Учет расходов

Фонд оплаты труда: что в него входит и как рассчитать

Фонд оплаты труда, или ФОТ дает собственнику понять, сколько денег бизнес тратит на зарплату и другие выплаты персоналу. Регулярный анализ этих сумм позволяет скорректировать стратегию и оптимизировать бюджет. Разберемся, что собой представляет фонд оплаты труда, что в себя включает и как его рассчитать. 
Фонд оплаты труда: что в него входит и как рассчитать
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда, или ФОТ — это общая сумма средств на оплату труда наемного персонала за конкретный промежуток времени. В ФОТ включают только выплаты сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор, выплаты по ГПХ не учитывают. Что может входить в фонд оплаты труда: зарплата, премии, надбавки, доплаты и различные компенсации, НДФЛ, страховые взносы. 

Важно не путать ФОТ с ФЗПфондом заработной платы. Хоть это и схожие термины, но по смыслу они отличаются. В ФЗП бухгалтер включает только те средства, что пойдут непосредственно на оплату труда сотрудника, то есть зарплату, премии и надбавки за условия труда. В законе не прописаны отличия ФОТ и ФЗП, поэтому каждый работодатель может сам определить границы этих понятий. 

Облачная версия «1С:ЗУП» позволяет с легкостью рассчитывать и планировать фонд оплаты труда. Устанавливайте плановые значения, сравнивайте их с фактическими показателями, анализируйте выплаты по каждому работнику. Программа доступна в облаке — для работы нужен только интернет. В сервисе «Е-Офис 24» есть все необходимые бухгалтеру программы и сервисы, доступны автоматические обновления без доплат, выгрузка баз на ваш внешний ресурс и собственная бесплатная техподдержка 24/7. Попробуйте — это бесплатно 14 дней. 

Какие выплаты входят в ФОТ

Конкретного списка не существует — работодатель сам определяет, какие выплаты нужно включить в фонд оплаты труда и закрепляет это в локальных нормативных актах.

Вот примерный состав фонда оплаты труда: 

✔️ Зарплата и премии за достижение определенных результатов в работе. Важно отметить, что НДФЛ в эту сумму тоже включается. Например, бухгалтер выплатил работнику зарплату 30 000 рублей и удержал с нее НДФЛ 13%, то есть 3900 рублей. В ФОТ бухгалтеру нужно включить сумму до вычета, то есть не 26 100, а 30 000 рублей. 

✔️ Разнообразные надбавки за вредные условия труда, работу в выходные и праздники, выслугу лет, непрерывность стажа и так далее. 

✔️ Компенсации за использование личного имущества, транспорта, питания, проезда к месту работы, интернета и мобильной связи. 

✔️ Отпускные и командировочные, в том числе оплата простоев и выходное пособие при увольнении

✔️ Пособия, которые частично оплачивает работодатель. Например, компания из своих средств оплачивает первые три дня больничного, все остальное сотруднику платит Социальный фонд. 

В ФОТ обычно не включают разовые премии по случаю праздников, материальную помощь работникам, компенсацию лечения и путевок, а также пособия, которые выплачивает СФР. 

По какому принципу рассчитывать ФОТ

Для начала нужно определиться с периодом, за который нужно посчитать ФОТ. Период может быть любым: один рабочий день, неделя, месяц, квартал, год. Расчет можно сделать как по всему штатному персоналу, так и по конкретному отделу или работнику. 

Допустим, нам нужно сделать расчет фонда оплаты труда по одному сотруднику. Сложим все выплаты за месяц: 

  • зарплата — 50 000 рублей. 

  • премия — 15 000 рублей. 

  • больничные за первые три дня — 3000 рублей. 

  • командировочные — 2100 рублей. 

  • компенсация за использование личного автомобиля — 1500 рублей. 

Итоговая сумма — 71 600 рублей. Это и будет месячный фонд оплаты труда. Если сделать те же подсчеты по всем 12 месяцам, то мы получим годовой ФОТ на работника. 

Если же нужно узнать ФОТ для планирования бюджета на следующий год, то часто используют такую формулу: 

ФОТ = среднемесячная зарплата × среднесписочная численность сотрудников × 12 месяцев 

Например, среднесписочная численность сотрудников в компании составляет 10 человек, средняя зарплата — 45 000 рублей. Добавим эти цифры в формулу и получим размер фонда оплаты труда на следующий год: 

  • 45 000 × 10 × 12 = 5 400 000 рублей. 

Обратите внимание, что это лишь примерная формула — вы можете использовать иные варианты. Единой формулы расчета в законах не указано. 

Попробуйте аренду 1С:Зарплата и управление персоналом 8, редакция 3.1

«1С:ЗУП 8» возьмет на себя выполнение рутинных задач кадровой службы предприятия. Это поможет избежать ошибок по вине человеческого фактора и освободить персонал для более важной работы. Бесплатно 14 дней

Зачем нужно анализировать ФОТ

Руководству стоит регулярно анализировать фонд оплаты труда, отслеживать его в динамике и быть в курсе того, сколько средств тратится на оплату труда персонала. Это важно, ведь в большинстве компаний такие траты остаются основной статьей расходов. Например, чересчур «раздутый» ФОТ может привести к убыткам. 

При анализе обычно сравнивают плановые показатели с фактическими и на основе этого делают выводы о размере ФОТ на будущий год, принимают решения по снижению или увеличению расходов на персонал, корректировке себестоимости товаров и услуг. 

Руководителю также понадобится эта информация, если он захочет взять кредит в банке — финансовое учреждение может запросить эти сведения, чтобы убедиться в благонадежности компании. Бухгалтеру размер ФОТ понадобится для заполнения статистической отчетности в Росстат. 

Читайте другие статьи по теме: 

Суть статьи коротко 

✅ Фонд оплаты труда — это сумма всех выплат персоналу за конкретный промежуток времени. В него может входить зарплата, премии, надбавки, компенсации. Точный перечень каждая компания определяет самостоятельно. 

✅ Единой формулы расчета ФОТ нет, его можно рассчитать различными способами и на различный срок. Делают расчеты на день, месяц, квартал или год. Можно узнать точную сумму трат на компанию, отделы и конкретных работников. 

✅ Анализ фонда оплаты труда позволяет скорректировать размер выплат сотрудникам, также данные пригодятся при оформлении кредита в банке и при заполнении отчетов в Росстат. 

✅ Весь нужный функционал по расчету, планированию и анализу ФОТ есть в «1С:Зарплата и управление персоналом». Программу можно арендовать в облаке, это даст вашему бизнесу больше гибкости и позволит работать из любой точки мира без привязки к офису. Обращайтесь за консультацией в «Е-Офис 24», расскажем о возможностях программы и поможем подключиться. 

Подключить «1С:ЗУП» бесплатно на 14 дней

Попробуйте аренду 1С:Зарплата и управление персоналом 8, редакция 3.1

«1С:ЗУП 8» возьмет на себя выполнение рутинных задач кадровой службы предприятия. Это поможет избежать ошибок по вине человеческого фактора и освободить персонал для более важной работы. Бесплатно 14 дней

Реклама: ООО «Е-Офис 24», ИНН 6672281995, erid: LjN8K9hJ4

Продукты компании

Информации об авторе

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Комментарии

1
  • Статья немного "сыровата". Хотелось узнать, что стоит под этим началом статьи😀"Регулярный анализ этих сумм позволяет скорректировать стратегию и оптимизировать бюджет". Ничего полезного не увидела. Увы. Ни оптимизации, ни стратегии.


Похожие материалы

НДС в 2025 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера

Собрали для вас краткую сводку по разъяснениям Минфина и ФНС по НДС. Сохраняйте и пользуйтесь.

НДС в 2025 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера

С 1 апреля заявление на освобождение от фиксированных взносов надо подавать по новой форме

Чтобы не платить фиксированные взносы, надо подать заявление. С 1 апреля 2025 года у него будет новая форма.

Как отражать прощенный заем от учредителя в учете

Если учредитель прощает организации заем, то это нужно отразить в бухгалтерском учете. Разбираемся, можно ли учитывать такую операцию для целей налогообложения.

Как отражать прощенный заем от учредителя в учете

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что нужно включать в отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств — это бухгалтерский отчет, в котором отражаются денежные потоки компании. Разбираемся, какие операции в него нужно включать.

Что нужно включать в отчет о движении денежных средств
АУСН

ФНС объяснила, как платить налоги при переходе на АУСН

Новые ставки по АУСН будут применяться только к тем доходам, которые были получены после перехода на эту систему налогообложения.

Зарплата

Организация выявила переплату по зарплате: что делать

Если организация выявила переплату по авансу, то существует несколько вариантов выхода из ситуации: можно вычесть излишне выплаченную сумму из зарплаты за вторую половину месяца или оформить возврат по заявлению работника.

Организация выявила переплату по зарплате: что делать

Тест на обесценение, стоимость актива не снизилась.

Добрый день, при тесте на обесценение снижения стоимости активов не выявлено. Следует ли что либо предпринять для отражения этого факта в учете? Или регистрируем...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Обесценение актива и начисление резерва ведет к возникновению расходов, уменьшающих в итоге размер прибыли, остающейся в распоряжении...

Читать полностью
Управленческий учет

В какой программе вести управленческий учет ТМЦ: 1С:УНФ, «1С:Управление торговлей», 1С:КА, «1С:Бухгалтерия», 1С:ERP

Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) позволяет компании эффективно контролировать запасы, оптимизировать процессы закупки и распределения, а также снижать издержки. Разберем, в какой программе 1С его удобно вести и почему.

В какой программе вести управленческий учет ТМЦ: 1С:УНФ, «1С:Управление торговлей», 1С:КА, «1С:Бухгалтерия», 1С:ERP

За незаконную регистрацию ИП начнут лишать свободы на пять лет

Подставные лица, которые будут сотрудничать со следствием, смогут освободиться от наказания.

Обложение ремесленников, повышение налога на мигрантов, УСН на маркетплейсе в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий.

Бухгалтерский учет

Как вести бухгалтерию начинающим, с нуля

Многие начинающие предприниматели уверены, что бухгалтерия — это что-то сложное и обязательное только для крупных компаний с большими оборотами. Кажется логичным: если доходов пока нет, то и вести учет незачем. Зачем платить бухгалтеру или тратить время на заполнение отчетов, если бизнес только запущен и фактически еще не начал работать?

Как вести бухгалтерию начинающим, с нуля

НДС по импорту из ЕАЭС, средний заработок в командировке, учетная политика у ИП: экспертные разборы за неделю

Смотрите дайджест разборов, который подготовили наши эксперты за неделю.

Кривая Лаффера: налог крепчает

Американский экономист Артур Лаффер вывел зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок, так называемую кривую Лаффера.

Кривая Лаффера: налог крепчает

Как учитывать доход при реорганизации для НДС-лимита на УСН

Если прошла реорганизация в форме преобразования из МУП в ООО, для УСН и лимита по НДС нужно учитывать доходы и МУП, и ООО.

Деньги, нервы и время: 7 типичных ошибок при выборе офисной оргтехники

Приобретение офисной техники — важный шаг для любого бизнеса или организации. От правильности выбора зависит эффективность работы сотрудников и в конечном итоге успех компании. Однако на рынке существует множество моделей с разными характеристиками, что может запутать даже опытного пользователя.

Деньги, нервы и время: 7 типичных ошибок при выборе офисной оргтехники
Кадры

Как контролировать работу внештатных исполнителей без рисков переквалификации отношений в трудовые

Если контролировать самозанятых, как штатных работников, заказчика могут заставить принять их на работу. Разбираем, как обезопасить себя от доначислений и штрафов, но при этом получить качественный результат от внештатного специалиста.

Как контролировать работу внештатных исполнителей без рисков переквалификации отношений в трудовые

Бизнес, который ушел на налоговые каникулы, должен сдавать декларацию по УСН

Компании и ИП на УСН, которые приостановили деятельности или ушли на налоговые каникулы, все равно должны подать декларацию.

Отчетность

Сроки сдачи отчетности и уведомлений: календарь на 2 квартал 2025 года

В статье собрали календарь отчетов и уведомлений по единому налоговому платежу (ЕНП) на 2025 год, с учетом праздничных и выходных дней.

Сроки сдачи отчетности и уведомлений: календарь на 2 квартал 2025 года

Нерезидентам продлили запрет на вывод денег с брокерских счетов

Иностранцы не смогут еще полгода переводить средства за границу с брокерских счетов.

Отчетность

Отчетность ООО в 2025 году: формы и сроки сдачи

Рассказываем, какие отчетные формы и в какие сроки должны сдавать организации в 2025 году.

Отчетность ООО в 2025 году: формы и сроки сдачи

Интересные материалы

Бизнес сможет получить несколько разрешений по одному заявлению

Предпринимателю будет достаточно сформировать одно комплексное заявление на получение сразу нескольких лицензий и разрешений, а система сама направит их в нужные ведомства.