После того, как вы представили декларацию по налогу на прибыль в инспекцию, автоматически начинается ее камеральная налоговая проверка.
О начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомляется и решение о ее назначении руководителем налогового органа не принимается (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки — три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление или приостановление срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Глубина камеральной проверки будет напрямую зависеть от выявленных неточностей, противоречий и ошибок.
Камеральную проверку условно можно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.
Автоматизированный контроль деклараций происходит без участия инспектора. Информационная система самостоятельно производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений.
По результатам такой проверки, при выявлении расхождений или несоответствий, налогоплательщику направляется требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесение соответствующих исправлений в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Запрос пояснений — это превентивная мера. Требовать пояснения — это не право налоговиков, а их обязанность. Они должны ее выполнить, перед тем как составят акт проверки (Письмо Минфина от 15.01.2020 № 03-02-08/1322).
Налогоплательщик при представлении пояснений относительно выявленных ошибок и противоречий в налоговой декларации по налогу на прибыль, вправе представить в налоговый орган регистры налогового учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Обнаруженные расхождения или несоответствия являются основанием для проведения углубленной проверки. При углубленной камеральной проверке инспектор проводит мероприятия налогового контроля, позволяющие проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет.
Наиболее важны моменты, которые анализирует инспектор, именно на них необходимо обратить внимание при самопроверке налога на прибыль организаций.
Момент № 1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, с суммами, рассчитанными в соответствующих приложениях к листу 02.
Момент № 2. В обязательном порядке в ходе проверки сравниваются налоговые базы по НДС с доходами по налогу на прибыль организаций (с учетом сопоставимости периодов). При сравнении могут возникать расхождения, связанные с:
- наличием доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль организаций (например, при безвозмездной передаче имущества). В этом случае налоговая база по НДС будет выше доходов по налогу на прибыль;
- наличием во внереализационных доходах операций, подлежащих обложению НДС. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль;
- осуществлением операций, не облагаемых НДС, которые подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по НДС;
- осуществлением операций, облагаемых по ставке НДС 0%.
Например, если экспортная операция осуществлена в 3 квартале, при этом подтверждение права на применение нулевой ставки возникает в 4 квартале, то данная операция не попадет в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал.
При этом по налогу на прибыль выручка будет учтена в 3 квартале, в связи с чем возникает расхождение по налоговым базам по НДС и налогу на прибыль за 3 квартал. А вот в пересчете по году базы должны будут сойтись.
Эти обстоятельства (с приложением налоговых регистров) необходимо будет пояснить налоговым органам.
Момент № 3. При заявлении льгот по налогооблагаемой базе или сниженной ставки, необходимо быть готовым к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот (п. 6 и п. 12 ст. 88 НК РФ).
Момент № 4. Подготовить пояснения по убыткам отчетного периода и убыткам, отраженным в приложении 4 к листу 02 (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Момент № 5. Проверить заполнения строки 041 в приложении 2 к листу 02, если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество). Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости представления дополнительных пояснений.
Момент № 6. Проверить заполнение листа 07 по прибыли, если организация получает целевое финансирование.
Момент № 7. Отразить выручку от реализации амортизируемого имущества в приложении 3 к листу 02, так как имеющаяся в базе данных инспекции информация о снятии с учета основного средства (транспорт, здание, сооружение и т.д.) будет сопоставлена с данными показателями в декларации.
Момент № 8. Не забудьте сверить данные декларации по налогу на прибыль за налоговый период (год) с бухгалтерской отчетностью:
- сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о финансовых результатах по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
- расхождение между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах. Если выручка по данным бухучета будет значительно больше, инспектор может заподозрить занижение налоговой выручки. В этом случае, помимо ваших пояснений, инспектор проведет анализ выписки банка по расчетному счету и истребует необходимые документы у ваших контрагентов.
- сравните сумму расходов в отчете о финансовых результатах и в декларации по налогу на прибыль. Как правило, инспекторы считают, что налоговые расходы не должны превышать сумму расходов в бухгалтерском учете. Несопоставимость данных показателей может свидетельствовать о завышении расходов и, как следствие, занижения налога на прибыль. В данном случае понадобятся пояснения о том, какие расходы организация заявила в налоговом учете, но не отразила в бухгалтерском.
Это наиболее распространенные расхождения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. В большинстве своем нарушения и ошибки допускаются по невнимательности и объясняются большой загруженностью бухгалтеров. Но и эти небольшие ошибки могут очень дорого обойтись компании.
Основной задачей налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления налогов и сборов. Но на практике проверка сводится исключительно к установлению нарушений со стороны налогоплательщика при полном игнорировании ошибок в пользу бюджета.
Иными словами, если вы допустите ошибку, которая приведет к доначислению в бюджет, то вам об этом обязательно сообщат, предложат внести исправления, доплатить налоги и пени в бюджет. Если же ваша ошибка приведет к излишней уплате налога в бюджет, то никто и никогда вам на это не укажет. Поэтому самопроверка может быть полезна и самой компании.
Как не представить лишнего при камеральной проверке
В Налоговом кодексе нет ограничений по количеству представляемых уточненных деклараций. Организация может представить уточненную декларацию в любое время (ст. 81 НК). Если общество представит уточненную декларацию до окончания камеральной проверки, то камеральную проверку ранее поданной декларации инспекторы прекратят и начнут новую уже на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК).
Вроде бы ничего особенного, можно представить уточненную декларацию и расхождения будут устранены. А для подтверждения правильности исчисления налога представить налоговые регистры. Но и тут может быть подвох...
Подавая уточненную декларацию, вы увеличиваете время для проведения мероприятий налогового контроля.
Кроме того, хотелось бы вас предостеречь.
Если у вас увидели нестыковки в контрольных соотношениях между показателями деклараций, необязательно представлять налоговые регистры или иные документы.
Дело в том, что из буквального толкования положений п. 3 ст. 88 НК следует, что в таких случаях организация должна представить либо пояснения, либо внести соответствующие исправления в установленный срок. Требовать у вас документы налоговики не имеют права.
Следовательно, положения п. 3, п. 4 ст. 88 НК не предусматривают обязанности общества при проведении камеральной проверки предоставлять инспектору какие-либо конкретные документы. Будет достаточно представить пояснения, что позволит избежать излишней детализации. Ответственности за не предоставление документов в данном случае не будет.
Так, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 № А36-2872/2020 рассматривалась ситуация, при которой налоговый орган установил расхождение между данными налоговой декларации по налогу на прибыль и данными налоговой декларации по НДС и запросил у налогоплательщика, помимо пояснений, внушительный перечень документов (налоговые регистры, учетную политику, главную книгу и т. д.).
Налогоплательщик отказался представлять документы, сославшись на то, что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ представление документов является его правом, а не обязанностью.
Суд поддержал налогоплательщика и указал, что ответственность за то, что организация отказалась от реализации своего права, налоговым законодательством не установлена. В данном случае нельзя привлекать общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК.
В тоже время, добровольно предоставляя налоговые регистры, учетную политику, иные документы, вы позволяете инспектору более детально взглянуть на такие операции как:
- распределение прямых и косвенных расходов, порядок которых закреплен в вашей учетной политике;
- принятие к налоговому учету нормируемых расходов: расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на капитальные вложения (п.9 ст. 258 НК РФ), убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества (ст. 268, 323 НК РФ), убыток, полученный от уступки требования долга до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ);
- формирование резервов в налоговом учете (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 267.2, ст. 324, ст. 324.1 НК РФ)
- принятие к учету лизинговых платежей (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)
- наличие в расходах по налогу на прибыль операций с сомнительными контрагентами и т. д.
И не забывайте, представленные вами документы еще не раз могут быть использованы в ходе предпроверочного анализа и, как следствие, в ходе выездной налоговой проверки.
С учетом вышеизложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по налогу на прибыль перед сдачей ее в налоговые органы, представление исчерпывающей информации по выявленным расхождениям без представления дополнительных документов.
Полезный аудит без переплат
На вашей территории или удаленно
Оставьте заявку прямо сейчас!
Начать дискуссию