Бухгалтерский учет

Восстановление бухгалтерского учёта: пошаговая инструкция

Иногда бухгалтерия запущена так, что нужно полностью восстанавливать учёт. Рассказываем, в каких случаях восстановление учёта необходимо и как это сделать правильно.
Восстановление бухгалтерского учёта: пошаговая инструкция

Иногда бухгалтерия запущена так, что нужно полностью восстанавливать учёт. Рассказываем, в каких случаях восстановление учёта необходимо и как это сделать правильно.

В каких случаях нужно восстанавливать бухучёт

Учёт не вели совсем

В среднем и крупном бизнесе это редкость, а вот в микрокомпаниях весьма возможно. В таких организациях за бухучёт обычно отвечает один специалист. И если он неожиданно для руководства подаст заявление на увольнение, то найти замену за две недели положенной отработки может быть непросто.

Директор редко сам разбирается в бухучёте, да и в любом случае у него достаточно других забот, даже в небольшом бизнесе. Поэтому в таких случаях до выхода на работу нового бухгалтера учёт просто не ведут.

Учёт вели с серьёзными нарушениями

Это бывает, когда бухгалтерию поручают кому попало, то есть некомпетентным или недобросовестным специалистам. До поры до времени руководитель всецело доверяет бухгалтеру или аутсорсинговой компании, а при смене бухгалтера или в результате аудиторской проверки обнаруживается масса нарушений и недоделок.

Изменился статус компании

Малые предприятия имеют право вести бухучёт и сдавать отчётность по упрощённой форме. Но если масштабы бизнеса, например, по выручке превысят лимит, то компания должна будет сдать годовую бухгалтерскую отчётность на общих основаниях. Поэтому придётся пересмотреть все учётные регистры с начала года так, чтобы можно было составить годовой отчёт по стандартной форме.

Аналогичная ситуация и с налоговым учётом, который часто базируется на данных бухгалтерского. Например, компания на УСН с объектом налогообложения «Доходы» может не вести налоговый учёт расходов, а доходы считает кассовым методом. Но если она превысит ограничение по годовой выручке в 200 млн руб., придётся с начала текущего квартала платить налог на прибыль. Для этого будет необходимо организовать налоговый учёт как доходов, так и расходов по методу начисления.

Лишились бухгалтерской базы или документов

Бывает, что в результате форс-мажора компания осталась без бухгалтерских данных. Это может быть пожар, затопление, кража, заражение компьютерным вирусом или проделки бывшего недобросовестного бухгалтера. В таком случае придётся восстанавливать данные с нуля.

С 1 января 2022 году вступили в силу изменения, которые касаются почти всех, поэтому учётную политику на этот год пересмотреть нужно обязательно.

Изменения на 2022 год нужны в следующих разделах:

  1. Учёт имущества, полученного и сданного в аренду, в соответствии с ФСБУ 25/2018.
  2. Учёт капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 26/2020.
  3. Учёт основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 .
  4. Организация работы с документами в соответствии с ФСБУ 27/2021.

Перечень изменений в каждой компании зависит от особенностей деятельности и от того, есть ли право на упрощённый бухучёт. Если такое право есть, можно не применять отдельные положения новых стандартов. 

Подарок от экспертов сервиса «Моё дело»:

практическое пособие для главбуха

Что изменить в учётной политике на 2023 год из-за новых ФСБУ

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам подробные инструкции!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Этапы восстановления учёта

Восстановление учёта проходит в несколько этапов. Обычно это анализ текущего состояния учёта, планирование работ по восстановлению и собственно восстановление.

Проанализируйте текущее состояние учёта

На этом этапе нужно оценить масштабы проблемы.

  1. За какой период нужно восстанавливать учёт.
  2. Какие документы есть, а какие нужно восстановить.
  3. Какие ошибки есть в документах: арифметические, неверные проводки, неправильное применение налогового законодательства.
  4. Примерное количество отсутствующих документов, численность сотрудников, список контрагентов.

Каждой бухгалтерской операции должен соответствовать свой первичный документ.

  1. При отгрузке либо поступлении товаров и продукции необходимо выписать или запросить от контрагента накладную.
  2. При оказании либо получении услуг — оформить или запросить акт.
  3. Если компания платит НДС, то на каждую операцию по отгрузке или оказанию услуг нужно выписать счёт-фактуру. При этом от поставщиков, которые также работают с НДС, необходимо, кроме накладных или актов, получить входящие счета-фактуры.
  4. При выдаче зарплаты нужно сформировать платёжную ведомость.
  5. Для подтверждения поступления денег на счёт или их списания необходимы платёжное поручение и выписка банка.

Проще всего понять, какой информации не хватает, если у компании сохранилась электронная база, а пострадали только бумажные документы. Тогда можно последовательно распечатывать из базы свои документы и запрашивать у контрагентов недостающие. Сложнее, когда учёт не велся совсем, или информационная база утрачена вместе с документами. Тогда придётся отталкиваться от актов сверок с контрагентами и на их основе восстанавливать первичку компании.

Составьте план работ

План зависит от конкретной ситуации, но в целом выглядит так.

  1. Инвентаризация основных средств, материальных запасов и других ценностей.
  2. Предварительная сверка расчётов с контрагентами, налоговыми органами и внебюджетными фондами.
  3. Восстановление первичных документов. Свои документы компания может создать повторно, а у контрагентов запросить в виде копий или дубликатов. Если учёт велся частично, и компания сдавала налоговые декларации и отчёты в фонды, можно запросить их копии. Это поможет оценить масштабы ошибок при начислении налогов и взносов. Однако нужно иметь в виду, что такой запрос, скорее всего, привлечёт внимание контролирующих органов и компания может попасть в план проверок.
  4. Создание на основе восстановленных документов учётных регистров.
  5. Итоговая сверка расчётов с контрагентами и контролирующими органами. При необходимости — исправление обнаруженных ошибок.
  6. Подготовка и сдача уточнённой бухгалтерской и налоговой отчётности. Скорее всего, при этом придется заплатить недоимку по налогам и пени.

Проведите мероприятия по восстановлению учёта

На этом этапе нужно исполнить план с учётом следующих моментов:

  1. Соблюдайте хронологию: восстанавливайте и исправляйте документы начиная с самого раннего периода, а на их основе — более поздние.
  2. Помните, что в налоговой и фондах есть только те данные по начисленным налогам и взносам, которые предприятие предоставляет в виде деклараций и другой отчётности. Даже если за период, который восстанавливаете, вы сдавали налоговую отчётность, скорее всего информация была искажена. Учитывайте это при сверке расчётов по обязательным платежам.
  3. Возможно, что часть первичных документов восстановить не удастся. Например, если контрагент уже ликвидирован. Тогда придётся пересчитать налоги без учёта этих документов и сдать уточнённые декларации.

Кому поручить восстановление бухучёта

Восстановить учёт можно своими силами или поручить это специализированной организации. В большинстве случаев восстанавливать бухучёт будет сложнее, чем вести, так как придётся разбираться в ошибках и работать в условиях недостатка информации. Поэтому, если поручить это штатным специалистам, неизбежно пострадает текущий учёт — на него будет оставаться меньше времени и сил.

Восстанавливать бухучёт своими силами целесообразно, если речь идет о коротком периоде и небольшом количестве документов. Например, 1-2 месяца и несколько десятков документов. В более сложных ситуациях лучше нанять аутсорсинговую компанию. Дело не только в разгрузке своей бухгалтерии. Штатный главбух, пусть и с большим стажем, может вообще не иметь опыта восстановления учёта, и ему придётся осваивать эту работу на ходу, а значит он может ошибиться или процесс затянется надолго.

Аутсорсинговая фирма направит сотрудников, которые специализируются именно на восстановлении учёта, а качество гарантирует по договору. В сервисе «Моё дело Бухобслуживание» работают не только квалифицированные бухгалтеры, но и методологи, аудиторы, а также налоговые эксперты и бизнес-консультанты. Вы получите настроенную систему без ошибок и полностью готовую к работе.

Подарок для наших читателей — запись вебинара по составлению учётной политики на 2022 год. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  1. Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело»
  2. Людмила Архипкина — ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Программа:

  • рациональность в учётной политике: как не писать в ней лишнего и выбирать адекватные методы учёта;
  • критерии существенности в учётной политике: как раскрывать достаточно информации для пользователей, но не избыточно для бухгалтерии;
  • профессиональное суждение в учетной политике: как использовать рекомендации в области бухгалтерского учёта при его обосновании;
  • учёт аренды по ФСБУ 25/2018;
  • учёт капитальных вложений по ФСБУ 26/2020;
  • учёт основных средств по ФСБУ 6/2020;
  • учёт документов и документооборота по ФСБУ 27/2021.

Как составить учётную политику - 2023

с учётом новаций законодательства

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банковские карты

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.