Мы приняли решение закрыть наш блог на сайте Клерк.Ру. Будущие статьи будут выходить только в Дзене. Со временем мы перенесём туда наиболее важные статьи из этого блога.
Данная статья актуализирована и перенесена в Дзен
Многие уже слышали, что с 1 июля ФНС начала бесплатно выдавать электронные подписи, а с 2022 года ЭЦП будут выдавать только налоговики и несколько прошедших аккредитацию Удостоверяющих центров. Мы успешно получили в ФНС подпись для индивидуального предпринимателя и готовы поделиться своим опытом
В общем виде процедура получения подписи состоит из четырёх этапов:
Подготовка к получению ЭЦП.
Подача заявления на выпуск подписи.
Получение подписи в ФНС.
Настройка компьютера для работы с ЭЦП.
Мы в рамках статьи постараемся рассказать о каждом этапе.
Этап 1. Подготовка к получению ЭЦП
Электронную подпись, которую выдаёт налоговая, нельзя назвать на 100% бесплатной. Дело в том, что хоть за сам выпуск ничего платить не придётся, но подпись нужно записать на USB-ключ, а он, как раз, стоит денег. Готовьтесь отдать за него в районе 1 500 рублей.
Причём абы какой ключ не подойдёт. Это должен быть токен, к которому приложен сертификат подлинности ФСТЭК.
Перед покупкой обязательно изучите описание «флешки» и отзывы. Многие магазины сейчас прямо в описании пишут подходит конкретный токен для ФНС или нет.
Но есть и другой взгляд на ситуацию с сертификатами. Например, в Архангельской области ходит слух, что налоговики могут записать ключ на токен без сертификата. В том числе и здесь, на Клерке обсуждалась возможность получения подписи без сертификата на токен. В нашем телеграм-чате тоже писали, что некоторые инспекции могу закрыть глаза на отсутствие сертификата.
В общем, чтобы точно быть уверенным в успехе, лучше, конечно, купить токен с сертификатом. Возможно, непонятки с этими сертификатами вызваны тем, что налоговая занимается выдачей ключей всего несколько месяцев. В таком случае до конца года все, кто «косячил» получат по шапке и с 1 января правила станут общими для всех. Поживём — увидим.
Помимо токена для записи ЭЦП, вам нужен паспорт и СНИЛС. Убедитесь, что они у вас есть и можете идти дальше.
Этап 2. Подача заявления на выпуск подписи
Подача заявления осуществляется через личный кабинет на сайте ФНС. Не важно как кто вы планируете получить подпись — как ИП или как директор ООО, заявление подаётся через ваш личный кабинет физического лица. Если вы не помните пароль от своего личного кабинета или вообще не уверены, что когда-то его регистрировали — воспользуйтесь входом через госуслуги. А если вы и на госуслугах не регистрировались, то самое время это сделать.
В личном кабинете нажмите кнопку «Жизненные ситуации» и найдите в самом низу кнопку «Получить квалифицированную электронную подпись».
Далее вам нужно выбрать в качестве кого вы получаете подпись: как индивидуальный предприниматель или представитель организации.
Здесь же будет кнопка «Данные налогоплательщика». Нажмите на нее и внимательно проверьте все сведения о себе. Если у налоговой будет некорректная информация о каком-то вашем документе, то вам откажут в выдаче подписи. Мы с этим столкнулись.
Придя в налоговую, наш ИП обнаружил, что в системе ФНС указан его старый номер СНИЛС, который неактуален уже 13 лет. Причем в Госуслугах и ПФР информация верная. Инспектор отказался выдавать подпись. Обновление данных заняло примерно две недели, заявку на изменение можно отправить из того же личного кабинета. Но не исключено, что если прийти в налоговую лично, всё пройдёт быстрее.
Если всё хорошо — жмите Далее. Вы увидите ссылку с заявлением на выпуск ЭЦП. Можете его скачать и прочитать. Если ничего не смутит — жмите кнопку Отправить.
Личный кабинет выведет сообщение о том, что заявление отправлено и в течение пяти дней придёт ответ. На самом деле это немного не так. Ответ приходит буквально за несколько минут, так что можете сразу жать на кнопку Сообщения и караулить ответ.
В ответе будет сказано, что заявление одобрено и теперь вы можете прийти в любую налоговую для записи ЭЦП на флешку. Но это не совсем так.
Возможно, с 2022 года, действительно, можно будет получать подпись в абсолютно любой инспекции, но на данный момент выдачей ЭЦП занимается только несколько ФНС в каждом регионе. Например, в Петербурге это только 15-я налоговая. На сайте налоговой можно скачать экселевскую табличку с полным списком инспекций, в которые можно обращаться за ЭЦП. После успешной записи через личный кабинет, вам нужно идти в одну из них.
Этап 3. Получение подписи в ФНС
Наверное, не стоило выделять этот пункт в отдельный раздел статьи, т. к. сказать что-то умнее, чем «идите в выбранную налоговую и делайте то, что говорит инспектор» сложно. Но стоит как минимум проговорить что с собой взять.
Паспорт. Куда же без него.
USB-токен. Не зря же мы его покупали.
Сертификат на токен. Мы помним, что не все налоговые его требуют, но лучше перебдеть, чем недобдеть.
СНИЛС. Без него ключ не выдадут
Регистрационные документы брать не нужно.
Ну и чтобы этот параграф не был совсем смехотворно мал, несколько слов о продлении ключа. Он действует 15 месяцев. За 2 недели до окончания его можно будет продлить в личном кабинете. Причем повторно ехать в ФНС для этого не потребуется, всё можно будет сделать со своего компьютера (по крайней мере так нас заверил инспектор, который выдавал подпись).
Этап 4. Настройка компьютера для работы с ЭЦП
Если вы до сих пор не работали с электронными подписями, то необходимо настроить компьютер.
Оговоримся сразу, если у вас в штате есть специально обученные люди, то лучше доверить настройку им. Это не значит, что у вас ничего не получится, просто вы сэкономите себе нервы, т. к. процедура настройки рабочего места для работы с ЭЦП — это для неподготовленного человека тот ещё стресс.
Для примера мы будем рассматривать подключение по ЭЦП к личному кабинету ИП. К личному кабинету ООО подключение происходит примерно так же.
Пара слов про криптопровайдер
Для тех, кто уже работал с подписями, и у кого настроен компьютер, будет полезно знать, что на данный момент налоговая выдаёт подписи для Крипто Про. В интернете есть информация о том, что они планируют наладить работу и с VipNet, но пока работа идёт исключительно с Крипто Про. А это значит, что если ваш компьютер настроен для работы с VipNet, воспользоваться ключом от ФНС так просто вы не сможете, т. к. два этих криптопровайдера между собой не дружат.
Выбор браузера
Личный кабинет довольно привередлив к браузерам. У нас получилось всё настроить через Яндекс браузер. Можете воспользоваться им.
Установка криптопровайдера
Для того, чтобы вы могли работать со своей подписью на интернет-ресурсах, необходимо установить криптопровайдер и плагин для браузера. Это можно сделать по ссылке.
Установка личного сертификата
Вставьте ключ в компьютер. Откройте программу Крипто Про CSP. Перейдите в раздел Сервис. Нажмите кнопку Просмотреть сертификаты в контейнере. Выберите свой ключ. В открывшемся окне нажмите кнопку Установить сертификат.
Настройка браузера
Зайдите в настройки Яндекс браузера, перейдите в раздел Системные и поставьте галочку рядом с пунктом Подключаться к сайтам, использующим шифрование по ГОСТ.
Добавление сервисов ФНС в список надежных сайтов
Откройте Панель управления компьютером. Выберите пункт Свойства браузера. В открывшемся окне перейдите в раздел Безопасность. Нажмите на значок Безопасные узлы, затем на кнопку Сайты. Добавьте в список два сайта:
Подключение к личному кабинету
Перейдите в личный кабинет, найдите кнопку Проверка выполнения условий доступа к личному кабинету и выполните проверку. Если все хорошо, то сервис запросит у вас разрешение на доступ к ключу, соглашаемся.
Если что-то пошло не так
Если подключиться к сервису не удалось, то мастер проверки скажет на каком этапе произошла ошибка и что можно попытаться предпринять. Очень часто ошибки возникают из-за работы антивируса, можно попробовать его временно отключить.
Если ничего не помогает — лучше обратится к экспертам.
Где можно использовать подпись от ФНС
Помимо доступа к личному кабинету, подпись можно использовать для работы в сторонних сервисах, например, в программе СБИС. Нам подтвердили в техподдержке, что в СБИС-е можно работать с подписью от ФНС.
Сами налоговики пишут про подпись так:
Подпись можно использовать:
На всех электронных площадках и сервисах.
При предоставлении налоговых деклараций (расчетов):
Через операторов электронного документооборота;
Через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме».
Кстати, многие думают, что личный кабинет для ИП и ООО — это бесполезная штука, в которой можно только долги по налогам смотреть. Это немного не так. Через личный кабинет можно направлять обращения в ФНС, подавать Уведомление о переходе/смене УСН и даже вносить изменения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Правда, для того, чтобы вносить изменения придется освоить специальную программу, но оно того стоит.
Бесплатно сдавать отчетность с помощью электронной подписи тоже можно. Для этого есть сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме». Но если вы привыкли работать с каким-нибудь СБИС-ом или Контуром, этот сервис может вас культурно шокировать. Он предназначен исключительно для отправки отчётности, сформировать в нём декларацию невозможно. А чтобы отправить через него декларацию, необходимо её сформировать в особом формате, для чего вам потребуется программа Налогоплательщик ЮЛ.
В общем, с помощью ЭЦП от налоговой можно при помощи бесплатных сервисов ФНС сдавать отчётность и вносить изменения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Но для этого необходимо освоить дополнительные программы, которые не всегда интуитивно понятны. Но если есть на это время и настрой, то справиться сможет любой.
В порядке заключения
В этой статье мы постарались поделиться всем нашим опытом по работе с электронными подписями от налоговой. Т.к. мы всё-таки бухгалтерия, возможно, в технической части были допущены какие-то неточности, поэтому если более сведущие люди нас в комментариях поправят — мы с удовольствием внесём исправления.
Будем рады видеть вас у нас на канале — https://youtube.com/csbsov
Ещё у нас есть телеграм-чат для предпринимателей и экспертов, в котором можно обсудить последние новости и поделиться опытом, будем рады вас видеть и там — https://t.me/csbsov_chat
Комментарии
136Добрый день. Правильно ли я понимаю, что с помощью такого ключа нет возможности сдавать отчеты в фонды и все равно придется прибегать к помощи операторов электронного документооборота?
Какая связь между ключом и оператором?
связь такая,что ключ для электронной подписи выдаёт налоговая,а отчетность сдается ещё и в другие фонды с помощью электронной подписи. видимо человек и интересуется,с подписью удостоверенной налоговой примут в фсс,пфр (в 2022 пфр+фсс),статистику. Сейчас,подпись выпущенная оператором связи даёт возможность отправлять отчетность во все органы.
С учетом того, что подписи выдает директору только ФНС и никто другой, как думаете, какой будет ответ на такой вопрос?
Надежда, я прошу прощения, но неужели нельзя нормально ответить вместо того, чтобы троллить людей?
Я нормально и ответила.
Вы ответили вопросом. Вряд ли это можно считать нормальным ответом.
Если вас интересует ответ на вопрос: Можно ли подписывать эцп, выданной в ифнс , отчеты в другие фонды? Отвечу исходя из своего опыта - можно. Лично подписывала и отправляла отчеты в Росприроднадзор через госуслуги и в Статистику (заполняла отчеты прямо у них на сайте и подписывала эцп, полученной в ифнс).
Большое спасибо!
пожалуйста
Добрый день. Если верить обещаниям налоговиков, то их подпись должна подходить везде. И если у фонда есть портал, через который можно подать отчётность в электронном виде напрямую в фонд, то тогда проблем не должно возникать.
Спасибо. То есть как отчитывались через операторов, так и будем. Сэкономить не получиться...
Так ничего не поменялось, кроме того что раньше ЭЦП выдавал оператор, то сейчас будет выдавать тот же оператор,, но по доверенности от ФНС. Всё остальное осталось прежде
Только доверенными лицами ФНС стали всего 2 компании на сегодняшний день... 1 новая учрежденная совместно с РосТех на базе небольшого УЦ и конечно же Сбер... Все остальные УЦ, даже крупнейшие от спецоператоров по сдаче отчётности (Контур, Тензор, Астрал и т.д.) не получили статус доверенных лиц ФНС.
Чего и следовало ожидать. :)
Странно, а как же мне тогда Калуга ЭЦП выпускает, которая ФНС принимает? Вот буквально на прошлой недели получал из 1С, без обращения в ФНС
А 01.01.2022г. ваша ЭЦП превратиться в "тыкву"((( Так как в следующем году в ФНС будут ещё в виде исключения принимать ЭЦП выпущенные до 01.07.2021г.
Надежда только на то, что Калуга получит статус доверенного лица ФНС.
А я вот еще интересуюсь знать, а как они в налоговой это разрулят? Уже сейчас в налоговую не дозвониться, а если и дозваниваешься - они волком воют, что у них народа не хватает, чтобы сверки делать и свои же косяки разгребать. А тут представляете какая толпа к ним хлынет скоро за этими ЭЦП. Они кого на выдачу посадят? Где людей то возьмут? А если задержки с выдачей возникнут (а они возникнут), то ООО и ИП могут опоздать со сдачей отчетности ииии.... здравствуй штрафы)))
Очень, очень много вопросов, конечно, с этой темой....
Предполагаю, что у сотрудников ФНС сейчас установка - "Максимальное кол-во направить к своим доверенным лицам (УЦ)" - а это всего 3 на сегодня в реестре - Сбербанк (Греф), Аналитический Центр (Чемезов) и ВТБ (Костин)...
На сайте ФНС сейчас вот такое висит в разделе посвящённому на этой странице https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/ вот такая информация:
Получить квалифицированную электронную подпись также можно у доверенного лица УЦ ФНС России ПАО Сбербанк
Думаю, что Греф, Костин и Чемезов не зря в своё время подсуетились, чтобы ФНС на себя взяла функции связанные с КЭП ФНС...
Письмо минцифры россии от 10.08.2021 оп-п15-085-33604
3. Порядок применения сертификатов квалифицированной электронной подписи, созданных до 1 июля 2021 года, удостоверяющими центрами, аккредитованными до 1 июля 2020 года, и прошедшими аккредитацию по новым правилам после 1 июля 2021 года.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об электронной подписи выдача квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи удостоверяющими центрами, получившие аккредитацию до 1 июля 2020 года, и после 1 июля 2021 года прошедшие аккредитацию по правилам, установленным Федеральным законом № 476-ФЗ, в период с 1 июля 2021 года до момента получения аккредитации по правилам, установленным Федеральным законом № 476-ФЗ, не допускается.
В случае, если в нарушение требований законодательства Российской Федерации об электронной подписи такими удостоверяющими центрами в период с 1 июля 2021 до момента получения аккредитации по правилам, установленным Федеральным законом № 476-ФЗ, были созданы квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи такие сертификаты признаются недействительными.
При этом, следует учесть, что если квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи были созданы таким удостоверяющим центром до 1 июля 2021 года и при этом удостоверяющий центр прошел аккредитацию по правилам, установленным Федеральным законом № 476-ФЗ, до 31 декабря 2021 года, то такие сертификаты действуют до окончания срока действия сертификатов ключей проверки такой электронной подписи.
Тензор сказал, что согласно этого письма Минцифры они выдают ЭЦП как и раньше и она будет действовать 15 месяцев.
Честно говоря ситуация очень запутанная с КЭП. Письма МинЦифры ясности не добавляют. Моя КЭП от Контура заканчивается в ноябре 2021г. Уже позвонили представители всех крупных УЦ - Тензор, Контур, Астрал. Все просят выпустить КЭП через них и предлагают условия которые "якобы" лучше конкурентов... Ощущение, что все пытаются вскочить на подножку уходящего поезда.
Для себя принял решение делать КЭП в ФНС, хорошо что ехать всего 90 км - у доверенных лиц ФНС заморочки - нужно покупать обязательно у них Токен по цене в 3,5-4 раза выше среднерыночной...
В этом же письме Минцифры, а так же на сайте ФНС и на сайте Минцифры сказано, что получить ЭЦП можно как в ФНС, так и в удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию, и приложен список этих центров. Так что получается, что получить подпись можно не только в ФНС, но и в данных удостоверяющих центрах. И действовать она будет весь срок.
https://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/35/
По приведенной ссылке выдается "Перечень аккредитованных удостоверяющих центров (на 23.09.2021)", но в таблице столбец носит название "аккредитован по новым требованиям (с 01.07.2020)"
А вот аккредитован ли УЦ по новым требования с 01.07.2021г???
Везде по тексту письма чётко 2 срока аккредитации - до 01.07.2020 и 01.07.2021 (по новым правилам)...
Где список УЦ аккредитованных по новым правилам??? Что будет с подписями выпущенными после 01.07.2021??? Везде по тексту речь о подписях выпущенных до 01.07.2021г
Вот именно из-за этой "размытости" в тексте писем МинЦифры и "неопределенности" в реестрах на их сайте - надежнее после 01.07.2021г. получать КЭП в ФНС или у доверенных лиц ФНС. Хотя физически - это не всегда удобно(((
На сайте Минцифры информация на сегодняшнюю дату, а не о том, что будет в следующем году. А в этом году еще можно получить подпись не только в ФНС и у их доверенных лиц
Вот я об этом и говорю. Что в этом году подпись можно получить и в удостоверяющих центрах и она будет действовать весь свой срок, например, 12 месяцев, так?
Что будет с КЭП выпущенными до 01.07.2021г понятно. А вот как себя поведут КЭП выпущенные с 01.07.2021г. по 31.12.2021г. - "туман", чёткого и однозначного ответа нигде не нашел. Письма МинЦифры нагоняют ещё больше "тумана"(((
Интересно, что у меня плановая смена приходиться на ноябрь 2021г. В прошлом году мне только Контур позвонил и заранее предупредил о перевыпуске. В этом году уже 7-8 УЦ позвонили с предложением срочно перевыпустить КЭП... Включая основные от Тензора, Астрала и экзотические типа СовКомБанка... Ощущение, что ребята суетятся из-за уходящего мимо поезда...
В АО "Аналитический центр" УЦ "Основание" менеджер чётко сказал, что они делают КЭП только на Токены приобретенные у них (приходить со своим нельзя и бесполезно), а цена Токена у них 4000руб.((( Что в 4 раза выше рынка, так как сейчас Токен можно купить за 900-1200руб.
В СМИ неоднократно писали, что новый УЦ создан на базе старого (убыток за 2020г. 29млн.руб.) и совместно с РосТех...
Вопрос:
Почему гиганты рынка ЭЦП работающие на нём более 10 лет (Тензор, Астрал, Контур) - не получили статус доверенного лица ФНС, а убыточный УЦ совместно с РосТех получил, УЦ Сбера получил, хотя занимался в основном ЭЦП для клиент-банка и торгов??? Допустят ли Чемезов и Греф ещё кого-то на этот рынок???
Вот исходя из всего объема информации, что сейчас есть - делаю вывод, что сейчас лучше перестраховаться и сделать перевыпуск КЭП в ФНС, чем в ночь на 01.01.2022г. остаться с "тыквой" за которую деньги уплачены...
У меня тоже плановая смена в ноябре 2021, Тензор обещал, что будет работать их подпись весь срок, на который мы её получим - 1 год и 3 месяца.
А Тензор готов Вам дать письменную гарантию, что 01.01.2022г. Ваша КЭП продолжит работать, а в случае, если нет, то возместит расходы и вернёт денежные средства хотя бы пропорционально реальному сроку использования??? Мне в такой гарантии их менеджер отказал(((
Попробую попросить 👏
Вопрос риторический? Ответ, я думаю, вы сами знаете )
Примерно догадываюсь)))
Боюсь, что после первой волны выдачи КЭП ФНС - АРМ ЦУКС в самой ФНС будут ликвидированы (оптимизированными). А всех налогоплательщиков будут отправлять за КЭП к доверенным лицам ФНС. Это же удобно - ведь отделение Сбера есть почти в каждом мало-мальски среднем городе (селе)...
Контур написал, что оч стараются войти в этот список. Если войдут, значит, что не надо будет в налоговую ехать, чтобы ЭЦП получить? Снова у Контура?
Если получит, то не надо. Если не получит, то в ФНС или к доверенным лицам ФНС. Но думаю, что вряд ли Чемезов и Греф отдадут этот рынок без боя... Они не просто так его под себя "прогнули"
спасибо :) прогнули, это да
а где-то уже есть реестр доверенных лиц?
Да. На сайте ФНС есть реестр. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/dlucfns/
оператор теперь выдавать не будет,точнее теперь не любой,пока их всего несколько,поэтому большинству придется оформлять в фнс.
В статье опустили важный нюанс, надо еще покупать лицензию на КриптоПро CSP.
Не просто купить, а на каждое рабочее место. У меня их 3 - стационарный комп, 2 ноута. Раньше включал лицензию на КриптоПро в сертификат ЭЦП, а теперь такое не делают и нужно 3 лицензии на КриптоПро приобрести(((
А вот тем кто через виртуальные сервера работает и у кого не всегда нормально USB токен встаёт придётся помучаться видимо...
подскажите - какой версии КриптоПро достаточно 4 или 5?
да... за лицензию КриптоПро CSP придется раскошелиться и немаленькой ценой. Это опять дополнительные расходы для бизнеса(((
ЭП в ФНС (46-й по Москве) получила. Все очень культурно, посетителей кроме меня было два-три (м.б. сказалась плохая погода), про документы на токен меня не спросили. Два посетителя пришли без токенов - их направили в магазин за углом ?.
Скопировать ЭП, конечно, не удалось (((.
есть "Утилита проверки Рутокенов", с ней можно копировать ЭП
Вы имеете в виду это? КриптоПро-то пишет, что копирование невозможно, т.к. это было задано при записи сертификата.