Законы у нас, оказывается, не имеют прямого действия. ЭЦП не полноценная ЭЦП. 63-ФЗ, 115-ФЗ и инструкции Банка России легко противоречат законам ГК РФ. И данное решение суда фактически ставит крест на рассмотрении судом переписки, подлинность которой обе стороны не отрицают.
То есть можно теперь в суде сказать: «ну мало ли что там в переписке, а должно быть ещё соглашение с перечнем операций, которые будут иметь силу, а ещё вот инструкцией или письмом такого-то ведомства требуется...».
У нас необычная ситуация. По заголовку вы скорее всего поняли, что нам банк закрыл счёт. А вот и нет! Это мы хотим закрыть счёт в банке удалённо, а банк хочет нас доить вечно, похоже. Банки сами пачками закрывают счета и не открывают счета при обращении. Многие сталкивались с отказом открыть счёт без объяснения причин. Банки любят пугать ещё 115-ФЗ, но очень боятся писать письменный отказ об открытии счёта. И в результате открывают.
Но мы перешли в другой банк из-за желания экономить, ну и ВТБ не устраивал чисто технически. У нас там счёт с 2002 года в Банке Москвы ещё. И они нам не дают нормальную интеграцию по открытому API 1C DirectBank. А у нас выписки давно уже автоматом забираются, платёжки в банк отправляются и зарплата тоже через DirectBank через зарплатный проект.
Согласно пункту 1 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Мы из интернет-банка направили письмо с просьбой расторгнуть договор и закрыть счёт.
Казалось, бы всё просто, всё очевидно, всё логично. Есть закон. Есть интернет-банк в котором мы платежи отправляем. Но оказывается нет! ВТБ отказывается закрывать счёт. Требует личной явки.
Мы идём в суд. Благо в суд личная явка не нужна и исковое отправляется удалённо. Наше исковое см. тут.
Эпидемия коронавируса, конечно, всё затянула и не дала возможности прийти лично в суд. Суд в первой инстанции мы проиграли. И мягко говоря офигели. Вот решение суда.
Логика суда очень витиеватая. Суд не объясняет, почему он отказывается применять пункт 1 статьи 859 ГК РФ. Ведь в статье 859 ГК РФ нет слов: «если иное не предусмотрено другим законом или соглашением сторон». Суд идёт в сторону, цепляется за 115-ФЗ, за 63-ФЗ. И приходит к выводу:
Поскольку законом установлена обязанность кредитной организации идентифицировать клиента (представителя клиента), обратившегося с заявлением о закрытии банковского счета, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
То есть платёжки отправлять через интернет-банк мы можем и идентифицированы. А вот выйти из договора мы не можем — не идентифицированы. В суде ВТБ не заявляет, что письмо о закрытии счёта хакеры подделали. Также ВТБ в суде не заявляет, что иск в суд поступил от неидентифицированного лица.
Сейчас мы готовимся к апелляции. Судебное решение по моему мнению противоречит здравому смыслу, логике и закону. Такие судебные решения совсем не способствуют развитию технологий и здоровому бизнес-климату. Даже если с юридической стороны тут всё правильно, то получается, что закон не имеет прямого действия, его отменяют положения Банка России. И тут закладывается прецедент когда обе стороны соглашаются, что одна сторона направила другой стороне письмо, никаких вопросов в подлинности и в получении письма нет, но несмотря на подлинное письмо, оно значения не имеет.
В апелляции планируем писать, что закон был неправильно применён. Что раз в суде ВТБ не заявил, что письмо не от нас, то значит ВТБ нас идентифицировал. А раз идентифицировал, то обязан исполнить пункт 1 статьи 859 ГК РФ.
Если у кого есть идеи, что ещё указать в апелляции, то буду благодарен.
Комментарии
13Апелляцию мы проиграли. Кассацию выиграли. Ждём пересмотр дела. Как будет поставлена точка - напишу.
а почему вы не хотите лично посетить отделение банка? Просто получается - на суды время есть, а прийти в банк - времени нет.
Чет напомнило - муж бьет, значит самадура. Так и у вас получается. Если руководитель не может пойти в банк, значит сам дурак. А банк-то белый и пушистый ;)
Поделитесь номером дела)
Здравствуйте.
Так что Вам кассация нарушала ?
Молодцы, пишите. Мало кто обладает решимостью дойти до конца, часто позволяем "беспределу" спокойно дальше быть.
а в чем тут беспредел? Одно дело, если банк не хочет закрывать счет и отдавать день, взимает грабительскую комиссию. А тут - куча лишних телодвижений на ровном месте.
Так дело в том, что когда выбираешь банк. который от тебя далеко - они все поют о том "Да разве сейчас это проблема, ведь все электронно решается. не выходя из офиса". А как дело до дела доходит, то видите ли к ним ехать надо. А кто-то находится на другом конце города. Приехать по всем пробкам, когда и так куча дел. Я вот им пишу в Клиент-Банке вопросы как закрыть счет, с кем созвониться? А мне они даже не отвечают. Ну это как так? Я возмущена! А за обслуживание счета исправно денежки снимают.
Мы, кстати, были в ВТБ. Это был ужас! Сейчас, если есть в списке этот банк - сразу вычеркиваю.