УЦ ФНС создает сертификаты ЭП бесплатно, однако часть затрат все же ляжет на плечи бизнеса. В их числе — специализированное ПО для работы с ЭП (лицензия на криптопровайдер «КриптоПро CSP»), а также токен (носитель для записи ключей ЭП), сертифицированный ФСТЭК или ФСБ. Больше подробностей — в нашей статье.
Новости ЭДО и цифровизации читайте в телеграм-канале СберКорус.
Обязательно ли получать ЭП
Большая часть отчетности в налоговые органы, соцфонд и другие государственные инстанции подается в электронном виде (даже у малого бизнеса). Потому сертификат ЭП будет необходим для подачи деклараций, расчетов и иных обязательных отчетных документов.
Если вы работаете в сфере розничной торговли, общепита, производства и изготавливаете / реализуете маркированные или подакцизные товары, то вся отчетность через системы «Честный ЗНАК» и ЕГАИС оформляется в электронном виде. Следовательно, без ЭП тоже не обойтись.
Вдобавок, многие компании и предприниматели пользуются сервисами электронного документооборота (ЭДО), чтобы ускорить информационный обмен с контрагентами и в будущем не «плодить» бумажные архивы. Даже если вы работаете без систем ЭДО, контрагенты могут направить вам ссылку на документ, который нужно будет подписать с использованием ключа ЭП. Это упрощает взаимодействие и обмен электронными юридически значимыми документами, а ЭП гарантирует факт отсутствия изменений в них.
Какие документы нужно подготовить для получения электронной подписи в УЦ ФНС
Пакет документов для получения квалифицированного сертификата ЭП от УЦ ФНС минимальный:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ИП или руководителя фирмы;
номер СНИЛС;
ИНН предпринимателя или руководителя компании.
Напоминаем, что получение сертификата возможно только лично владельцем сертификата. Получение по доверенности, даже нотариальной, невозможно.
Как уже упоминалось в начале статьи, для получения сертификата ЭП потребуется сертифицированный ФСБ или ФСТЭК носитель (токен). Купить сертифицированный носитель можно в СберКорус. Клиентам на выбор предлагается два варианта:
Рутокен Lite — на 64 Кб, имеет сертификат соответствия ФСТЭК, позволяет записать сертификат электронной подписи в УЦ ФНС или у его доверенных лиц, среди которых СберБанк;
Рутокен ЭЦП 3.0 — имеет сертификат соответствия ФСБ, подходит для работы с ЕГАИС и соответствует требованиям Росалкогольрегулирования, может работать без обязательной установки программы криптопровайдера, ключ ЭП может формироваться в неизвлекаемом формате.
Какое ПО нужно для работы с ЭП
Для формирования электронной подписи для электронных документов необходимо установить программное обеспечение — криптопровайдер. Одним из таких является «КриптоПро CSP», рекомендуется использовать последнюю сертифицированную версию 5.0. Для работы с данным ПО требуется лицензия на право использования.
Приобрести лицензию на одно рабочее место «КриптоПроCSP 5.0» совместно с токенами для хранения ключей ЭП можно в СберКорус.
Всем ли руководителям организаций и ИП сертификат электронной подписи оформляется через УЦ ФНС
Через УЦ ФНС оформляются квалифицированные сертификаты электронной подписи только для руководителей организаций, действующие от их имени без доверенности. Поэтому речь идет о генеральных директорах компаний (уставом или иными учредительными документами должность может называться по-другому). Также УЦ ФНС оформляет квалифицированные сертификаты ЭП для индивидуальных предпринимателей, нотариусов.
Если же нужно оформить электронную подпись для сотрудников организации (например, главному бухгалтеру, ведущему юристу, главному инженеру и т. д.), то в этом случае необходимо оформить сертификат ЭП физического лица, а также машиночитаемую доверенность (МЧД), подтверждающую полномочия сотрудника, подписанную ЭП руководителя.
В СберКорус можно получить ЭП физлица совместно с лицензией на «КриптоПРО CSP» в течение 15 минут с момента обращения. Среди дополнительных услуг — сопровождение сертификата, который позволяет трижды перевыпустить сертификат ЭП при утере токена или изменении персональных данных владельца.
МЧД можно выпустить в сервисе СФЕРА Доверенности в рамках использования сервиса СФЕРА Курьер. Выпущенные МЧД подходят для сдачи отчетности в государственные органы и для электронного документооборота с контрагентами. Все документы регистрируются в реестре ФНС, поэтому найти и проверить полномочия тех или иных лиц не составит труда.
Поможем открыть бизнес без визита в ФНС
Выпуск электронной подписи физлица для открытия ИП/ООО, 15 минут на подачу документов в ФНС, без оплаты госпошлины
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами:
Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8K9TfH
Начать дискуссию