Маркировка товаров

Приручить «Честный знак»: нюансы ЭДО при продаже маркированных товаров

Продажа маркированных товаров — возможность для государства уменьшить долю контрабанды и контрафакта на рынке, а для бизнеса — улучшить прослеживаемость и контроль качества продукции. Рассказываем, как работать с системой обязательной маркировки для эффективного ведения электронного документооборота.
Приручить «Честный знак»: нюансы ЭДО при продаже маркированных товаров
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Зачем нужна система «Честный знак»

Система "Честный знак" была введена с целью обеспечения защиты прав потребителей и улучшения качества товаров и услуг на российском рынке. Эта система является частью усилий государства по борьбе с подделками, некачественными продуктами и недобросовестными производителями. Важная цель системы — снижение доли низкокачественной продукции, а также увеличение объемов налоговых поступлений и таможенных сборов за счет вывода товаров из тени. 

Государственная информационная система «Честный знак» — национальная система маркировки товаров, которая аккумулирует всю информацию по движению продукции, подлежащей обязательной маркировке. Оператором этой системы, согласно Распоряжению Правительства 620-Р, был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Обязательная маркировка значительной части товаров стала мощным драйвером развития электронного документооборота в России. У бизнеса появилась необходимость вкладывать средства в развитые сервисы, поскольку в государственную информационную систему документы попадают только через оператора ЭДО.

ELMA 365 ECM обеспечивает комплексную автоматизацию внутреннего электронного документооборота.

Возникла правовая база, описывающая систему мониторинга, модель работы системы маркировки и кодирования товаров. Для каждого вида продукции правительство принимает отдельное постановление. В частности, существуют документы, регулирующие оборот молока и молочной продукции, верхней одежды и текстиля, автошин и парфюмерии, лекарств и многих других товаров. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно расширяется.

Как начать работу с продукцией, подлежащей маркировке

Перед началом работы нужно:

  1. Подключиться к системе электронного документооборота и зарегистрироваться в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор национальной системы маркировки)

  2. После регистрации в системе ЭДО получить токен (ключ) с электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

  3. Настроить учетную программу для интеграции с системами операторов ЭДО.

Регистрация в ЭДО обязательна как для поставщика, так и покупателя (юрлица), если он планирует впоследствии продавать товар.

Обмен информацией ведется в ЭДО путем передачи универсальных передаточных документов или товарных накладных с кодами маркировки товаров. При этом ЭДО-провайдер сам передает данные о смене владельца кода маркировки в ЦРПТ — продавцу и покупателю об этом заботиться не нужно.

Код маркировки — цифро-буквенно-символьная последовательность. Он состоит из двух частей: код идентификации + код проверки. Непосредственно на товар наносится DataMatrix-код, внешне напоминающий QR-код.

Схема работы маркировки товаров в системе «Честный знак»

Производитель или продавец обращается в систему «Честный знак», чтобы получить коды на товары, которые планирует реализовывать. Уникальными кодами продавец в дальнейшем маркирует продукцию. После маркировки все движения товара (продажа юридическим лицам или в розницу) отслеживаются.

Далее продавец или завод-изготовитель отправляет товар на продажу в магазины либо другим юрлицам. Продавать маркированный товар в розницу нужно через онлайн-кассу, подключенную к серверу оператора фискальных данных (ОФД). Кассир при добавлении товара в чек сканирует Data Matrix, онлайн-касса отправляет данные в ОФД, который, в свою очередь, пересылает их в систему «Честный знак».

Единое цифровое пространство для корпоративного документооборота

ELMA365 ECM поможет организовать электронный архив документов и перевести в цифровой вид работу с первичкой, служебками, договорами, финансовыми, кадровыми документами

Этапы маркировки товаров:

  1. Оформить УКЭП и установить ПО для работы с УКЭП.

  2. Зарегистрироваться в личном кабинете и заполнить профиль.

  3. Заключить договор с ЦРПТ.

  4. Описать товары в личном кабинете.

  5. Получить доступ к ПАК.

  6. Заказать коды и нанести их на товар.

Для работы понадобится следующее оборудование:

  • личный кабинет на сайте «Честный знак»;

  • онлайн-касса;

  • 2D-сканер штрихкода;

  • принтер для печати кодов;

  • усиленная квалифицированная электронная подпись.

Как работать с электронным документооборотом

Подаем сведения об обороте через ЭДО.

  1. Отгружая товар, продавец формирует УПД (универсальный передаточный документ)/товарную накладную, где указана информация о продукции с маркировкой. 

  2. Организация продавца подписывает документ усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). 

  3. Когда документ подписан, оператор ЭДО отправляет его покупателю. Обратите внимание: если продавец и покупатель сотрудничают с разными операторами, то понадобится заранее настроить между ними роуминг.

  4. После получения товара покупатель сопоставляет данные, поступившие от продавца в УПД, с реальной поставкой.

  5. Если не обнаружено каких-либо расхождений, то покупатель со своей стороны подписывает документ УКЭП. Оператор передает в систему маркировки сведения о смене собственника.

ELMA365 ECM — это больше, чем переход на полностью безбумажный документооборот. Искусственный интеллект и преднастроенные бизнес-процессы позволяют создать и эффективно управлять движением информации в компании. 

Автоматизируйте работу с договорами, проектным документооборотом, электронным архивом и любым процессом, связанным с документами, с момента их появления до отправки на хранение или удаление.

Что делать, если обнаружены расхождения в сведениях?

Прежде всего покупатель подписывает универсальный передаточный документ и сообщает поставщику о выявленном несоответствии. Данные передаются в систему маркировки оператором. Сведения о расхождениях необходимо донести до поставщика в форме, согласованной сторонами. При этом такие данные в «Честный Знак» не подаются.

Поставщику нужно подготовить исправительный либо корректировочный документ, подписать его УКЭП и предоставить покупателю. Когда документ будет подписан обеими сторонами, то оператор направляет его ГИС МТ.

Здесь поданные ранее сведения о товаре будут изменены в соответствии с исправительным или корректировочным документом.

Приемка и подписание документов, передача данных в информационную систему мониторинга должны быть завершены не позднее 3 рабочих дней с момента приемки маркированного товара, но не позднее дня, когда продукцию передали третьим лицам.

Подробные сведения об оформлении электронных документов представлены в «Методических рекомендациях по оформлению ЭДО».

Ошибки или нарушения в электронном документообороте при продаже маркированных товаров могут привести к серьезным последствиям: штрафам, отзыву разрешительной документации или привлечению к уголовной ответственности.

За отсутствие на товаре кода маркировки предусмотрено минимальное наказание — административная ответственность с конфискацией предметов нарушения:

  • для должностных лиц: 5 000 – 10 000 ₽ (табак 30 000– 50 000 ₽);

  • для малого юридического лица: 25 000 – 150 000 ₽ (табак 150 000 – 250 000 ₽);

  • для среднего или крупного юридического лица: 50 000 – 300 000 ₽ (табак 300 000 – 500 000 ₽).

За преступления в особо крупных размерах и в случае сговора последует уголовная ответственность в виде штрафа до 1 000 000 ₽ и лишения свободы до 5 лет.

Ответственность предусмотрена и при несоблюдении сроков по отправке сведений при вводе товаров в оборот, передаче прав и выводе из оборота. Ввод в оборот нужно выполнить до того, как товар поступит в продажу. На отправку данных о передаче прав на товары предоставляется 3 дня. 

Эффективна ли система маркировки товаров

Эксперимент по маркировке привел к снижению контрафакта в той категории, где он в прямом смысле опасен для жизни — в фармацевтике. По оценкам Росздравнадзора, оборот недоброкачественных лекарств за это время снизился в 2,5 раза.

По подсчетам BIOCAD, нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов сократился в 10 раз. При этом в 2018 году на рынке появилось 568 новых наименований лекарств стоимостью до 20 руб., а на 440 таких медикаментов, по данным DSM Group, цена снизилась еще больше.

Вероятно, это связано с тем, что препараты дешевле 20 рублей маркируются за счет ЦРПТ.

В легкой промышленности доля нелегального оборота за 3 года сократилась с 31% до 18%, сообщил Минпромторг. Из тени вышло около 375 млрд рублей. Но с учетом всего объема российского рынка одежды, обуви и аксессуаров (2,3 трлн рублей, по оценкам FashionConsultingGroup), в серой зоне остается еще более 400 млрд рублей.

Данные показывают, что доля теневого потока товаров и контрафакта в России снижается с каждым годом. Благодаря этому добросовестные производители и импортеры увеличивают выручку, производственные объемы и конкурентоспособность своих товаров.

Покупатели лучше защищены от некачественной продукции, которая может сильно навредить здоровью. 

Чтобы система способствовала развитию честного бизнеса, необходимо соблюдать все требования по ведению ЭДО при продаже маркированных товаров. В статье мы подсветили важные этапы, которые помогут в этом.

Получите пробный период ELMA 365 ECM бесплатно через 1 рабочий час после уточнения вводных по настройке!

Единое цифровое пространство для корпоративного документооборота

ELMA365 ECM поможет организовать электронный архив документов и перевести в цифровой вид работу с первичкой, служебками, договорами, финансовыми, кадровыми документами

Реклама: ООО «ЭЛМА» ИНН 1831197044, erid: LjN8K3nfR

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру