Охрана труда

Организация охраны труда на микропредприятии: какие документы оформить

Малый бизнес часто забывает о том, что охрана труда — это требование для каждого работодателя, даже для ИП, у которого трудятся всего несколько работников. Расскажем, как организовать охрану труда на микропредприятии.
Организация охраны труда на микропредприятии: какие документы оформить
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кого можно отнести к микропредприятиям

К микропредприятиям относятся субъекты малого предпринимательства (СМП) — юридические лица, которые соответствуют установленным критериям. А именно, чтобы предприятие смогло получить этот статус, численность его работников не должна превышать 15 человек, а годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) — 120 млн руб. При этом, доля участия общественных и благотворительных организаций не может превышать 25%, а организаций, не относящихся к микробизнесу — 49% уставного капитала.

Все СМП есть в реестре, который ведет ФНС. Попадают они туда автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и предоставленной отчетности. Никакие заявки для этого не нужны.

Если организация или ИП соответствуют критериям МСП, то их внесут в реестр. Основание для включения в реестр:

  • с 10 января по 10 июня — сведения за позапрошлый год;

  • с 10 июня по 10 декабря — сведения за прошлый год;

Общие правила организации охраны труда на микропредприятии

Требования охраны труда распространяются и на микропредприятия. Такие правила должны выполнять даже ИП с одним сотрудником. Но есть послабления.

Любой работодатель обязан:

  • Обеспечивать безопасные условия труда на всех рабочих местах;

  • Разработать инструкции по охране труда для каждой должности;

  • Обучать работников и проводить инструктажи по охране труда;

  • Информировать работников о нормативных требованиях, а также условиях труда на их рабочих местах;

  • Страховать работников от несчастных случаев;

  • Организовывать медосмотры для сотрудников;

  • Выдавать СИЗ;

  • Расследовать и вести учет несчастных случаев, профзаболеваний и микротравм персонала.

Обучение сотрудников и разработка необходимых документов для малых предприятий регламентируются приказами Минтруда и ГОСТ Р 12.0.009-2009. 

Для микропредприятий действуют упрощенные требования в части обучения сотрудников. Есть четыре основных послабления: 

  1. Если в компании численность сотрудников не превышает 50 человек, можно не создавать службу охраны труда и не нанимать специалиста (ст. 223 ТК);

  2. Если в организации или ИП нет работ повышенной опасности, вместо обучения охране труда можно проводить инструктажи;

  3. Предусмотрены случаи, когда СОУТ допустимо проводить собственными силами работодателя и не привлекать стороннюю организацию (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н);

  4. Микропредприятия освобождены от сдачи форм в Росстат — формы 1-Т и формы 7-травматизм.

Современные решения для бизнеса

Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас

Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58

Или оставьте свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Как организовать охрану труда на микропредприятии

1. Назначьте ответственного за работу в этой сфере.

Если в организации трудится менее 50 человек, то можно не вводить отдельную должность в штат. Охраной труда вполне может заниматься сам ИП, руководитель организации или назначенный приказом совместитель.

Законодатель также не запрещает передачу этой функции на аутсорсинг. Выбранный вариант закрепите в приказе.

2. Обучите руководителя или специалиста, ответственного за охрану труда.

Обратите внимание, что работодатель-ИП обязательно проходит такую подготовку еще до приема на работу первого сотрудника. Обученные специалисты, в свою очередь, будут инструктировать и проверять подготовку остальных работников на предприятии.

3. Издайте приказ и отметьте в должностных инструкциях сотрудника ответственность за ОТ. 

И не забудьте разработать Положение о системе управления охраной труда — СУОТ.

Разработку положения СУОТ и другой документации по охране труда можно поручить нам! Lexintel — экспертная помощь по организации ОТ и технике безопасности на предприятиях любой сферы деятельности.

4. Проведите спецоценку условий труда и оценку профессиональных рисков на рабочих местах.

С 1 марта 2023 года микропредприятия могут проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) по упрощенным правилам. Это значит, что они могут делать это самостоятельно, не привлекая для этого экспертную организацию (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н). 

По результатам СОУТ составьте и утвердите приказом:

  • Списки работ с повышенными требованиями безопасности, работ, для которых нужен наряд-допуск;

  • Перечень профессий и видов деятельности, которым требуется выдавать СИЗ и смывающие средства. Определите порядок их выдачи (ст. 221 ТК);

  • Список профессий, должностей, видов работ, где нужно отдельное обучение по ОТ. Укажите порядок обучения и список тех, кто от обучения будет освобожден;

  • Категории сотрудников для предварительных и периодических медосмотров (ст. 220 ТК);

  • Перечень должностей и профессий с вредными и опасными условиями труда для выдачи лечебно-профилактического питания, других компенсаций, а также льготного пенсионного обеспечения;

  • Перечень инструкций по охране труда;

  • План мероприятий по охране труда.

Учтите, что инструкцию по охране труда надо составить по каждой должности в штате (ст. 214 ТК).

5. Приобретите сертифицированные СИЗ и организуйте их выдачу сотрудникам.

6. Разработайте и утвердите инструкции по охране труда. 

На микропредприятии можно утвердить одну общую инструкцию по охране труда для офисных работников. 

Если ваша организация заключает больше одного договора подряда в год, вам также придётся разработать Положение о работе с подрядчиками.

7. Организуйте прохождение сотрудниками медосмотров 

8. Организуйте схему расследования несчастных случаев, профзаболеваний, микротравм.

Это только подготовительные работы по организации охраны труда у работодателя. В процессе текущей деятельности всегда поддерживайте безопасность на рабочих местах, для этого составляйте и выполняйте планы мероприятий, всегда актуализируйте документацию.

Работаете как ИП и не хотите нагружать себя сложностями ведения штата, начисления налогов и организации охраны труда? Привлеките работников по системе аутстаффинга и законно работайте в качестве ИП без сотрудников. Lexintel возьмет на себя ответственность и задачи по кадровому делопроизводству, бухгалтерии и ОТ. 

Какие документы по охране труда должны быть

Минимальный пакет документов, который должен быть на микропредприятии, выглядит так: 

  • Положение о СУОТ;

  • Инструкция по охране труда;

  • Приказ на назначение ответственного по охране труда;

  • Программа вводного инструктажа;

  • Журнал регистрации инструктажа;

  • Документы по СОУТ. 

Ответственность

Если проигнорировать обязательные требования, работодателю грозит административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП). Это будет или штраф — до 150 тыс. рублей или приостановка деятельности, если нарушение опять повторится.

Если на предприятии в результате несчастного случая будет нанесен тяжкий вред здоровью работника или пострадавший умрет, то ответственных должностных лиц могут привлечь и к уголовной ответственности по ст. 143 УК.

Если боитесь пропустить что-то важное, неверно растолковать требования закона или просто не хотите тратить драгоценное время на погружение в тему, на помощь придут эксперты Lexintel.

Современные решения для бизнеса

Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас

Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58

Или оставьте свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Паритет Консалтинг», ИНН: 7718643681, erid: LjN8Jx4VE

Комментарии

2
  • Оксана

    "На микропредприятии можно утвердить одну общую инструкцию по охране труда для офисных работников."
    Добрый день! Вы пишете, что при создании инструкций по ОТ можно разработать общую инструкцию для офисных работников. Насколько мне известно законодательство обязывает работодателя разработать ИОТ согласно должностям указанным в штатном расписании. 
    Можно ли узнать, чем это регламентируется и в каком нормативном акте прописано? 

    Достаточно, ли разработать ИОТ работникам только по профессиям (должностям) или обязательно должны быть разработаны ИОТ по виду работ? 
    Заранее огромная вам благодарность!

    • Lexintel Group

      Здравствуйте! Благодарим за Ваш вопрос. Законодательно это нигде не закреплено. На практике, действительно, достаточно разработать только одну общую инструкцию для офисных работников, так как такие сотрудники, как правило, взаимодействуют с одинаковыми приборами и офисным оборудованием, вне зависимости от их конкретной должности.

      Чтобы не делать несколько одинаковых инструкций для разных должностей, достаточно одной общей.

ПСН

ИП на ПСН может вести образовательную деятельность через интернет

Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых можно вести на ПСН.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нарушение правил использования УКЭП может привести к уголовной ответственности

Использовать чужой ключ усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) нельзя.

НДФЛ

При расчете НДФЛ с продажи недостроенной квартиры в расходы идут проценты по ипотеке

Будущую квартиру по договору участия в долевом строительстве можно продать, не дожидаясь сдачи дома. В таком случае идет речь о реализации права требования.

Лучшие спикеры, новый каждый день

☀️Лето ближе ― цены ниже! Онлайн-курсы «Клерка» по 3 690 рублей

Приближаем лето горячими скидками на курсы для бухгалтера! Сейчас вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. А курсы по финансовому моделированию, ВЭД, УСН и управленке за 3 690 рублей!

☀️Лето ближе ― цены ниже! Онлайн-курсы «Клерка» по 3 690 рублей
2

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Смотрите, в каких регионах компании и ИП на УСН могут претендовать на пониженную ставку УСН 1%. Причем даже если вы упустили возможность использовать ее с начала года, ситуацию можно исправить и сейчас. Более того, вы можете воспользоваться преференцией и в том случае, если в субъекте, где вы сейчас осуществляете деятельность, таких льгот пока не предусмотрено. Расскажем вам как это сделать. 

УСН: в каких регионах действует пониженная ставка и как ей воспользоваться уже сейчас

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки

Продолжаем рассматривать некоторые отдельные виды расходов, учет которых зачастую сопряжен с повышенным вниманием налоговых органов и возникновением налоговых рисков.

Учет расходов для целей налогообложения: внутригрупповые услуги, премии, трансфертное ценообразование, контролируемые сделки
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Через 5 лет учредитель может выйти из ООО без НДФЛ

При выходе участника из ООО ему выплачивают действительную стоимость доли. В общем случае такая выплата облагается НДФЛ.

По какому графику работать в день инвентаризации: позиция Роструда

Работодатель не вправе объявить, что в день инвентаризации на работу можно не выходить, а отработать его в субботу.

Вывод дивидендов и купонов с ИИС-3: ЦБ «за», Минфин не может определиться

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

💥Обзор новостей: Бакальчук за прогрессивную шкалу НДФЛ, духи и лосьоны начнут маркировать, аттракционы опасны

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Маркетинг

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Инвестиции

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

УСН

При совмещении УСН и ПСН сдачу в аренду разного типа помещений можно разделить по спецрежимам

По деятельности, не оплаченной патентом, можно применять УСН.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Интересные материалы

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.