ФСБУ Аренда

Бухгалтерский учет аренды у арендатора по ФСБУ 25/2018: упрощенный и основной порядок

Прошло уже полгода как все начали применять новые ФСБУ, но ФСБУ 25/2018 «Аренда» до сих пор вызывает вопросы у бухгалтеров. Мало кто понимает, как работать с ФСБУ, как учитывать аренду и вести это в 1С. Разбираемся с бухгалтерским учетом аренды у арендатора вместе с экспертом Верой Сокуренко.
Бухгалтерский учет аренды у арендатора по ФСБУ 25/2018: упрощенный и основной порядок

Упрощенный порядок учета аренды

ФСБУ 25/2018 обязали применять все коммерческие организации с 2022 года. ФСБУ устанавливает для арендатора два способа учета аренды:

  1. Основной. При нем арендатор должен признать право пользования активом (ППА) и обязательства по аренде.

  2. Упрощенный. Для него нужно выполнить ряд условий. В этом способе учета новое ППА на балансе не появляется. Арендатор ведет учет аренды, как раньше.

Три условия, которые нужно выполнить одновременно, чтобы воспользоваться упрощенным способом учета аренды (п. 12 ФСБУ 25):

  • отсутствие выкупа объекта по цене ниже чем справедливая стоимость;

  • право собственности не переходит к арендатору на предмет;

  • не должно быть передачи жилья в субаренду.

Новый порядок 25 ФСБУ требует признавать ППА у арендатора. Бывают ситуации, когда организация использует только арендованное имущество. В балансе же существенных активов нет.

Как учитывать аренду с ППА без дисконтирования в 1С у арендатора смотрите в бесплатном уроке. Он из курса «Все шесть новых ФСБУ».

Следовательно, доказательств финансовой устойчивости, которая важна для инвесторов и кредиторов нет. Поэтому арендованное имущество нужно показать в балансе как право пользования этим имуществом.

Арендатор имеет право применять упрощенный способ учета аренды в любом из следующих случаев (п. 11 ФСБУ 25):

  • срок аренды не превышает 12 месяцев;

  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа не больше 300 тыс.руб.;

  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную финансовую отчетность.

Если срок аренды не больше 12 месяцев, то арендатор имеет право применять упрощенный способ для нескольких объектов аренды. Если срок больше, то применять упрощенный способ или нет решает арендатор с каждым объектом отдельно.

Упрощенный способ учета аренды такой же, как и порядок бухгалтерского учета операционной аренды, который был до ФСБУ 25/2018. Арендные платежи тут признаются в качестве расхода равномерно в течение всего срока аренды.

Обязанность ведения бухгалтерского учета

При использовании упрощенного способа учета аренды никаких новшеств у арендатора не возникает. При получении в аренду ОС принимаются на забалансовый учет (001 счет). Срок аренды заканчивается — арендатор возвращает предметы аренды и списывает их с счета. Арендные платежи признаются в расходах в зависимости от того, для каких целей была аренда.

Бухгалтерский учет арендных операций при упрощенном способе выглядит так:

Если у вы пользуетесь упрощенным способом учета аренды ФСБУ 25, то зафиксируйте это в учетной политике. Важные элементы нужно раскрывать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2022 год.

Основной порядок учета аренды в ФСБУ 25/2018

25 ФСБУ сделали, чтобы представить внешним пользователям достоверную информацию о финансовом состоянии имущества и обязательств у арендатора и арендодателя.

Для арендатора основной способ тот, при котором на дата начала аренды — это право пользования арендованным активом и обязательство по аренде.

На балансе арендатора мы будем видеть в течение всего срока аренды:

  1. Актив в форме права пользования.

  2. Пассив в форме обязательства по аренде.

Научитесь работать с новыми ФСБУ

Эксперты «Клерка» помогут

Курс повышения квалификации (120 ак. часов ФИС ФРДО)

Заполните форму ниже — узнайте все нюансы ФСБУ

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Формирование стоимости права пользования активом

Право пользования активом оценивается по фактической стоимости, включающей (п. 13 ФСБУ 25/2018):

  • величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

  • арендные платежи, осуществленные на дату начала аренды;

  • затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

  • величину оценочного обязательства, которое в будущем, при возврате предмета аренды, необходимо будет исполнить арендатору исходя из условий договора. Это может быть обязательство по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния и т.п.

В пассиве баланса мы формируем обязательство по аренде, которое определяется как приведенная стоимость будущих арендных платежей. Это обязательство увеличивается на начисленные проценты. По факту это — проценты за отсрочку платежа. Смысл аренды в том, что мы не приобретаем в собственность какой-то предмет, а пользуемся им.

Деньги во времени меняют свою стоимость. Обязательство по аренде в течение срока аренды уменьшается на уплаченные суммы.

Право пользования — это актив, который дает нам в будущем экономические выгоды. По мере извлечения этих выгод, мы будем амортизировать ППА.

В отчете о финансовых результатах мы учитываем расходы по аренде. Они будут отражаться не в сумме арендной платы, а в амортизации ППА и процентных расходах, которые связаны с отсрочкой внесения обязательств по аренде. Коммунальные услуги как переменный платеж, включается в расход и попадает в отчет.

По договору плата за аренду вносится каждый месяц или квартал, но с точки зрения БУ есть два компонента:

  • погашение ДЗ в виде арендных обязательств (отсроченных обязательств), т.е. они рассчитываются по дисконтированной оценке;

  • процентный платеж.

Амортизация права пользования активом

Организация должна применять единую учетную политику в отношении ППА и схожих активов: незавершенных капитальных вложений, основных средств и других (п. 10 ФСБУ 25/2018). Если предмет аренды относится к группе основных средств, по которой идет переоценка, то следует переоценивать соответствующее ППА.

Как учитывать аренду с ППА без дисконтирования в 1С у арендатора смотрите в бесплатном уроке. Он из курса «Все шесть новых ФСБУ».

По активам, которые подлежат амортизации, ППА списывается через амортизацию в течение срока их полезного использования (п. 17 ФСБУ 25/2018).

ППА отражается в учете по тем же правилам, как наши аналогичные ОС.

Чтобы установить срок полезного использования ППА нужно учесть все факторы, предусмотренные ФСБУ 6/2019:

  • ожидаемый срок использования в соответствии с производительностью и мощностью;

  • ожидаемый физический износ, зависящий от эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды;

  • ожидаемое моральное старение предмета аренды;

  • планы производства и технического перевооружения;

  • ограничения использования.

Если договор не предполагает переход к арендатору права собственности на арендованный предмет, то срок амортизации ППА не может превышать срок аренды (п. 17 ФСБУ 25/2018). Если же по условиям договора предполагается выкуп объекта, то ППА устанавливается из ожидаемого срока использования и физического износа, без ограничения.

Для амортизации ППА следует установить тот же способ, который организация применяет для собственных основных средств, аналогичных арендованным объектам (п. 10 ФСБУ 25/2018), как в учетной политике.

При линейном способе сумма ежемесячной амортизации права пользования активом:

Амортизацию права пользования активом следует отражать на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно. Например, на субсчете «Амортизация права пользования активом».

Сумма ежемесячной амортизации ППА включается в состав тех расходов, куда отнесли бы ее, если бы имущество было собственностью арендатора. Например:

Мы рассказали не все особенности бухгалтерского учета аренды в ФСБУ 25/2018. Это только часть учета аренды у арендатора. Мы разобрали амортизацию ППА, основной и упрощенный порядок учета. Подробно об остальных нюансах ФСБУ 25/2018 рассказываем на курсе повышения квалификации.

Что в курсе

Разберитесь как по-новому учитывать аренду, решите спорные моменты и получите нужные знания — без воды. Занятия проходят дистанционно: изучаете конспекты, смотрите видеолекции, мастер-классы. Общение проходит в закрытом Telegram-чате с кураторами.

Чему научитесь

Знания из курса повышения квалификации помогут:

  • освоить один из самых сложных ФСБУ 25/18 «Аренда» — узнаете как его применять;

  • понять особенности бухгалтерского учета по новым стандартам;

  • избежать ошибок;

  • узнать, что придется изменить в учете и как его настроить по новым требованиям.

Кто преподает

Сергей Верещагин — эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению с 30-летним стажем работы. Написал десятки книг по бухучету.

Елена Васильева — аудитор, сертифицированный специалист 1С, предприниматель, основатель онлайн Школы Управления Бизнесом.

Надежда Камышева — глава Экспертного совета «Клерка», самый авторитетный бухгалтерский специалист рунета: дала десятки тысяч консультаций нашим клеркам. Специализация: отчетность, учет, все виды систем налогообложения, ИП.

Елена Потехина — кандидат экономических наук, доцент по специализации «Бухгалтерский учет, статистика».

Какой документ получите после курса повышения квалификации

После итоговой аттестации мы выдадим официальное удостоверение. Покажете работодателю — он убедится, что вам можно доверить сложную тему и возможно повысит. Удостоверение отображается в государственном реестре Рособрнадзора. Дополнительно дадим сертификат ИБП России на 40 часов.

Работайте с учетом аренды спокойно

Научим разбираться с ФСБУ 25/2018 и другими стандартами

Запишитесь на курс повышения квалификации «Клерка»

Заполните форму ниже — новые ФСБУ больше не будут для вас трудными

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году