Как повысить качество отчетности по МСФО, подготовленной в 1С

<p>На сайте ИПБ России есть <a href="https://www.ipbr.org/accounting/ias/" target="_blank">раздел</a>, посвященный международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В нем регулярно появляются новые публикации.</p><p>Сегодня представляем материал, который поможет компаниям повысить качество и достоверность отчетности по МСФО, подготовленной в 1С.</p
Как повысить качество отчетности по МСФО, подготовленной в 1С

Предприятия, которые автоматизируют процесс подготовки отчетности по МСФО на базе программных продуктов «1С», стремятся не только повысить качество и достоверность отчетности по МСФО. Сокращение сроков и снижение стоимости подготовки отчетности и аудита — также довольно важная задача. Эти выгоды обеспечивают окупаемость затрат на внедрение программного продукта за два-три года.

Факторы, влияющие на подготовку отчетности

Как показывает практика, запланированных показателей выгод в виде уменьшения временных и финансовых затрат на подготовку отчетности достигают далеко не все компании, поскольку после внедрения «1С» множество трансформационных корректировок по-прежнему рассчитывается вручную в Excel и вводится в виде ручных операций в программный продукт, подготовка отчетности затягивается из-за нестыковок в организации рабочего процесса и проблем, связанных с человеческим фактором.

К сложностям, возникающим в связи с человеческим фактором, как правило, относится позднее поступление информации от ответственных структурных подразделений и проблемы корпоративной политики при обмене данными между управляющей компанией и дочерними обществами.

Несвоевременное предоставление документов контрагентами — это внешний фактор. На ситуацию можно влиять частично. Есть три варианта решения этого вопроса.

Решение 1. Измените условия договоров с контрагентами:

  • введите финансовые санкции за задержку документов;
  • закрепите в договорах сроки предоставления документов;
  • разработайте и закрепите в качестве приложения к договору шаблоны оправдательных документов;
  • откажитесь от агентских схем в пользу прямых договоров с поставщиками.

Однако чем меньше предприятие, тем сложнее устанавливать особые условия расчетов в договорах. Особенно это касается взаимоотношений с крупными корпорациями, которые безальтернативно предлагают типовые договоры для большинства клиентов. В этом случае попробуйте воспользоваться следующими решениями.

Решение 2. Применяйте принцип начисления резервов (или accruals).

Если какой-либо расход, например плата за электроэнергию или аренду, является типичным и приблизительно одинаковым от месяца к месяцу, его можно прогнозировать и признавать в качестве расхода в корреспонденции со счетом 96 «Резервы», не дожидаясь поступления документов от поставщика. Закрепите такой метод учета в учетной политике организации.

Решение 3. Принимайте к учету документы, оформленные ненадлежащим образом, и заменяйте их впоследствии.

Часто из-за мелких ошибок и неточностей в документах их возвращают на доработку, в результате чего процесс сбора оригиналов первичных документов от поставщиков затягивается.

Обратите внимание!

Большинство проблем организации рабочего процесса, не связанных с человеческим фактором, можно решить за счет более эффективного использования встроенных в «1С» инструментов автоматизации контрольных процедур: проверочных отчетов, чек-листов закрытия, портала сверки ВГО.

Но существуют еще и проблемы технического плана, связанные с интеграцией с другими программными продуктами и сбором данных по холдингу. Они тоже тормозят процесс подготовки отчетности. К ним относятся такие нюансы, как импорт системы показателей по удаленным дочерним обществам на базе форм сбора данных, когда не настроен мэппинг между учетной системой дочернего общества и формой сбора данных и эти формы приходится заполнять в ручном или полуавтоматическом режиме, и другие.

Однако в более широком смысле интеграция заключается в том, что некоторые раскрытия в отчетности по МСФО, в частности раскрытия по структуре будущих денежных потоков от погашения финансовых инструментов по МСФО (IFRS) 7, могут быть автоматизированы за счет построения единого информационного поля с другими подсистемами: бюджетированием, казначейством, закупками. Например, импорт плановых данных по денежным потокам в подсистему МСФО и составление на основе этих данных раскрытий к отчетности.

Автор: Шуклов Лев Викторович, к.э.н., ведущий методолог управления бухгалтерского учета и контроля ООО «Нефтегазовая компания ИТЕРА».

Полностью статью вы можете прочитать на сайте ИПБ России.

Начать дискуссию