С 2022 года участники грузоперевозок смогут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, кому нужно переходить на «цифру» и как подготовиться к переходу.
Зачем нужны электронные транспортные накладные
В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО. Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа.
Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО, который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.
Новая ГИС ЭПД ещё не доработана, но её планируют протестировать и запустить до конца декабря 2021 года. Форматы электронных документов налоговая уже разработала, но пока не утвердила.
Бизнес начнёт подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.
В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.
Также планируется, что переход на электронные документы сократит количество выездных проверок контролирующих органов и нагрузку на бизнес. Надзорные ведомства увидят данные о перевозке после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД, а водитель подтвердит приёмку груза.
Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил, что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.
Как обмениваться электронными транспортными накладными
Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.
Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:
- Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
- Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
- Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
- Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
- Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
- Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
Подарок для наших читателей — запись вебинара по предстоящим изменениям в налогах и бухгалтерском учёте. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:
- Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
- Людмила Архипкина — ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Изменения-2022 в бухучёте и налогах
Детальный обзор
Получите бесплатное видео с экспертным обзором!
Что представляет собой электронная транспортная накладная
Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.
Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.
Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.
А в разделе 3 указать объявленную ценность груза.
Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:
- грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
- перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
- грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
- перевозчика о сдаче груза грузополучателю.
Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.
Кто должен будет работать с электронными транспортными накладными
С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.
Что нужно сделать для обмена электронными транспортными накладными
- Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
- Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
- Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
- Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
- Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.
Сколько времени потребуется для перехода на электронные транспортные накладные
Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах. После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.
Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.
Какую выгоду получит бизнес от использования электронных транспортных накладных
К преимуществам можно отнести:
- быстрый обмен документами;
- доступ к документам из любого места и с любого устройства;
- экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
- быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
- постепенный отказ от бумажных архивов;
- быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.
К тому же в отличие от бумажного электронный документ нельзя потерять или испортить.
Но есть и минусы:
- расходы на подключение к оператору системы ЭДО: средняя стоимость услуг — 3 тыс. рублей в год;
- расходы на программное обеспечение для работы с электронными накладными: стоимость зависит от тарифов поставщика;
- документы будут видны контролирующим органам, перевозки станут более прозрачными.
Обратите внимание! Обмен электронными перевозочными документами, в том числе и транспортной накладной, возможен только при согласии обеих сторон.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Комментарии
13Спасибо, все по полочкам. Осталось методом тыка освоить это дело.
Ни одно из т.н. преимуществ вообще не рядом с настоящими преимуществами. Очередная удавка
не могу понять - фирма перевозит собственный груз Покупателю на собственной машине. ЭДО для фирмы обязателен?
@Михаил 314, полагаю, что придется использовать ЭДО. Покупатель же является грузополучателем.
Это еще простой вариант. Потребуется заключение соглашения об использовании ЭДО только с Покупателем.
Мне интересно, как реализовать подписание трехсторонних соглашений Грузополучатель - Транспортная компания - Грузоотправитель, если Грузополучателей и Транспортных компаний существенное количество...😥
А как реализовать все это, если покупатель к примеру малюсенькое ИП или еще хлеще - физик? Да и компаний, обеспечивающих ЭДО есть некоторое количество, и не факт, что ваш контрагент пользуется услугами такой же компании как и ваша. Это ж придется заключать кучу договоров на обслуживание и всем платить деньги. Один модуль чего стоит! Да и почему маленькие компании должны везти еще на своем и так тощем хребте еще и содержание электронного документооборота? А к нему впристежку еще и стоимость интернета и все сопутствующие "радости". Вообще не обнаружила для бизнеса ни одного преимущества, даже под миктроскопом
Видимо если вы зададите этот вопрос правительству РФ, то ответ будет примерно такой: "Не работайте с малюсенькими ИП и физиками..." "А только с "нашими" правильными конторами..." - но это они скажут про себя в уме(((
Ну или примерно такой... "Шо вы нам тут ... такие вопросы задаёте. Нам не когда на них отвечать. Мы и так уже пилить и пилить не успеваем..."
Да, как всегда.
Вопросов больше, чем ответов. И, да, тоже пока не увидела преимуществ.
Вы нет, а несколько "пиявок" да...