Неопытные предприниматели искренне считают бизнес может работать и расти без всяких планов, а финансовое планирование — пустая трата времени. Но финансисты с ними не согласны.
Финдиректор «Нескучных финансов» Лариса Баневич расскажет, почему планирование доходов и расходов — насущная потребность каждого бизнеса.
Навигатор для бизнеса
Управление бизнесом часто сравнивают с вождением автомобиля. Можно ехать без навигатора, но с ним комфортнее и всегда ясно, как далеко вы от заданной цели. В бизнесе роль навигатора исполняет финансовый план.
«Представьте, владелец бизнеса задумал за 1-е полугодие выполнить 60 % годового плана. Но план-фактный анализ показал только 43 %. Тогда глава компании созвал руководство на совещание, где участники детально разобрали, почему так получилось и что нужно предпринять. Во 2-м полугодии отставание наверстали, и годовой план был выполнен на 100 %.
Похожая ситуация происходит, когда вы по пробкам добираетесь на важную встречу и понимаете, что при такой скорости точно опоздаете. Приходится действовать: выбрать более короткий маршрут, прибавить скорость или оставить автомобиль на парковке и доехать на метро».
План-фактный анализ — это сопоставление запланированных в бюджете показателей с фактическими. Если план не совпал с фактом, это не всегда проблема, но однозначно — повод задуматься.
Еще пример: владелец наметил план по денежному потоку, а по итогам месяца обнаружил проседание. Стал выяснять причину и узнал, что менеджеры без его ведома увеличили рассрочку, чтобы выполнить план по продажам. Так как собственник вовремя заметил снижение объема поступлений, хитрый маневр менеджеров не удался.
Денежный поток — это разница между притоком денег в бизнес и оттоком из него. Если поступило больше, чем выбыло, то денежный поток положительный. Если меньше — отрицательный.
Запланировать денежный поток помогает специальный отчет — Бюджет движения денежных средств (БДДС). Он позволяет избежать кассовых разрывов — ситуаций, когда прибыль в бизнесе есть, но денег на текущие расходы компании не хватает«.
Научим читать финансы компании как открытую книгу на курсе «Финансовый директор». Вы узнаете, как на основе цифр принимать правильные управленческие решения и сможете повысить эффективность бизнеса.
Как стать финансовым директором за 2 месяца?
Средство стимулирования сотрудников
Чтобы планы выполнялись как задумано, важно назначить ответственного за каждый показатель. Тогда владелец бизнеса понимает, кого стоит премировать, если план достигнут, и с кого спросить, если результат оказался ниже ожидаемого.
Показателей могут быть сотни. Но используют не все, а только те, которые позволяют компании развиваться и расти. В каждом бизнесе они свои. Определить их поможет финансовая модель — таблица, в которая наглядно демонстрирует связи между цифрами. На ее основе собственник раскладывает бизнес по полочкам, выделяет точки роста и фокусируется на них.
Финмодель показывает, какие показатели уменьшают или увеличивают размер прибыли, и кто из работников на эти показатели влияет.
«Когда владелец бизнеса привязывает заработок к выполнению плана, то облегчает жизнь и себе, и своему персоналу. Ведь тогда сотрудники стремятся достичь заданного результата, а не просто просиживают на рабочем месте от звонка до звонка.
Еще один эффективный инструмент — система регулярных отчетов с визуализацией. С ее помощью работник видит, что нужно сделать для выполнения плана, и как при этом вырастет его вознаграждение».
Финансы — главный показатель состояния к
Укрепите свои стратегические навыки и получите новые инструменты повышения благосостояния компании
Ограничитель расходов
Доходы и расходы планируют на будущее с помощью другого отчета — Бюджет доходов и расходов (БДР). Он помогает назначить ответственных за поступления из каждого источника дохода и за все статьи расходов. В БДР можно разграничить финансовую ответственность по подразделениям, каждое из которых будет отвечать за конкретный набор операций и влиять на показатели этих операций.
Типичный пример лимитирования затрат — маркетинговый бюджет. Маркетолог не может влиять на выручку или объем продаж напрямую. Он работает на привлечение лидов — заявок от потенциальных клиентов. А обрабатывают эти заявки уже sales-менеджеры. Поэтому нет смысла привязывать вознаграждение маркетолога к объему продаж, выручке или прибыли.
А затраты на привлечение лидов зависят именно от маркетолога. Лимит расходов на маркетинг — стоп-линия, которую ему пересекать запрещено. Поэтому мотивировать маркетолога стоит на количество лидов в рамках бюджета.
Сценарист личных планов
Финансовое планирование бизнеса позволяет собственнику обдуманно выстраивать личные планы.
«Частая проблема — владелец решил съездить в отпуск, забрал деньги из кассы, но потребностей бизнеса не учел. Отпуск прошел отлично, но компания попала в череду кассовых разрывов.
Когда владелец строит планы, опираясь на возможности бизнеса, он избегает финансовых потерь и оправдывает ожидания близких людей».
Источник уверенности
Когда плана нет, положение спасет только оптимизм. Но наивно верить в светлое будущее — это одно, а точно знать, насколько светлым оно будет, — совсем другое.
Понимание, какого результата должен достичь бизнес через год, — и есть главная цель планирования.
Идеально, когда план совпадает с фактом не меньше, чем на 80 %. Научиться этому вполне реально, хотя не у всех получается с первого раза.
Когда владелец уже в начале года на 80 % знает, к чему его бизнес придет в декабре, он чувствует себя намного уверенней, чем когда этого понимания нет.
Научим финансовому планированию на курсе «Управление финансами» в международной бизнес-школе Laba. Планируйте путь своего бизнеса наперед и достигайте результата вместе с нами.
Начать дискуссию