График документооборота в бухгалтерии: инструкция по составлению

Любая компания заинтересована в том, чтобы первичные документы, бухгалтерские регистры и иная финансовая информация находились под полным контролем и учётом. Однако далеко не всегда их оформляет сама бухгалтерия. Документы составляются разными отделами — от продажников до кадровиков. 
График документооборота в бухгалтерии: инструкция по составлению
Иллюстрация: СберКорус

Чтобы упорядочить процесс их оформления и согласования, необходим график документооборота. С его помощью в компании будут определены сроки согласования и подписания, а также передачи в бухгалтерию. Расскажем, с чего начать при составлении графика документооборота.

Шаг № 1. Выясняем, как работает документооборот в организации сейчас

Чтобы определиться с графиком, надо понять, какие документы оформляются в компании в принципе, и кто ответственен за их составление. Придётся проанализировать целый пласт информации:

  • организационная структура компании — необходимо понять, кто кому подчиняется и кто перед кем отчитывается, кто с кем согласовывает документы и куда они идут дальше;

  • порядок архивации документов;

  • специфика работы предприятия — например, если компания оказывает ремонтно-строительные услуги и занимается, в том числе закупкой материалов, их должен согласовать инженер;

  • сроки хранения разных видов бухгалтерских документов;

  • перечень финансовых документов, с которыми работает компания — разные типы первички, журналов учёта, регистров, договоров, которые обосновывают расходы, и ряд других;

  • список сотрудников, участвующих в документообороте, а также цикл работы с документами — кто оформляет, кто согласовывает, кто направляет в бухгалтерию и кто сдаёт по итогу в архив;

  • электронный, бумажный или гибридный формат работы с документами.

После получения этой информации уже можно будет приступать к постепенному оформлению графика.

Шаг № 2. Прописываем маршруты документов

Это долгая работа, поскольку потребуется прописать маршруты для каждого типа документов:

  1. Указать форму документа. Возможно, организация пользуется своими разработанными формами, а где-то применяет закреплённые в нормативных актах шаблоны. В любом случае потребуется дать ссылку на источник, где закреплена форма документа. Например, если фирма использует форму ТОРГ-12 для товарных накладных, то её источником будет постановление Госкомстата № 132 от 25 декабря 1998 года

  2. Прописать, кто создаёт документ. Например, счета выставляет бухгалтер. 

  3. Указать, кто согласовывает документы. Например, договоры должны пройти согласование у юристов и руководителей. 

  4. Срок согласования. Он будет отличаться для разных типов документов. Например, договоры можно согласовывать 5 дней, а акт выполненных работ — 2 дня, чтобы контрагент не ждал слишком долго.

  5. Перечень уполномоченных подписывать документы лиц. Как правило, это генеральный директор или руководители отделов, департаментов.

  6. Сроки подписания. Например, если документ получен в первую половину дня, то подписать его нужно до конца рабочего времени. Если же документ был получен во вторую половину дня, то подпись ставится до первой половины следующего дня.

  7. Перечень ответственных за хранение документов. Это могут быть делопроизводители, бухгалтера, отдел кадров, юристы и другие.

  8. Сроки хранения документов. Сориентироваться в них поможет как закон о бухучете, так и приказ Росархива № 236 от 20 декабря 2019 года

Также не забудьте о следующих нюансах:

  • желательно указать ответственных сотрудников в разных отделах, которые будут передавать в бухгалтерию первичку с определённой периодичностью — например, каждый месяц или сразу после подписания;

  • при указании сроков на согласование и подписание учитывайте, что проверяющим нужно время для просмотра документов;

  • рекомендуется также указать предельные сроки согласования и подписания, если у ответственных лиц есть иные задачи или обстоятельства — например, командировки, встречи, отпуска и больничные;

  • следует прописать, в скольки экземплярах нужно составлять тот или иной документ.

Шаг № 3. Итоговое оформление графика

Чтобы график документооборота работал, нужно не только прописать схему движения документов и сроки их направления на согласование, подписание и сдачу, но и:

  • дать алфавитный перечень документов, чтобы сотрудники могли в них проще сориентироваться;

  • предоставить инструкцию к графику — как им пользоваться, когда он меняется, как вносить в него изменения, если некий отдел, например, стал оформлять новые виды первички.

После того как график оформлен в виде готового документа, нужно:

  1. Направить его руководителю на согласование и подписание. Выпустить приказ об утверждении графика, в котором будет указано, кто ответственен за его исполнение.

  2. Собрать подписи у сотрудников, участвующих в документообороте, об ознакомлении с приказом и графиком.

  3. Предусмотреть ответственность за нарушение сроков в рамках графика документооборота или, напротив, прописать поощрения за его добросовестное исполнение (премия, иные мотивационные факторы). Можно совместить ответственность с поощрительными мерами.

Вышеупомянутые нюансы прописать в трудовом договоре сотрудников или в дополнительном соглашении к нему. 

А мы напоминаем вам о возможности оптимизировать бизнес-процессы, подключившись к расчётно-кассовому обслуживанию в Сбере. Клиенты банка получат:

  • бесплатный доступ к сервисам электронной отчётности и ЭДО;

  • электронную подпись от ФНС и токен за 0 рублей;

  • возможность консультироваться с бизнес-юристами;

  • доступы к сервисам 1С для малого бизнеса;

  • возможность менять вакансии на портале Работа.ру неограниченное число раз;

  • много других бонусов — от оценки бизнес-идей экспертами до скидок на АЗС.

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KVZwx

Начать дискуссию

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Интересные материалы

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.