Электронные подписи

Электронная подпись: для чего нужна и как получить

Расскажем, кому нужна квалифицированная ЭП, как ее получить и когда введут машиночитаемые доверенности для сотрудников организаций и ИП.
Электронная подпись: для чего нужна и как получить
Иллюстрация: Сottonbro/pexels

Кому нужна электронная подпись

Сейчас многие сделки осуществляются в электронном виде, поэтому ЭП требуется:

  • физическому лицу для личных целей;
  • юридическому лицу (руководителю предприятия);
  • индивидуальному предпринимателю;
  • сотруднику организации.

С помощью ЭП для физического лица можно:

  • подтверждать действия на портале госуслуг;
  • осуществлять сделки по недвижимости и оформлять документы в Росреестре;
  • подавать заявки на займ или кредит;
  • подавать налоговую декларацию;
  • подписывать трудовой договор.

Сфера бизнеса также связана с постоянным применением электронной подписи:

  • сдавать электронную отчетность;
  • подавать судебные заявления;
  • вести внутренний документооборот, с контрагентами и с контролирующими органами;
  • участвовать в торгах;
  • работать с онлайн-кассой (регистрация, подключение ОФД, предоставление сведений в системы «Честный знак», ЕГАИС, «Меркурий»).
Можно больше не загромождать огромные стеллажи папками с документами — используйте новый формат удаленного хранения от Делис Архив. Сервис Хранение документов обеспечит полную сохранность оригиналов, а также сократит расходы на персонал и обработку документов.

Где получить ЭП

Это зависит от того, кто ее получает.

Физическим лицам

Тут не было никаких изменений, но все равно проясним — физическое лицо получает электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). Со списком доступных центров можно ознакомиться здесь — это официальный сайт Министерства цифрового развития.

Для получения ЭП впервые можно отправить в АУЦ заявку в электронном виде. После проверки заявки нужно лично посетить офис удостоверяющего центра для подтверждения личности. Если есть еще действующая подпись, все действия можно провести дистанционно при условии того, что данные не менялись.

Для получения необходим только паспорт.

Руководителям организаций и ИП

Для этой категории правила получения ЭП изменились существенно: теперь подпись можно получить в ИФНС бесплатно. Сама подпись для владельца ничего стоить не будет, нужно будет заплатить только за носитель и средство криптографической защиты.

Данное правило действует с 1 января 2022 года для всех сфер деятельности за исключением банков, ломбардов, операторов платежных систем и инвестиционных фондов. Руководителям данных организаций ЭП выдает удостоверяющий центр Банка России, служащим бюджетных организаций — Федеральное Казначейство.

Как получить ЭП руководителю или ИП:

1. Подать заявление в ИФНС на получение подписи одним из способов: в отделении на бумажном носителе или через сайт налоговой службы.

2. Купить защищенный носитель для ЭП (токен).

3. Для подтверждения личности прийти в ИФНС лично. Хоть и законодательно не закреплено, в какую именно налоговую необходимо обращаться для получения ЭП, но надежнее выбрать то отделение, в котором зарегистрированы ИП или организация. На официальном сайте ФНС можно ознакомиться с перечнем налоговых, в которых можно оформить электронную подпись.

Еще один способ получения ЭП — доверенные лица УЦ ФНС: Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России» и АО «Аналитический центр».

Необходимые для получения документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • защищенный носитель для ЭП с сертификатом соответствия.

4. Для работы с ЭП приобрести средство криптографической защиты — без него работа невозможна. Также можно воспользоваться бессрочной лицензией, если таковая ранее оформлялась.

Важно помнить:

  • Для руководителя в налоговой выдадут единственную подпись с защитой от копирования.
  • Криптолицензия покупается на каждое устройство в отдельности, т.е. если планируется подписывать документы из дома и офиса, то и криптозащита необходима на два устройства. Хоть и средство криптозащиты можно приобретать у любого оператора, надежнее с ЭП работает КриптоПРО.
Электронный архив от Делис Архив — оцифровка всех документов компании, чтобы они всегда были под рукой, а не затерялись в ворохе бумаг.

Сервис дает возможность:

  • значительно сэкономить время на поиск документов;
  • сократить необходимость использования бумажных оригиналов;
  • предотвратить вероятность утраты документов;
  • автоматизировать обмен данными между различными информационными системами клиента.

Сотрудникам компаний

Сотрудники организации получают электронную подпись в том случае, если в их обязанности входит подпись официальных документов предприятия. Получить подпись нужно в аккредитованном удостоверяющем центре — ближайший можно найти на сайте Минцифры по ссылке.

Но для сотрудников организаций есть и определенные изменения в использовании ЭП. В настоящий момент они могут выбирать, какую КЭП получать:

  • С указанием ФИО и названия организации. В этом случае подпись будет действовать только до конца 2022 года, независимо от даты получения. С 1 января 2023 года действие такой подписи будет закончено.
  • С указанием только ФИО — это новый формат ЭП для сотрудников организаций, который имеет более широкий диапазон использования, т.к. такую подпись можно использовать и в личных целях. ЭП с указанием только ФИО можно использовать полный срок. С 01.01.2023 г. будет выдаваться только такой вид КЭП для сотрудников.

Необходимые документы для получения КЭП сотрудником:

  • паспорт;
  • СНИЛС.
Подать заявку на получение ЭП можно через Интернет, но для непосредственного получения подписи необходимо будет посетить АУЦ.

Как использовать новый вид КЭП для подписи документов организации?

Для идентификации физического лица в качестве сотрудника организации, от лица которой подписываются документы, необходимо к ЭП оформить электронную доверенность (машиночитаемую доверенность — МЧД). Этот файл хранится в формате xml.

Введение электронных доверенностей планировалось еще с 01.01.2022, но в связи с неполной готовностью нормативно-правовых актов сроки были перенесены сначала на 01.01.2023.

Сейчас согласно закону № 443-ФЗ от 30.12.2021 действует переходный период. На совещании рабочей группы по развитию электронного документооборота было принято решение о дополнительном продлении переходного периода — электронная доверенность становится обязательной с 01.09.2023.

Но использовать МЧД можно уже сейчас, чтобы постепенно приспособиться к новым требованиям.

Если в организации сотрудниками по-прежнему используется ЭП с указанием названия компании, МЧД не нужна.

Формат электронной доверенности установлен приказом Минцифры № 858 от 18.08.2021 и опубликован на официальном сайте по ссылке.

Именно в этом документе прописано название организации и полномочия, которые предоставлены физическому лицу. Одна электронная доверенность может быть использована для подписания различных видов документов одним сотрудником или может быть выписана на нескольких работников.

Подписать данную доверенность, чтобы она была действительной, может только лицо, уполномоченное действовать без доверенности — руководитель компании или индивидуальный предприниматель.

На данный момент ведется формирование реестра доверенностей, в котором будет содержаться информация о сроке действия МЧД и указанных полномочиях физического лица. Также для старта электронного документооборота с контролирующими органами предварительно необходимо передать им МЧД для занесения в базу доверенностей.

Для удобного использования доверенностей в ФНС создан сервис на базе распределенного реестра: всех участников сети автоматически информируют об изменениях данных в доверенностях. К сервису уже подключены ПФР, ФСС, Федеральное Казначейство, Росрегулирование, операторы электронного документооборота, банки и торговые площадки.

Подведем итоги. Квалифицированная электронная подпись — это важный бизнес-инструмент, который облегчает процессы и ускоряет решение задач: например, помогает сдавать отчетность в электронном виде, вести документооборот с контрагентами. Но важно следить за законодательством, чтобы этот инструмент всегда был под рукой.

Подписывайтесь на канал «Бумажный мир Делис Архив»

Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты. Без спама, рекламы или ложной информации.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.