Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Рассказываем, как решили проблему.
Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС (решения, уведомления, акты и прочую корреспонденцию от налоговой) не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Сейчас мы оказываем полное бухгалтерское обслуживание более трехсот клиентов и столько же регулярно пользуются другими нашими услугами. Сейчас работа с требованиями - это обычная рутина, которая не несет для клиента никакой угрозы..

Если не хотите знать, как мы этого достигли, пролистайте страницу вниз и прочтите, каких результатов мы добились. Скорее всего они заставят вас прочитать всю статью;)

С чего начали

Вначале работа с требованиями не носила системного характера. В результате, чаще всего, бухгалтеры узнавали о поступивших требованиях либо от клиента, либо от банка. Да и эта информация не всегда поступала вовремя. Порой между отправкой и получением проходило дня четыре. Работали в авральном режиме, а часто и вовсе не успевали взять их в работу.

Проверка требований осуществлялась полностью в ручном режиме. Ежедневно бухгалтеры искали поступившие требования в программе для отчетности или звонили клиенту и спрашивали, не поступали ли какие документы от ФНС. За день даже не успевали проверить всех клиентов. А следующий день “обнулял” все старания предыдущего. Бухгалтеры, как пони по кругу, тратили время на поиск требований и их дальнейшую отработку. При этом практически полностью отсутствовали постановка задач и контроль ее выполнения со стороны руководителя. Ничего не утаивая скажем, что на тот период времени отработка поступивших требований составляла не более 20%.

Схема неудобная и, откровенно говоря, не дающая хоть мало-мальски хорошего результата. Мы быстро поняли, что с таким подходом далеко не уйдешь и стали искать пути решения проблемы.

Наш путь решения проблемы

Мы четко понимали от каких проблем хотим избавиться:

  1. Перевести проверку поступивших требований в автоматический режим и освободить бухгалтера от непрофильной работы.
  2. Максимально автоматизировать процесс постановки задач бухгалтеру.
  3. Наладить контроль за их выполнением.

Одномоментно сделать это было невозможно, поэтому к решению приступили поэтапно.

I этап. Отправная точка

Изначально работали по мере поступления проблем. Приходило требование. Если оно доходило до бухгалтера, то он либо отрабатывал его, либо нет (в результате отсутствия системного контроля). Если требование не было отработано, то последствия проблемы всплывали в будущем (недоимки, штрафы за непредставление документов, пени и т.д.). И на решение этих задач бухгалтеру приходилось тратить еще больше сил и времени.

II этап. Начали автоматизировать процесс

На этом этапе мы приступили к первому шагу по автоматизации. Совместно с компанией Контур разработали алгоритм, позволивший осуществлять мониторинг входящих писем от ФНС в полуавтоматическом режиме и уже после их отрабатывать. Программа отфильтровывала только те компании (клиентов), которые получили какое-либо требования от госоргана. Этот механизм позволил решить первую проблему - ручной поиск требований по всей базе клиентов. Бухгалтеры были избавлены от необходимости просматривать входящие письма каждого клиента и смогли больше времени уделять своим основным задачам.

Итак, первая проблема решена - мы научили оперативно проверять наличие требований. Но вторая проблема по-прежнему оставалась.

III этап. Проблема постановки и маршрутизации задач

После получения и расшифровки требований (а в аутсорсе это вопрос особый) стоял вопрос поиска исполнителя, поскольку требования могут касаться разных налогов и требовать участия в их отработке специалистов разного профиля (бухгалтера по учету, бухгалтера по зарплате, специалиста по разблокировке счетов, юрисконсульта и др.). Бухгалтер, открывший “ящик пандоры” мог самостоятельно отработать требование, если оно было по его профилю. Если вопрос не в его компетенции, то чаще всего он просто не понимал, кому его передать (нужный специалист мог быть в отпуске, на больничном и пр.). В качестве временной меры подключался руководитель подразделения, который распределял и ставил задачи нужным подчиненным по электронной почте. Но это, опять же, ручной режим, от которого нужно было уйти.

III этап. Как полностью решили проблему

Окончательно вопрос был решен внедрением и настройкой бизнес-процессов в CRM-системе. Сейчас работа всего подразделения выстроена таким образом. Операционист ежедневно мониторит входящую корреспонденцию (ту самую, которую мы отфильтровали на II этапе) и вносит записи о вновь поступивших требованиях в базу данных: заполняет несколько базовых реквизитов требования (номер, дату, указывает госорган и привязывает его к компании, в отношении которой требование поступило). А также прикрепляет скан требования, чтобы бухгалтер видел, с чем ему предстоит работать. На весь процесс публикации требования в CRM-системе уходит порядка 15-20 секунд.

Дальше к работе подключается настроенный нами бизнес-процесс, который управляет дальнейшей работой с этим требованием в автоматическом режиме:

  • выбирает контролера и исполнителя задачи. Если в силу объективных причин это невозможно, то задача адресуется руководителю, который подбирает нужного исполнителя самостоятельно;
  • параллельно с предыдущим шагом уведомляет клиента о начале работы с требованием;
  • ставит исполнителю задачу. Этого этапа может и не быть, т.к. часто письма носят уведомительный характер;
  • бухгалтер приступает к выполнению поставленной задачи;
  • после выполнения бизнес-процесс формирует запрос бухгалтеру - составить краткий отчет о проделанной работе. Он направляется клиенту и сохраняется в его карточке нашей CRM.

На обработку требований налоговиками обычно отводится от 5 до 10 дней. Чтобы не потерять время, процесс настроен так, что в случае отсутствия каких-либо действий со стороны бухгалтера в течение суток, задача перезапускается, а контролер получает уведомление, что сотрудник к ней не приступал. Это позволило сократить время принятия документов в работу.

Чего удалось добиться

Коротко подведем итоги проделанной работы. В результате автоматизации мы:

  1. Высвободили время бухгалтера для непосредственной отработки требований - он больше не тратит часы на поиск и расшифровку поступившей корреспонденции и постановку задач.
  2. Усилили контроль руководителя подразделения за выполнением задач подчиненными.
  3. Увеличили число отработаны требований с 20% до 100% (от общего количества поступивших).
  4. Позволили бухгалтеру спланировать свою работу по отработке требований с учетом других его задач.

Вот такой процесс мы выстроили за пару лет. Без автоматизации отработки требований мы бы смогли работать с весьма ограниченным числом клиентов. В противном случае - бухгалтеры бы надорвались, клиенты не получили качественных услуг.

А какие процессы получилось автоматизировать вам? Нам будет интересно ;)

Комментарии

4
  • titova-tlt

    получение требования расписан как целый бизнес-процесс, с постановкой задач целой группе лиц! О боги, а то мы ранее не могли его получить и сразу начать исполнять! И не надо целым отделом да каждый день его отслеживать! Осталось только премию в размере месячной зар.платы выписать команде из 10 человек и вручить подарки!!! Они же получили Требование!!! )))

    • Saria

      статья об аутсорсинговой компании. Там этот процесс на самом деле не прост, когда клиентов десятки.

  • Татьяна043

    Уже очень давно у нас поставлена система:

    1. Мы всех Клиентов переключаем сдачу отчетности только на нас,чтобы контролировать весь документооборот с налоговой
    2. Работаем через Астрал отчет как уполномоченные представители
    3. Контроль приема и отправки отчетности, требований писем и т.д. осуществляет отдельный человек. Бухгалтер не имеет дело с приемом и отправкой по ТКС.
    4. Требования принимаются,регистрируются, передаются Бухгалтерам.
    5. Контроль осуществляется двоими людьми: тем,кто принял - это первичный контроль(у нас это офис-менеджер) и руководитель отдела бух.сопровождения.
    6. Аналогично с отчетностью и любыми другими документами в адрес налоговой( от ответов на Требования до уведомления на УСН) - Бухгалтер сам этого не делает. Сроки также контролируются в единой системе ,куда вносится каждый Клиент при приеме на бухсопровождение. Таким образом, как минимум два человека еще следят за сроками: офис-менеджер и руководитель отдела Бухсопровождения.

    За все время у нас может пару раз была блокировка и то в силу объективных причин (зачастую Клиенты не всю информацию могут передать или не воверям): система сама сбой не давала ни разу!

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Интересные материалы

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий