Маркировка рекламы

Как понять, что это реклама? Разбираем спорные ситуации по маркировке

Из-за новых штрафов за нарушение закона о рекламе эксперты «Что делать Консалт» часто разбирают спорные ситуации, где непонятно, является ли пост, картинка или видео рекламой. В статье мы собрали ответы на такие вопросы. А еще объяснили, как правильно проставлять маркировку, чтобы не получить штраф.
Как понять, что это реклама? Разбираем спорные ситуации по маркировке
Иллюстрация: Что делать Консалт

Как безопасно решать рабочие вопросы, связанные с законами, и не платить штрафы, рассказываем в Телеграм — Что делать Консалт | Всё о налогах и законах. Разъясняем изменения, публикуем кейсы и ответы на вопросы клиентов, ссылки на мероприятия, напоминания, что нужно сдать отчет. А еще разыгрываем бесплатные консультации от наших экспертов.

Считается ли рекламой упоминание в статье

Ответ зависит от содержания статьи. Рекламой не признают так называемую органичную интеграцию, то есть упоминание:

  • товара;

  • средств его индивидуализации;

  • изготовителя или продавца товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения;

  • произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

ФАС высказала мнение, что органично интегрированной в произведение можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения либо его отдельной части.

Такая информация выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация:

  • не представлены так, что внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и других характеристиках;

  • не подменяют главных персонажей в произведении или его отдельной части;

  • не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.

Если в статье акцентируют внимание на конкретном товаре, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения к нему, то такую информацию могут признать рекламой. Соответственно, она подлежит маркировке. 

Отзыв о компании в интернете — это реклама?

Сам по себе отзыв о товарах и услугах не является рекламой. Это собственное мнение гражданина, который оставил такой отзыв.

Но вот продвижение конкретного товара или услуги с призывом приобрести их — это уже реклама (п. 1 ст. 3 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Мы публикуем у себя в телеграм-канале ссылки на платные вебинары и курсы с описанием и призывом записываться. Реклама ли это

Если вы информируете клиентов о ваших продуктах, такая информация не считается рекламой и не подлежит маркировке. В том числе и тогда, если в посте есть призыв записаться, но все посты выложены в едином стиле.

По общему правилу, в соответствии с разъяснениями ФАС, реклама в Телеграме не требует маркировки, только если ресурс используется в качестве мессенджера.

Если ресурс используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей — через телеграм-каналы, то маркировка обязательна.

Важно! Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Однако если какому-то отдельному товару уделяют особое внимание, дают избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию о нем, есть призывы приобрести именно этот товар из вашего ассортимента, то такой контент могут признать рекламой (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Полезные документы по интернет-рекламе

ТРАНСЛЯЦИЯ. Изменения в НК осенью 2023 года. Что надо знать о НДС, налоге на прибыль и налоге на имущество

Уже этой осенью новые детали появились в работе с НДС, налогом на прибыль, налогом на имущество. Некоторые из них уже вступили в силу, другие стартуют в 2024 году.

На трансляции эксперт:

  • за 20 минут, понятно и без воды покажет все изменения в НК РФ, которые коснутся вашей работы;

  • объяснит, что делать, чтобы не нарваться на штрафы и претензии налоговой.

Записывайтесь по ссылке

Я выкладываю продающие посты в своем сообществе в ВК с призывом купить. Реклама это или нет?

Если вы информируете клиентов о ваших продуктах, такая информация не считается рекламой и не подлежит маркировке. В том числе если в посте есть призыв записаться, но все посты выложены в едином стиле.

Важно! Информация о товарах и услугах в социальных сетях их производителя или продавца — не реклама. Но если какому-то товару уделяете особое внимание и даете избыточное описание с призывом приобрести именно его, контент могут признать рекламой (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Если в своем интернет-магазине разместить баннер с продвижением товара или группы товаров, которые сами продаем, это реклама?

Такую информацию могут признать рекламой. Если в баннере уделено избыточное внимание конкретному товару или группе товаров, то его могут признать рекламой. 

Важно! Рекламой не считают информацию о товарах и услугах, размещенную на официальном сайте их производителя или продавца. Но если выделяете один из товаров среди прочих и призываете купить именно его, есть риск, что объявление признают рекламой  (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Относить информацию к рекламе или нет будет ФАС в каждом конкретном случае, исходя из ее содержания и всех обстоятельств ее размещения. Посмотрите письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982 «О рассмотрении обращения».

На сайте компании разместили логотипы партнеров. Реклама ли это?

По общему правилу такая информация не реклама. Информация о партнерах на сайте и в социальных сетях компании не является рекламной, если она:

  • размещена в отдельном блоке;

  • никто из партнеров не выделяется ни форматом, ни местом, ни стилем размещения;

  • информация не содержит призывов приобрести продукцию партнера.

Такая информация будет считаться справочно-информационном материалом, не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке. Соответственно, она не попадает под сферу действия Закона о рекламе.

Если вы размещаете не только логотипы, но и подробные сведения о партнере с призывом купить его продукцию, информацию могут признать рекламой (п. 3 ч. 2 ст. 2 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Считают ли рекламой персональную рассылку?

Такую рассылку считают рекламой, но маркировать ее не нужно, поскольку она попадает под исключения.

В законодательстве отмечено, что не нужно передавать информацию о рекламе своих товаров, которую рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей. При этом если в рассылке информация о ваших партнерах, то она подлежит маркировке (распоряжение Правительства от 30.05.2022 № 1362-р).

Надо ли удалять старые рекламные объявления без маркировки?

Зависит от того, когда их разместили. В ФАС уточнили: если реклама размещена в интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты, на нее не распространяются положения закона о рекламе. Удалять или маркировать ее не надо.

Реклама, опубликованная после 1 сентября 2022 года, подлежит маркировке (ст. 18.1 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). 

Будут ли штрафовать за рекламу без маркировки, размещенную до 1 сентября 2023 года?

Закон об ответственности за немаркированную рекламу не имеет обратной силы. Его будут применять к нарушениям, выявленным после 1 сентября 2023 года. При этом под действие документа будут попадать и длящиеся правонарушения по действующим договорам.

Соответственно, если рекламу разместили до 1 сентября 2023 года и договор продолжает действовать, нарушение считают длящимся и возможна административная ответственность.

Также ответственность возможна, если договор истек в августе 2023 года, поскольку отчетность необходимо сдать в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама. Исполнение такой обязанности наступает в период действия новой редакции КоАП со штрафами по маркировке рекламы (ст. 54 Конституции, ч. 2 ст. 4.5 КоАП, постановление Пленума ВС от 24.03.2005 № 5).

Как правильно указать идентификатор при маркировке?

Ответ зависит от технических возможностей. Если есть техническая возможность, идентификатор нужно присоединить к адресу страницы сайта, на который ведет рекламное объявление.

Образец ссылки:

https://site.ru/?erid=base58(protobuf)

«site.ru» — название сайта

«erid» — наименование идентификатора рекламы

Допустим, удалось разместить идентификатор в ссылке, тогда указывать его в тексте объявления необязательно. При этом вы можете его указать, например, во всплывающем меню.

Если технической возможности нет, то идентификатор указывают в самом объявлении, в зависимости от способа размещения рекламы. Если у рекламы текстовый формат, идентификатор нужно расположить в начале объявления.

Идентификатор указывают именно в начале объявления. Соответственно, если указать его в конце текста, госорган может расценить это как нарушение процедуры маркировки рекламы (приказ Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191).

Если объявление в текстово-графическом формате, то идентификатор должен быть указан поверх такого объявления.

Если вы маркируете рекламный ролик в видеоформате, то идентификатор указывается в начале или поверх видеоролика.

Идентификатор рекламы, содержащийся в контрастной текстовому блоку, текстово-графическому блоку или видеоролику пометке «erid: xxx», должен быть доступен для визуализации, в том числе c помощью программных средств.

Реклама: ООО «‎ЧДК», ИНН 7714923575, erid: LjN8K6K5Z

Начать дискуссию

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Интересные материалы

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.