План счетов

Зачем нужны бухгалтерские счета и как они устроены

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о предназначении и устройстве бухгалтерских счетов. Дебет, кредит, сальдо, обороты и вот это всё в переводе с бухгалтерского на русский.
Зачем нужны бухгалтерские счета и как они устроены

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о предназначении и устройстве бухгалтерских счетов. Дебет, кредит, сальдо, обороты и вот это всё в переводе с бухгалтерского на русский.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Минимум базовых бухгалтерских терминов освоили. Пора переходить к методологии учёта. Следующие несколько выпусков ликбеза будут посвящены бухгалтерским счетам. Я не случайно обратился к теме счетов лишь на девятом месяце ведения блога. Распространенная преподавательская ошибка — начинать обучение основам учёта с бухгалтерских счетов и проводок. Это приводит к тому, что многие выпускники колледжей и вузов, которые учились на бухгалтера, совершенно не разбираются в бухучёте. Они сразу не поняли ничего, потому что вместо теории получили методику. А методика без теории плохо усваивается. Это все равно что врачу объяснять как скальпель правильно держать, не объяснив анатомию человека.

Поэтому сначала надо понять что учитывать, и только потом — как учитывать. Для тех, кто читает наш блог недавно или уже подзабыл матчасть, я буду делать ссылки на посты о значении используемых терминов.

Зачем нужны бухгалтерские счета

Счета используются в бухгалтерии для учета отдельных видов активовпассивовдоходов и расходовОсновные средства учитываются на одном счёте, уставный капитал — на другом, прибыли и убытки на третьем... На счёт записывается денежная оценка имеющегося у компании объекта. Если с объектом что-то происходит — оценка меняется.

Например, если у вас есть офисное здание, первоначальная стоимость которого 50 млн руб., то на счете 01 «Основные средства» будет 50 млн руб. Если вы его продадите, то остаток по счёту будет равен нулю. Есть счета, которые предназначены для формирования оценок объектов, их уточнения, детализации по видам. Со всем этим разберемся.

В Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций — перечне счетов, которые обязательны к применению российскими коммерческими организациями — счета кодируются двузначным номером от 01 до 99. Он разбит на 8 разделов:

I. Внеоборотные активы (01-09);

II. Производственные запасы (10-19);

III. Затраты на производство (20-39);

IV. Готовая продукция и товары (40-49);

V. Денежные средства (50-59);

VI. Расчеты (60-79);

VII. Капитал (80-89);

VIII. Финансовые результаты (90-99);

Внутри разделов находятся счета, необходимые для учёта объектов, которые вынесены в название раздела. В каждом разделе есть свободные номера счетов. Эти «пропущенные» номера предназначены для введения дополнительных счетов, если предустановленных недостаточно для корректного описания вашей деятельности. Но для этого нужно согласование с Минфином. Поэтому у ПАО «РЖД» есть счета 30-39, а у ООО «Рога и копыта» — нет.

Остатки по счетам на конец месяца, квартала или года используются для составления бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Цепочка такая.

  1. Факт хозяйственной жизни зафиксирован в первичном документе.

  2. Сумма операции или сделки разнесена по счетам.

  3. Остатки по счетам сформировали статьи баланса и отчёта о финансовых результатах.

То есть счета — это промежуточное звено между первичкой и бухгалтерской отчётностью. В первом известном учебнике по бухучёту — «Трактате о счетах и записях» Луки Пачоли, который был издан в 1494 году, счета уже активно использовались. Пора и нам с ними разобраться!

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Как устроены бухгалтерские счета: дебет, кредит, сальдо, обороты

Чтобы понимать механизм работы счёта, нужно представлять его структуру. Она универсальна для всех бухгалтерских счетов, независимо от их предназначения. Счёт выглядит как двухсторонняя таблица, на которую показывает парень на картинке в начале статьи. Такое представление счета называют «Т-счет» или «самолётик» за характерную форму. Суммы, которые отражаются по стороне счёта, увеличивают или уменьшают стоимость учитываемого на нём объекта. Левая сторона счёта называется «Дебет» с ударением на первый слог. В зависимости от вида счёта записи по ней могут означать увеличение или уменьшение стоимости объекта. Правая сторона с зеркальным функционалом называется «Кредит» с ударением на первый слог — не путать с кредИтом. Любая операция в бухучёте отражается по дебету одного и кредиту другого счёта. Это следствие капитального уравнения. Зачем это нужно — напишу отдельно.

Названия сторон счёта, как и многие другие бухгалтерские термины, пришли из роддома современной бухгалтерии — Италии. В итальянский язык, в свою очередь, они попали из латинского. Debet на латыни означает «он должен» (нам денег). Credit — «он верит» (нам в долг). Отсюда и современные бухгалтерские термины «дебиторская задолженность» (должны нам) и «кредиторская задолженность» (должны мы). Соответственно, дебитор — это наш должник, а кредитор — тот, кому должны мы. Но современные термины «дебет» и «кредит» описывают не только долги. Со времен Луки Пачоли они прошли путь до универсальных бухгалтерских категорий, при помощи которых описываются любые факты хозяйственной жизни.

Остаток средств по счёу называется «Сальдо» — с ударением на первый слог. Сальдо начальное (Сн) — остаток средств на начало отчётного периода, сальдо конечное (Ск) — на конец отчётного периода. Например, сальдо счёта 51 «Расчётные счета» показывает сколько денег у компании есть на расчётных счетах в банках. А сальдо счёта 80 «Уставный капитал» — величину уставного капитала компании.

Кстати, отчётным периодом в бухгалтерии называется промежуток времени, за который составляется бухгалтерская отчётность, а не время, когда бухгалтер эту отчётность готовит и к нему лучше не подходить. Почему-то многие считают именно так. Отчётным периодом может быть месяц, квартал, полугодие или год. В бухгалтерии многие операции привязаны к месяцу. Даже если бухгалтерская отчётность составляется только за год, по окончании каждого месяца бухгалтерия производит процедуру его закрытия. В том числе, за месяц определяются финансовые результаты — прибыли или убытки. Сальдо счетов также подсчитывается по состоянию на конец текущего и начало следующего месяца. Сальдо можно определить и на любую дату внутри месяца, но не для всех счетов такая сумма будет иметь экономический смысл.

Оборот — это изменение средств на счёте за отчетный период. Дебетовый оборот (ОбД) — оборот по дебету счёта, кредитовый оборот (ОбК) — оборот по кредиту счёта. Обороты счетов определяются за месяц. До конца месяца их можно определить, но, как и с сальдо, эта информация может не иметь смысла.

В зависимости от вида счёта по отношению к балансу дебетовый оборот означает увеличение или уменьшение стоимости объекта, который учтён на счёте. То же справедливо и для кредитового оборота. Например, дебетовый оборот счёта 51 «Расчётные счета» показывает поступление денежных средств на расчётные счета компании, а кредитовый оборот — их списание. Но для счёта 80 «Уставный капитал» дебетовый оборот показывает уменьшение уставного капитала, а кредитовый — увеличение. Потому что счёт 51 — активный, а счёт 80 — пассивный. О связи счетов с балансом напишу отдельно.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!

Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.

Бухгалтерия для бизнеса

онлайн-курс Алексея Иванова

Получите бесплатные видео с уроками курса!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение


Комментарии

4
  • никита

    более или менее всё встает на свои места, ещё чут-чуть и начнем разбираться)

  • new agent

    ну вот можно же по-человечески объяснить, а то вечно спорим почему в одной тетрадке нельзя вести весь учет)))

  • Сергей Шушпанов

    Есть ОШБКИ! 😈😈😈

    В тексте написано не правильно: "В зависимости от вида счёта по отношению к балансу дебетовый оборот означает увеличение или уменьшение стоимости объекта, который учтён на счёте."

    Ошибка в том, что на активных счетах дебетовый оборот означает увеличение остатка, а кредитовый оборот уменьшение остатка.

     Поэтому слова "или уменьшение" из текста нужно убрать!

    • Алексей Иванов

      Никакой ошибки. Для активных счетов дебетовый оборот представляет собой увеличение стоимости учитываемого объекта, для пассивных - наоборот. А, например для смешанных счетов он может быть как увеличением (для дебиторки), так и уменьшением (для кредиторки). Я обо всех этих вариантах в ликбезе рассказывал, поищите по хэштегу #переводчик с бухгалтерского.