Бухфирма оказала услуги на 50 тысяч рублей, оказалась должна 435 тысяч рублей.
Инфоповод такой — судебное решение Дело № Ф02-2298/2019 от 02.09.2019 о взыскании с бухгалтерской фирмы убытков в виде штрафов и пени в размере 456 тысяч рублей. Это дело вчера уже облетело новостные бухгалтерские сайты.
Если не читали, то вот в чем суть. Бухгалтерская фирма оказала услуги по восстановлению бухгалтерского учета, но после выездной налоговой проверки за этот период клиенту фирмы насчитали 436 тысяч рублей штрафов и пени, которые теперь должна компенсировать бухгалтерская фирма.
Смыслов из этого судебного дела можно вынести предостаточно. Например, о силе договора на оказание бухгалтерских услуг и потенциале защищенности заказчика по сравнению с трудовым договором с главным бухгалтером. Поле для дискуссий и обсуждений открыто, «вэлком» в комменты на всеми нами любимый «Клерк».
Я же про вечную тему актов на бухгалтерские услуги, которую уже неоднократно поднимал, и их, по большому счету, бесполезности. Так, в рассматриваемом споре услуги были закрыты актом без всяких претензий, но это не решило исход дела в пользу бухгалтерской фирмы.
Суд выделил следующие особенности бухгалтерских услуг:
- специфика бухгалтерских услуг такова, что на момент подписания акта заказчик не может и не должен знать, что его право нарушено;
- для заказчика бухгалтерские услуги носят скрытый характер, и их качество не может быть выявлено при обычном способе приемки услуг;
- отсутствие замечаний не означает, что их нет и нет права заявлять в будущем о наличии недостатков.
Это вовсе не значит, что заказчикам дан карт-бланш на возможные претензии к бухгалтерской фирме. Наоборот, если сам по себе акт — формальность, то все внимание должно быть уделено условиям договора.
Зачем ненужные ритуалы, когда главное — смысл того, что делаешь?
Для бухгалтерских фирм — пользователей Мультибухгалтера - мы добавили в шаблоны для настройки под себя форму договора без составления двустороннего акта об оказанных услугах. Это экономит время и избавляет от паразитного документооборота, подъедающего ресурсы.
Плюсом к этому, настраиваем в Мультибухгалтере автоматическую рассылку счетов, больше не тратим на это время и занимаемся только своим любимым делом!
Если все же не хотите работать без акта, то наш шаблон — это конструктор, настраивайте на здоровье его по своему усмотрению.
И еще, вот мои общие советы по договорным отношениям с клиентами:
- опасайтесь экзотики в отношениях! Любые отклонения от стандарта работы чреваты сюрпризами;
- придерживайтесь стандартных условий работы и не ведитесь на предложения улучшить договор и внести туда любые пожелания со стороны заказчика. Это не отрицание клиентоориентированности, а взаимное уважение и понимание комплекса услуг, которые вы оказываете;
- если вступили на зыбкую почву восстановления учета, то будьте внимательны и осторожны и предусматривайте возможные правовые неопределенности. Любые работы по прошлым не вашим периодам - это огромные риски, которые нельзя предугадать на все сто процентов.
Удачи вам, дорогие друзья и уважаемые коллеги!
Андрей Жильцов, руководитель сервиса «Мультибухгалтер»
Комментарии
1Обжаловать надо идти! С таким успехом все услуги можно не принять... Особенно в сфере что бух.учет стал полной профанацией..... На Минфин подавать в суд, почему они 10 писем в одну сторону и 10 в другую выпускают?