение внутреннего аудита и минимизируют ошибки за счет роботизированной системы.
Узнать стоимость обслуживания или получить консультацию можно здесь.
Нужна консультация юриста?
Оперативно ответим на ваши вопросы.
Начать дискуссию