Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция

Бюджетным (автономным) учреждениям не стоит бояться перехода на электронное применение первичных документов. Цель использования последних исключительно из-за удобства применения и хранения.
Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы разобраться в этой «непростой», на первый взгляд, теме, специалисты МКПЦН-Консультант подготовили данную статью для ответа на самые популярные вопросы.

Когда и кому необходимо применять приказ № 61н с переходом на электронный документооборот

Утвержденные приказом № 61н от 15.04.2021 (далее — приказ № 61н) первичные документы и регистры в обязательном порядке применяются бюджетными (автономными) учреждениями с 01.01.2023 (п. 6 приказа № 61н).

Исключение — документы, утвержденные приказами № 100н от 28.06.2022 и № 157н от 01.12.2010 (о дополнении приказа № 61н). Эти документы обязательно применяются с 01.01.2024 или с 01.01.2023 в соответствии с принятым в учетной политике решением субъекта учета.

Какие преимущества ЭДО

ЭДО — это процесс обмена документами с использованием информационно-телекоммуникационных сетей учреждения. Электронный документооборот необходим не только из-за обязательного применения законодательных актов, но также из-за ряда преимуществ. Перечислим основные из них:

  1. Мгновенность использования. Документы будут создаваться только по щелчку компьютерной мыши, а далее их поиск, исправление ошибок, проверка или копирование станут легче.

  2. Отсутствие издержек. В современном мире ведение документации на бумажных носителях является затратным, переход на ЭДО позволит снизить издержки на 50% по бумаге, обслуживанию принтеров, покупке картриджей, оплате услуг служб доставки.

  3. Эффективность использования рабочего времени. Бумажный документооборот требует временных затрат по составлению, согласованию, передаче, подписанию. Использование электронного документооборота позволит в кратчайшие сроки исполнить документ.

  4. Безопасность. Первичные документы, подписанные электронной подписью, перемещаются по зашифрованным каналам связи, поэтому вся информация защищена.

Эффективность использования ЭДО имеет огромное значение для успешного выполнения задач и достижения цели деятельности учреждения.

Какие есть обязательные требования

Условия по обеспечению электронного документооборота и формированию первичной документации на бумажных носителях

Главным условием по обеспечению электронного документооборота является организационно-техническая возможность, в том числе наличие электроэнергии и устойчивых коммуникационных средств (средств связи).

В случае, если на момент создания первичного учетного документа отсутствует электроэнергия или интернет, это является поводом для создания документа на бумажном носителе, но не исключает его полного отсутствия (согласно п. 3 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

По нашему мнению, в случае отсутствия оборудованного места для создания первички сотрудники также могут оформить документ в бумажном виде.

Необходимые организационно-технические условия рекомендуем закрепить в локальном акте.

Нужно ли использовать приказ № 52н

Да, нужно, так как с появлением приказа № 61н применение форм унифицированной документации приказа № 52н также остается в силе.

И необходимо понимать, что приказ № 61н дополняет формы приказа № 52н (например, ф. 0510439, 0510440, 0510434 — их не было в приказе № 52н), но также замменяетТ некоторые формы (например, ф. 0504101 заменяет ф. 0510448 в электронном виде).

Кто оформляет и подписывает

Электронные первичные документы оформляются и подписываются согласно методическим рекомендациям приказа № 61н от 15.04.2021.

Например, акт о списании (ф. 0510460) подписывается членами комиссии простой ЭП, председателем комиссии — ЭЦП.

Применение ЭЦП

Электронная подпись необходима для обеспечения достоверности совершаемого факта ФХД учреждения, применение электронных подписей регулируется законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Этапы внедрения ЭДО в учреждении

Учреждению необходимо предварительно продумать организационные мероприятия по внедрению ЭДО:

  1. Разработать порядок перехода на электронный документооборот (в котором необходимо определить этапы, промежуточные результаты и ответственных за реализацию);

  2. Определить информационную систему, с которой будет организована работа;

  3. Собрать данные по организации работы с документами, регламентирующие процедуры ФХД именно вашего учреждения;

  4. Разработать и принять внутренний локальный акт (положение об электронных документах);

  5. Внести изменения в учетную политику (в соответствии с приказом № 61н):

    1. определить и закрепить период перехода на ЭДО;

    2. определить перечень должностных лиц и вид их электронной подписи;

    3. составить график документооборота с установленным порядком взаимодействия структурных подразделений и ответственных лиц, в том числе определения сроков формирования, подписания, утверждения документов и передачи для отражения в бухгалтерском учете;

  6. Обеспечить сотрудников квалифицированной электронной подписью и простой электронной подписью;

  7. Настроить информационные системы;

  8. Составить план обучения сотрудников по внедрению ЭДО и обучить.

Правила оформления электронных первичных документов

Первичные учетные документы приказа № 61н составляются в форме электронного документа с заполнением обязательных реквизитов (п. 6) и подписываются электронной подписью (п. 1).

Что будет, если не перейти на ЭДО

Законом не предусмотрено наказание в случае неурегулирования процесса перехода на электронный документооборот, но мы говорили выше о том, что приказ № 61н ввел новые формы первичных документов с 01.01.2024, а потому отсутствие первичных документов влечет за собой административную ответственность должностных лиц учреждения — штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП).

Как быть, если в приказах № 52н и № 61н содержатся унифицированные формы идентичного содержания

Если вы внедрили электронный документооборот в своем учреждении и внесли изменения в учетную политику, то преимущественно с этого момента вам необходимо использовать электронные первичные документы согласно приказу № 61н.

Например, списание материальных запасов раньше можно было оформить формой 0504230 (приказ № 52н), с переходом на ЭДО рекомендуем использовать форму 0510460 (приказ № 61н).

Практические примеры применения отдельных форм электронной первички

Остались вопросы по практическому применению норм приказа № 61н — обращайтесь в ООО «МКПЦН-Консультант».

Оперативно и качественно расскажем Вам о том, какой документ должен сопровождать любую, даже самую непонятную хозяйственную операцию.

ООО «МКПЦН-Консультант» — одна из ведущих российских компаний в сфере государственного, управленческого, финансового, юридического, налогового, бухгалтерского консалтинга. Наш опыт работы по указанным направлениям — более 30 лет.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «МКПЦН для бизнеса». Мы пишем о налогах, финансах, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

Консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету

Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KAN1X

Комментарии

2
  • Спасибо за материал. Было бы здорово про график документооборота еще почитать

  • sokolovasa

    Да, правда. График документооборота претерпел массу изменений

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру