Можно ли требовать чек до оплаты
На практике можно встретить такой вариант взаимодействия: самозанятый получает от компании копию платежного поручения (или просто устное заверение об оплате), сразу формирует на указанную сумму чек и направляет его в бухгалтерию заказчика. А деньги ему поступают позже. То есть сначала компания получает чек от самозанятого и только потом перечисляет оплату. Правомерно ли это?
В статье 14 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ зафиксировано, что самозанятый должен оформить и выдать заказчику чек:
в момент расчёта – если оплата получена наличными деньгами;
не позже девятого числа месяца, следующего за тем, в котором получено вознаграждение – если оплата получена безналично.
Закон не предусматривает передачи чека до того, как самозанятый получит деньги. Поэтому требовать от него чек до перечисления вознаграждения неправомерно.
Если ваша компания опасается рисков, связанных с неполучением чека, тогда стоит перейти на взаимодействие с самозанятыми через Цифровую HR платформу. Там чек будет сформирован и передан заказчику автоматически. Платформа исключает риски доначислений и штрафов, которые назначит компании ФНС из-за отсутствия чека от самозанятого.
Нужен ли чек на аванс
Исполнитель обязан выдать заказчику чек на каждую полученную сумму: предоплату или окончательный расчёт за выполненные работы.
Возможность предварительной оплаты должна быть указана в договоре в разделе «Вознаграждение исполнителя и порядок расчётов». При этом в договоре нельзя употреблять понятия из трудового законодательства: «зарплата за первую половину месяца», «оплата за первую часть месяца».
В договоре стоит прописать срок, в который самозанятый обязан предоставить чек.
Акт на предварительную часть оплаты формировать не нужно, стороны подписывают его уже по факту выполненных работ или оказанных услуг. В чеке самозанятому важно подробно указать, за что он получил аванс.
Пример:
«Предварительная оплата 30% за услуги по выкладке товара для ООО „Восход“.»
Но после выплаты аванса могут возникнуть сложности, если исполнитель нарушит сроки и не выполнит объём указанных в договоре работ.
Аванс получен, а работы не выполнены
Бывают случаи, когда самозанятый получил аванс, но работы не выполнил. Или выполнил, но частично, при этом стоимость работ меньше перечисленной предоплаты.
Пример:
Компания заключила с исполнителем договор на ремонтные работы в четырех помещениях. Заказчик выплатил исполнителю предоплату за работу в двух помещениях в размере 50% от полной стоимости договора. Но к назначенному сроку самозанятый завершил ремонт только в одном помещении, и заказчик решил расторгнуть договор.
Так как самозанятый получил оплату за ремонт в двух помещениях, а отремонтировал только одно, то стоимость работ во втором помещении он должен вернуть компании.
Как в такой ситуации поступить заказчику
Приведем пошаговую инструкцию на случай, когда заказчик решил расторгнуть договор, а часть работ исполнитель все же выполнил:
Заказчик должен уведомить исполнителя об отказе от договора, чтобы прекратить сотрудничество и вернуть часть предоплаты (п. 1 ст. 782 ГК).
Так как часть работ самозанятый все же выполнил, то на этот объём нужно составить и подписать акт.
После подписания акта, исполнитель должен аннулировать ранее выставленный чек в приложении. Основание операции – «Возврат средств».
На стоимость фактически выполненных работ самозанятый должен выставить новый чек тем же числом, когда был сформирован аннулированный чек. В новом чеке указывается сумма и объём фактически выполненных работ.
Например:
«Ремонтные работы одного помещения для ООО „Восход“».
Цифровая HR платформа выполняет строгий контроль исполнителей – фиксирует статус нахождения исполнителей на объекте, производит замену при необходимости и фиксирует объём работ. Таким образом задание, поставленное заказчиком, будет выполнено в полном объёме в установленный срок.
Что делать, если самозанятый не передает чек
Чек для заказчика – это основной документ, который подтверждает произведённые расходы компании. Без чека заказчик не сможет учесть сумму вознаграждения при расчете налоговой базы.
Также чек служит подтверждением того, что компания сотрудничает с самозанятым, а не с физическим лицом без специального статуса. Перечисление вознаграждения физическому лицу без статуса самозанятого, обязывает заказчика удержать с выплаты НДФЛ, начислить страховые взносы и сдать отчетность в контролирующие службы.
Если чека нет, а компания включила вознаграждение исполнителя в расходы, налоговая инспекция может назначить ей штраф, доначислить налоги и страховые взносы.
Если исполнитель не передал заказчику чек на сумму полученного вознаграждения, компания также вправе обратиться в налоговую инспекцию. К обращению прилагаются все документы, которые подтверждают факт сотрудничества с самозанятым и перечисления ему оплаты. Такой порядок рекомендован ФНС в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
На основании обращения инспекция проведет проверку. И если она обнаружит, что самозанятый действительно занизил доходы, то назначит ему штраф и обяжет выдать заказчику чек на сумму оплаты.
При сотрудничестве с исполнителем через Цифровую HR платформу заказчику не придется собирать чеки от самозанятых вручную. Платформа сама формирует и передает заказчику чек.
Что будет, если самозанятый аннулирует чек
Бывает, что самозанятый выполнил обязательства по договору, получил оплату, выставил и передал заказчику чек, а затем его аннулировал, чтобы не платить налог. При этом деньги он не вернул. Чем это грозит заказчику?
Если чек был аннулирован, то заказчик несет те же риски, что и при полном отсутствии чека – их мы описали выше.
Несмотря на это заказчик может учесть вознаграждение самозанятого в расходах, когда будет рассчитывать налог со своей прибыли. Это подтверждает письмо налоговой службы от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@.
Также компания может обратиться в налоговую инспекцию и пожаловаться на исполнителя. ФНС проведет проверку на предмет полноты уплаты налога самозанятым и назначит ему штраф – 20% от суммы дохода, который он скрыл.
Чтобы минимизировать риски при сотрудничестве с недобросовестными исполнителями, которые могут аннулировать чек без возврата оплаты или не предоставить его заказчику, лучше прописать эти условия в договоре.
Важно указать, какую ответственность понесет самозанятый за нарушение этого условия, например, должен будет заплатить заказчику штраф.
Но и это не гарантирует, что исполнитель добросовестно выполнит свои обязательства. Есть более надежный способ.
Как Цифровая HR платформа устраняет риски по выплатам самозанятым
Цифровая HR платформа избавит заказчика от необходимости вручную проводить выплаты самозанятым и собирать чеки. Перед размещением заявки заказчик пополняет баланс своего счета на платформе безналичным переводом. Когда заказчик выбрал исполнителя и подписал с ним договор в электронной форме, система бронирует на его счете нужную сумму.
По результатам выполненных работ, платформа формирует акт. После двустороннего подписания акта, в приложении платформы автоматически производится выплата со счёта заказчика на номинальный счёт исполнителя.
Цифровая HR платформа – это официальный партнер налоговой службы. Она гарантирует сотрудничество только с проверенными исполнителями, имеющими действующий статус самозанятых. Риски взаимодействия с неблагонадежными исполнителями для заказчика исключены, так как платформа сама формирует за исполнителя чек и передает его компании.
Платформа обеспечит наглядную отчётность по проводимым операциям – полная прозрачность движения денежных средств и подробный отчет о том, сколько исполнителей записалось и вышло на задание. Записаться на демонстрацию продукта можно здесь.
Получите бесплатный чек-лист — узнайте как правильно заключить договор
Снизьте риски при работе с самозанятыми
Минимизируйте риски при работе с исполнителями
Реклама: ООО «ПРОЕКТ», ИНН 7733354684, erid: LjN8KBRdv
Начать дискуссию