Налоговый мониторинг и внедрение витрины данных — для кого и зачем

Налоговый мониторинг (НМ) — новая форма налогового контроля, при которой взаимодействие государственного органа и контролируемой организации переходит в цифровое пространство с применением электронных форматов документов и программных интерфейсов.
Налоговый мониторинг и внедрение витрины данных — для кого и зачем
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Решение о переходе юридическое лицо принимает самостоятельно, при условии, что финансовые показатели деятельности за прошедший год соответствуют суммовым критериям, определенным ФНС.

Особенность данного процесса состоит в том, что у налогоплательщика появляется выбор в части информации, которую руководство компании готово раскрывать государственному органу, а налоговая инспекция выступает в роли наблюдателя и консультанта по спорным, высокорискованным операциям.

Плюсы для компаний от вступления в новый налоговый режим

Ниже отражены основные плюсы от вступления в режим НМ и полезные эффекты, которые получает бизнес.

Участникам НМ доступно раннее закрытие налогового периода и возмещение НДС в заявительном порядке с помощью подачи соответствующего заявления в государственный орган по форме, установленной приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/478@. При этом представлять банковские гарантии или поручительства не требуется.

Варианты предоставления отчетности для ФНС

Существует два варианта предоставления доступа к своей отчетности.

  • Вариант 1. Предоставление прямого доступа налоговому инспектору в свою учетную систему.

Подходит не всем, как минимум потому, что некоторые компании ведут кадровый, бухгалтерский и налоговый учет в одной учетной системе. А предоставлять доступ к ресурсу, где у вас хранятся персональные данные сотрудников, не рекомендуется, даже если это ФНС.

  • Вариант 2. Организация аналитической витрины данных.

По своей сути она представляет собой «зеркало». Интегрируясь с вашей учетной системой, витрина будет забирать только ту часть информации, которую вы посчитаете нужным раскрыть в рамках НМ. А налоговый инспектор, получив определенный вид доступа, через свой личный кабинет обращается к витрине и просматривает ваши документы в электронном формате. Если же инспектору недостаточно какого-либо документа, он может сформировать запрос на доразмещение и направить его через модуль коммуникации на сторону налогоплательщика.

Несомненно, второй вариант является более затратным, но при этом он минимизирует риски взаимодействия, систематизирует процесс подготовки отчетности и хранения первичных учетных документов.

Более того, витрина данных будет являться для вас базой знаний о налоговых рисках, присущих деятельности компании с учетом бизнес-модели и отраслевой специфики, и контрольных процедурах, реализуемых в рамках процесса ведения учета и подготовки отчетности.

На что обратить внимание при вступлении в режим налогового мониторинга

Укрупненно план действий для вступления в режим НМ выглядит следующим образом:

  1. Проведение диагностики процесса управления рисками и системы внутреннего контроля на предмет соответствия требованиям ФНС к участникам НМ (приказ ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@).

  2. Проведение диагностики организации бухгалтерского (финансового) и налогового учета.

  3. Выбор способа информационного взаимодействия с налоговой инспекцией.

  4. Подготовка дорожной карты.

  5. Подготовка пакета документов (информация о системе внутреннего контроля, регламент информационного взаимодействия, учетная политика, информация о рисках и контрольных процедурах).

  6. Подготовка скан-образов локальных нормативных актов организации, подтверждающих предоставленную информацию.

  7. Подача заявления в соответствующую налоговую инспекцию.

При принятии решения о вступлении в режим НМ необходимо отдавать себе отчет в том, что у данного проекта весьма серьезная ИТ–часть со всеми соответствующими нюансами.

Поэтому, если в ИТ-департаменте вашей компании нет специалистов с опытом внедрения налоговой витрины, организации электронного архива документов, настройки интеграции с информационной системой налогового органа, лучшим вариантом будет обратиться к ИТ-интегратору.

ИТ-интегратор проведет работы по внедрению того продукта, который вы выберете на рынке ИТ-решений для налогового мониторинга.

Параллельно с этим стоит озадачиться вопросами методологии. Ведь для организации процесса потребуется разработка ряда организационно-распорядительных документов по управлению рисками и системе внутреннего контроля компании.

На данном этапе у организации возникает вопрос: самостоятельно этим заниматься или же привлечь опытного подрядчик?

Идеальным решением станет привлечение такого подрядчика, который организует работы на всех этапах внедрения продукта и будет оказывать консультационную помощь на всех этапах проекта до тех пор, пока организация не наберется опыта и не сможет самостоятельно обеспечивать себе техническую и методологическую поддержку.

Ниже приведены основные требования к информационным системам потенциального участника НМ.

Технические требования

  • Наличие или возможность приобретения средства СКЗИ;

  • Наличие возможности организации тестовой среды с экземпляром витрины налогового мониторинга;

  • Выполнение требований регламента информационного взаимодействия;

Требования к информационным системам

  • Возможность расшифровки деклараций до первичных учетных документов;

  • Наличие возможности доработки учетной системы, добавление новых аналитических показателей, регистров;

  • Наличие запросной системы и формирование отчета;

  • Поддержка интеграции по средствам веб-сервисов;

  • Наличие возможности тестирования электронных сервисов для обмена данными расшифровки показателей бухгалтерского и налогового учета в части налоговой декларации;

Содействие ООО «МКПЦН-Консультант» при вступлении в режим налогового мониторинга

Этап 1. Диагностика

  1. Анализ общих сведений;

  2. Диагностика порядка организации налогового учета и формирования налоговой отчетности;

  3. Диагностика текущего состояния системы внутреннего контроля (СВК) и управления рисками (СУР) компании.

Этап 2. Подготовка к вступлению в режим НМ

  1. Подготовка пакета документов для подачи заявления на вступление в режим налогового мониторинга;

    1. Формирование документов в формате MS Office;

    2. Формирование пакета документов в формате XML;

    3. Сопровождение организации при рассмотрении налоговым органом документов на вступление в налоговый мониторинг, внесение всех необходимых корректировок по комментариям налогового органа.

Этап 3. Совершенствование СВК организации до уровня требований к участнику налогового мониторинга

1. Матрица рисков и контрольных процедур организации;

2. Подходы к разработке методологии по СВК для целей налогового мониторинга, удовлетворяющие требованиям ФНС в виде шаблонов документов:

  • положение об организации СВК;

  • положение по управлению рисками в целях налогового мониторинга;

  • положение по управлению контрольными процедурами в целях налогового мониторинга.

3. Сопровождение организации в процессе адаптации ЛНА для целей налогового мониторинга

Этап 4. Подготовка данных для загрузки в налоговую витрину

Этап 5. Абонентское обслуживание

Сопровождение организации в первый год раскрытия отчетности перед налоговым органом, включая загрузку данных в витрину, участие в подготовке запросов на мотивированные мнения и составлении разногласий на мотивированные мнения налогового органа.

Почему стоит выбрать ООО «МКПЦН-Консультант»

Специалисты компании имеют значительный опыт в консультировании и сопровождении организаций, участников НМ.

Мы гарантируем:

  • сильную экспертизу: наши специалисты обладают глубокими знаниями налогового законодательства;

  • подготовку к изменениям: наши специалисты помогут вам быстро адаптироваться к новым требованиям законодательства в рамках НМ;

  • минимизацию рисков: наши специалисты предложат лучшие решения по оптимизации процессов внутреннего контроля, автоматизации процессов учета и формирования отчетности, разработки инструментов для снижения налоговых рисков;

  • комплексный подход: партнерство ООО «МКПЦН-Консультант» с аудиторской компанией ООО «МКПЦ» позволяет обеспечить комплексный подход в решении бизнес-задач клиентов;

  • лучшие ИТ-решения: мы являемся партнерами крупнейших российских производителей программного обеспечения для налогового мониторинга.

Итак, коллеги, подводим итоги!

Налоговый мониторинг — вид взаимодействия с ФНС, при котором организация раскрывает регулятору информацию о своих рисках и контрольных процедурах, направленных на удержание рисков в зоне приемлемости.

Налоговая витрина позволяет инспектору провести расшифровку строк налоговых деклараций до скан-образа первичного учетного документа, что делает процесс налогового учета более прозрачным, тем самым повышая уровень доверия регулятора к организации.

Компаниям, стремящимся к повышению имиджа среди клиентов, поддержанию статуса стабильной организации, вступление в режим НМ послужит драйвером для привлечения внешних инвестиций, повышения стоимости бизнеса и выхода на новый виток развития.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «МКПЦН для бизнеса». Мы пишем о налогах, финансах, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.

Консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету

Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KF8rv

Начать дискуссию

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Лучшие спикеры, новый каждый день

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Интересные материалы

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру