Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском и управленческом учётах.
Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Предпринимателям — понять, какую пользу можно извлечь из бухгалтерии.
Очередной пост из серии «Бесит!» — прошлый был про калькулирование и калькуляторы. Не сосчитать, сколько раз я слышал от предпринимателей, что бухгалтерский учёт для них бесполезен, и нужно внедрять финансовый.
Но ведь это все равно, что сказать: «От пельменей я толстею, мне нужно есть шарики мясного фарша в тесте!» Финансовый учёт — это просто другое название бухгалтерского. Финансовым его стали называть, потому что на его основе составляется финансовая отчётность.
В России официально финансового учёта как термина не существует. Есть бухгалтерский учёт, который определен Федеральным законом № 402-ФЗ. А вот отчётность, которая формируется на основе его данных, имеет переходное название: «Бухгалтерская (финансовая) отчётность».
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
Онлайн-курс Алексея Иванова
Бесплатно!
Почему так сложилось? Термин пришел к нам с Запада под влиянием Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), которые ориентированы на информационные потребности части внешних пользователей финансовой отчётности — существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов.
Общее у этих ребят — прямой финансовый интерес. Они либо уже финансируют деятельность компании, либо решают будут ли делать это. Отсюда и название отчётности — финансовая.
Интересы остальных пользователей финансовой отчётности в МСФО считаются менее важными. В Концептуальных основах финансовой отчётности (IFRS Framework) прямо говорится: «Руководство отчитывающейся организации также заинтересовано в финансовой информации об организации. Однако руководству нет необходимости полагаться на финансовые отчёты общего назначения, поскольку оно может получить необходимую финансовую информацию из внутренних источников. Прочие стороны, такие как регулирующие органы и общественность, не являющиеся инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, также могут найти финансовые отчёты общего назначения полезными. Однако такие отчёты первично не ориентированы на эти прочие группы». Это не нарушение требования нейтральности, которое есть и в МСФО — скорее, ограничение состава пользователей финансовой отчётности.
На Западе сложилась четкая классификация видов учёта относительно пользователей:
Финансовый учёт (Financial Accounting) — для внешних пользователей с прямым финансовым интересом.
Налоговый учёт (Tax Accounting) — для государства.
Управленческий учёт (Managerial Accounting) — для внутренних пользователей (руководства компании).
Именно последний вид учёта и хотят внедрять предприниматели, чтобы понимать состояние бизнеса здесь и сейчас. Но какой-то безграмотный соотечественник когда-то начал называть управленческий учёт финансовым и наплодил массу последователей. И ладно, когда предприниматель не знает как называется какой-то инструмент, — гораздо важнее, чтобы он понимал, как им пользоваться.
Но такая подмена понятий встречается на сайтах крупнейших компаний, банков и образовательных платформ. Примеры есть даже в топе поисковой выдачи — попробуйте ради смеха погуглить «финансовый учёт». И когда я вижу такое, понимаю, что текст писал не профессионал, а копирайтер за три копейки / килознак. Доверия к продукту это не прибавляет.
В России бухгалтерские стандарты идут по пути сближения с МСФО. При этом терминология не успевает за методологией. Налоговый и управленческий учёты у нас классифицированы относительно пользователей. А вот бухгалтерский учёт — относительно того, кто этот учёт ведет.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность же раскорячилась где-то посредине — как та корова из «Особенностей русской национальной охоты». Вроде бы бухгалтерская, потому что составляется по данным бухучёта, который ведет бухгалтер. Но в то же время и финансовая, потому что ориентирована на пользователей с финансовым интересом. Но пока не только с прямым.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система и профессиональный консалтинг для бухгалтеров, юристов, кадровиков
Комментарии
13Картинка, вот прям в краску вогнала. Сегодня в кои веки решила себя украсить бусиками и начала рабочий день чайком😂
Бусики снова в моде. А без чая - ну какой октябрь)
Очень жаль, что не уважение к труду(бухгалтерскому в том числе) в моде, а бусики.
Пишу книгу на эту тему, как профессиональный управленец. И тоже не вкуриваю назначение финансового учёта. По факту - это отчётность о фин. привлекательности компании на рынке. Окромя фин.отчёта для инвесторов, банков или для продажи бизнеса. Нафиг он вапще сдался, когда 96% компаний живут менее 5лет.
Платежный календарь, чтобы не было кассового разрыва, может главбух или управленец сделать. Показатели ДДС, баланс и прочее только финансовые и на основании проводок, а не по факту.
Управленческий учет - оперативный - на основании финансовых и нефинансовых показателей, учитывает все бабки, а не только белые. План-факторный, сравнительный и прочий анализ точнее не придумаешь. Без него руководство, как без рук, не может управлять бизнесом.
Но в России всё, как всегда. Бухгалтерский внедрили, затем финансовый. ХЗ зачем, пусть будет. А управленческий? Не... не знаем зачем, это чота сложное. )))
Ху из мистер финансовый директор? На кой он нужен?
Предлагаю финансистов двинуть на аутсорсинг. Кады понадобятся, обратимся)
Вот это распространённое вредное противопоставление - при чём тут белые-цветные?
В смысле? Раньше пол страны в черную работали, чтобы налоги не платить))) Некоторые бухи и не в курсе, что еще куча процессов идет в компании, которые в базе не отражаются.