Первичные документы

Чек-лист: ЭТрН как закрывающий документ для бухгалтерии

Закрывающие документы подтверждают, что сделка завершена и стороны договора выполнили обязательства. На основании таких документов подтверждают расходы в бухгалтерском и налоговом учете. 
Чек-лист: ЭТрН как закрывающий документ для бухгалтерии
Иллюстрация: СберКорус

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) — цифровой аналог соответствующего бумажного документа — подтверждает факт перевозки грузов автотранспортом, а также расходы на логистику и транспортные услуги. 

В каких случаях оформляют ЭТрН

ЭТрН нужна:

  • Для любых коммерческих грузоперевозок, в которых грузоотправитель или грузополучатель привлекает перевозчика. 

ЭТрН не нужна:

  • Для перевозок, которые осуществляются силами отправителя или получателя груза, с использованием собственного транспорта. 

Зачем ЭТрН бухгалтерии

Оформленная в установленном порядке и подписанная всеми участниками перевозки электронная транспортная накладная — это первичный документ бухгалтерского учета, который подтверждает, что:

  • грузоотправитель передал груз перевозчику;

  • перевозчик доставил груз получателю;

  • грузополучатель принял груз и не имеет претензий. 

ЭТрН предполагает указание стоимости доставки, а значит, с ее помощью заказчик транспортных услуг может подтвердить произведенные расходы, а перевозчик — полученные доходы.

Налоговая может истребовать транспортную накладную в качестве обоснования расходов на транспортировку и уменьшения базы при расчёте налога на прибыль. Кроме того, транспортная накладная подтверждает принятый к вычету НДС.

Как заполнять ЭТрН

ЭТрН содержит 4 обязательных файла обмена (называют также титулами или разделами) и 4 опциональных. Формат транспортной накладной утверждён приказом ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.

Обязательные разделы:

  • 1 — Погрузка. Грузоотправитель вносит информацию о сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах.

  • 2 — Погрузка. Перевозчик вносит информацию о состоянии груза на момент приёма к перевозке. 

  • 3 — Выгрузка. Грузополучатель вносит сведения о приёме товара от перевозчика и состоянии груза.

  • 4 — Выгрузка. Перевозчик вносит информацию о сдаче груза получателю. 

Опциональные разделы:

  • 5 — Фиксация стоимости. Перевозчик указывает финальную стоимость перевозки. 

  • 6 — Фиксация стоимости. Грузоотправитель подтверждает стоимость перевозки. 

  • 7 — Переадресация. Перевозчик вносит информацию об изменении грузополучателя или адреса доставки.

  • 8 — Эстафета. Перевозчик вносит информацию о смене водителя или транспортного средства. 

Все титулы подписывают квалифицированной электронной подписью (КЭП). 

Новости ЭДО и цифровизации читайте в телеграм-канале СберКорус.

Что нужно для признания ЭТрН первичным и закрывающим документом

Электронная транспортная накладная станет подтверждением факта хозяйственной деятельности и произведённых расходов при соблюдении следующих условий:

  • Она оформлена в утверждённом ФНС формате (приказ ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@).

  • Все файлы обмена ЭТрН заполнены верно.

  • Документ подписан действительными ЭП. 

В письме № ЕА-4-26/3976@ от 03.04.2023 ФНС разъясняет, что электронная транспортная накладная для признания первичным документом должна содержать реквизиты, указанные в статье 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». То есть первичным и закрывающим документом ЭТрН, оформленная в утверждённом ФНС формате, будет исключительно при наличии правильно заполненных:

  • файла обмена информации перевозчика об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки (раздел 5);

  • файла обмена информации грузоотправителя о подтверждении факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки (раздел 6).

Разделы 5 и 6 не являются обязательными к заполнению, если участники грузоперевозки не планируют использовать ЭТрН как первичный и закрывающий документ. 

Кроме того, для признания электронной версии документа равнозначной бумажному нужно использовать действительную квалифицированную электронную подпись (КЭП). При этом: 

  • сертификат КЭП должен содержать актуальную информацию о владельце;

  • в сертификате КЭП должны быть указаны даты начала и окончания срока действия; 

  • подпись может содержать метку доверенного времени — тогда проверка действительности будет осуществляться на дату подписания электронного документа. 

Почему бизнесу выгодно использовать ЭТрН 

У электронного аналога бумажной транспортной накладной есть несколько весомых плюсов:

  • Документ не потеряется, не порвётся и не испачкается в пути. Контрагент получит ЭТрН в неизменном виде, а значит, не будет задержек с взаиморасчётами.

  • В электронную ТН можно быстро внести изменения. Это также обеспечивает оперативность взаиморасчётов при обнаружении ошибок в процессе грузоперевозки. 

  • ЭТрН не нужно дублировать на бумаге. Это гарантирует существенное сокращение затрат на бумагу и хранение документов. 

«Транспортный ЭДО» — удобный сервис для обмена ЭТрН и другими юридически значимыми электронными перевозочными документами. Сервис поможет:

  • оперативно отслеживать и контролировать все процессы доставки груза и подписания документа;

  • быстро вносить изменения, отправлять и получать скорректированные документы;

  • безопасно хранить документы и при необходимости мгновенно находить нужные данные;

  • экономить время и деньги на каждом этапе работы с перевозочными документами. 

Для подключения к сервису «Транспортный ЭДО» оформите заявку на сайте.

 Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KHDdW

Начать дискуссию