Применять положения стандарта нужно будет всем организациям, за исключением учреждений бюджетной сферы (п. 1 ФСБУ 28/2023). Так же стандарт не распространяется на деятельность с драгоценными металлами и камнями (п. 2 ФСБУ 28/2023). По ним инвентаризация проводится, как и прежде, в соответствии с правилами, установленными отдельным нормативным документом — Инструкция, утв. приказом Минфина от 09.12.2016 № 231н.
Если организация решит применять стандарт до 1 апреля 2025 года, она должна будет внести соответствующие изменения в свою учетную политику (ч. 6 ст. 8 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Расскажем, что изменится для бухгалтеров.
Что в компании подлежит инвентаризации по новому стандарту
Помимо проверки ТМЦ и денег, стандарт требует инвентаризировать:
НМА и капвложения в них;
финансовые вложения;
дебиторскую и кредиторскую задолженность;
отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы;
источники финансирования компании;
объекты бухучета, которые не учитывают в активах и обязательствах, но отражают на забалансовых счетах, информацию о которых раскрывают в бухотчетности.
Когда инвентаризация будет обязательной
В ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который утвержден приказом Минфина от 13.01.2023 № 4н, перечислены случаи, когда инвентаризация обязательна. Инвентаризацию нужно провести максимально близко к событию, с которым она связана.
Таблица 1. Когда компания обязана провести инвентаризацию
Событие | Дата проведения инвентаризации |
Составление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности | По состоянию на отчетную дату — 31 декабря |
Передача имущества в управление, аренду или пользование | Непосредственно перед передачей |
Возврат имущества из аренды или пользования | Непосредственно перед возвратом |
Смена материально-ответственного лица | В день приемки-передачи дел |
Смена руководителя коллектива (бригады) | В день приемки-передачи дел |
Выбытие из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) | В день приемки-передачи дел |
Требование одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности) | В день, когда предъявлено требование |
Утрата или порча активов | В день, когда выявлена порча |
Пожар, авария, стихийное бедствие, а также иное бедствие, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация | Сразу по окончании события |
Реорганизация организации (кроме преобразования) | Перед составлением передаточного акта или разделительного баланса |
Ликвидация организации | Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса |
Что изменится для бухгалтера
Практически ничего. Во всех случаях, которые указаны в таблице, инвентаризацию можно провести и сейчас, когда действуют Методические указания по инвентаризации, утвержденные приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Подробный разбор новшеств Минфин дает в Информационном сообщении от 12.04.2023 № ИС-учет-44.
Чтобы провести инвентаризацию в соответствии с порядком, который установил новый ФСБУ 28/2023, и правильно отразить результаты в отчетности, обращайтесь за консультацией к экспертам.
Das Group — команда профессионалов в сфере консалтинга и аудита — поможет грамотно сократить налоговое бремя.
DAS group | консалтинг для бизнеса
Выстраиваем и совершенствуем бизнес-процессы, задавая вектор улучшений и снижая риски
Как собрать комиссию для инвентаризации
Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель компании. Но нельзя включать в комиссию лиц, материальную ответственность которых и будут проверять.
Если организация большая, то инвентаризационную комиссию можно разбить на несколько групп и за каждой закрепить свой сектор работы. А когда инвентаризация проводится ревизионной комиссией общества, то инвентаризационную комиссию можно не создавать (при условии, что уставом или иным внутреннем локальным нормативным актом общества предусмотрено создание такого органа и на него возложены полномочия по проведению инвентаризации).
Что изменится для бухгалтера
Состав комиссии, в отличие от Методических указаний, в стандарте не оговаривается.
Правила по численности комиссии на инвентаризации смягчены. Результаты инвентаризации могут признать недействительными, если отсутствует одна пятая часть и больше членов комиссии. Иначе говоря, в комиссии из шести человек одного может и не быть. А вот, например, в комиссии из трех должны быть все.
Появились еще две ситуации, когда инвентаризационную комиссию внутри компании можно не создавать:
Это когда в работниках организации числятся только руководитель и главный бухгалтер.
Компания заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Как проводить проверку активов
Проверять наличие, состояние и оценку активов и обязательств сейчас можно сплошным или выборочным методом. Тип инвентаризации — выборочная или сплошная — обычно указывают в приказе или инструкции по инвентаризации.
Для выборочной инвентаризации нужно задать критерии отбора. Например, товарно-материальные ценности, которые хранятся на складе более года.
Что изменится для бухгалтера
Если обычные способы для проверки объектов инвентаризации недоступны, или слишком затратны, стандарт допускает альтернативные способы. Например, видео-фиксация или фото-фиксация (пункт 4 ФСБУ 28).
При этом по месту нахождения имущества на ряду с материально ответственным лицом должен присутствовать как минимум один член комиссии. А остальные должны наблюдать за процессом дистанционно (письмо Минфина от 24.12.2020 № 02-07-07/113668).
Какие документы нужно оформить
В результате работы инвентаризационной комиссии должны быть получены сведения:
сколько объектов инвентаризации есть по факту;
сходится ли их количество с данными регистров бухучета.
Результаты инвентаризации надо оформить документами. А к ним приобщить:
акты обмеров, технические расчеты;
объяснения материально ответственных лиц о допущенной пересортице.
Что изменится для бухгалтера
Ранее, для оформления результатов инвентаризации предлагалось использовать разработанные унифицированные формы министерств и ведомств. Теперь, стандарт предоставил право организации самой устанавливать перечень документов, к которым необходимо будет приобщать в соответствии с п. 35 ФСБУ 28/2023:
акты обмеров, технические расчеты, документы, оформляющие результаты перевеса весовых товаров;
предоставленные материально ответственными лицами объяснения о допущенной пересортице;
предоставленные инвентаризационной комиссии объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц.
Главное, чтобы документы инвентаризации были составлены в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета законом «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ и федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
На объекты, которые не учитываются в составе активов и обязательств, но отражаются на забалансовых счетах бухгалтерского учета, необходимо подготовить отдельные документы (пп. 6, 32 ФСБУ 28/2023).
Какие оценки использовать для результатов инвентаризации
Оценку результатов инвентаризации надо проводить на дату, когда инвентаризация проводилась. Или максимально близко к ней.
Что изменится для бухгалтера
В стандарте появились правила, как отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете.
Таблица 2. Какие оценки использовать для результатов инвентаризации
Результат инвентаризации | Способ оценки | Как признавать в учете |
Излишки | По справедливой стоимости или по балансовой стоимости | Отнести на доходы |
Недостачу | По балансовой стоимости | Отнести на виновных лиц, если они установлены. Если нет — то отнести на расходы |
Расхождения в суммах дебиторки и кредиторки | По документам, подтверждающим задолженность которые организация признает правильными | Списать или доначислить |
Расхождения в суммах оценочных обязательств | По внутренним расчетам | Списать или доначислить |
DAS Group оказывает комплексные консалтинговые услуги в сфере налогообложения, бухучета, финансов, юридического сопровождения и кадрового делопроизводства.
Обратитесь за консультацией прямо сейчас, чтобы уже в следующем периоде сэкономленные на налогах средства направить на развитие бизнеса.
DAS group | консалтинг для бизнеса
Выстраиваем и совершенствуем бизнес-процессы, задавая вектор улучшений и снижая риски
Реклама: ООО «ДАС ГРУП», ИНН 5405083068, erid: LjN8K88BD
Комментарии
3Какой крутой персонаж вам достался! Но даже если вы сама деликатность и у вас все под контролем, иногда полезно хотя бы денек побыть Дерзким медоедом :)
Амортизация все таки несколько из другого стандарта)))
Наверное речь всё-таки
не об
амортизации,
а об
инвентаризации.