Сейчас бухгалтерский бизнес на подъеме. В бухгалтерский аутсорсинг уже влились не только банки, но и мобильные операторы. И наш любимый «Клерк» тоже пополнил ряды аутсорсинговых фирм.
Долгое время «лобби» бухгалтерскому бизнесу обеспечивала само государство. Расчет и уплата налогов — такое сложное дело, а общение с налоговой происходит в таком темпе (сыплются требования, как из рога изобилия), что без профессиональной помощи не обойтись. Эту нишу закрывают бухгалтеры и бухгалтерские фирмы.
Безусловно, для бизнеса оплата бухгалтерских услуг — это доп. нагрузка, сопряженная с уплатой налогов. Будет ли то длиться вечно, и каких изменений, способных перенастроить рынок бухгалтерских услуг, стоит ожидать в ближайшие два года?
УСН-онлайн и переход на «бухобслуживание» напрямик в налоговые инспекции
Первым удачным экспериментом по расчету налога в онлайн-режиме без участия бухгалтеров стал налог на профессиональный доход. Да, эта категория «самозанятых» граждан не является безусловными клиентами бухгалтерских фирм, но все же отток потенциальных клиентов в эту налоговую нишу есть.
Следующий эксперимент начнется в 2022 году и будет более масштабным. Это новый режим — автоматизированная упрощенная система налогообложения.
Основа нового режима в том, что налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) освободят от ведения учета и сдачи деклараций, а инспекции сами будут рассчитывать налог. Сведения о доходах и расходах будут брать с помощью ККТ и от уполномоченных банков, а налог будет считаться ежемесячно.
Новый режим освобождает от уплаты страховых взносов, а ИП — и от уплаты фиксированных платежей. Но ставки при этом будут повышены относительно «обычной упрощенки»:
- 8% — для доходов;
- 20% — для доходов, уменьшенных на расходы;
- 3% — минимальный налог.
Выплачивать заработную плату сотрудникам будет можно только через банк, который будет удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.
Новый налоговый режим — «автоматизированная УСН» — будет возможен при численности не более 5 человек и при доходах не выше 60 млн рублей.
Понятно, что вовлеченными в уплату налогов станут сами инспекции и банки, и участие бухгалтерских фирм в этом процессе уже не потребуется.
Пока это только эксперимент и только для налогоплательщиков с ограничениями по численности даже еще меньше, чем разрешено предпринимателям на патентной системе. Но концептуально «автоматизированная УСН» — это огромный шаг в сторону самого сложного: дистанционно в автоматизированном режиме учитывать не только доходы, но и расходы налогоплательщиков силами налоговой инспекции.
Тем самым намечен путь эволюции налоговой системы, постепенный переход на учет налоговых обязательств не налогоплательщиками, а налоговиками. Основа такого учета — фиксация доходов и расходов через ККТ и банковские платежи.
Что это значит для бухгалтерского бизнеса? Передел рынка и отток части действующих и потенциальных клиентов.
Единый налоговый платеж и единая дата уплаты налогов
Это законопроект, о тотальной перекройке налогового кодекса с 2023 года. Планируется, что налоги нужно будет уплачивать единым платежом на единый счет с единым сальдо расчетов, сроки уплаты большинства налогов будут приведены к единой дате — 25 числу.
ФНС сама будет перераспределять налоги, и в принципе не будет возможна ситуация переплаты при наличии недоимки.
Декларации остаются, но вдобавок к ним нужно будет подавать уведомление об уплате налогов.
Агентский НДФЛ будем платить ежемесячно 25-го числа в сумме, исчисленной за периоды с 20 числа предыдущего месяца по 19 число текущего месяца.
Вдаваться в аналитические частности пока рано, но указатель со стрелкой установлен: в какую сторону смотреть, уже понятно.
Что это значит для бухгалтерского бизнеса? Будет полная перестройка графика уплаты налогов и коммуникаций с клиентами, новые методы планирования уплаты налогов.
Электронный кадровый документооборот
Скала, которую тяжело сдвинуть и забрать у работодателя и аутсорсера — это расчет заработной платы. Автоматизированная УСН этот вопрос решила хирургически в части взносов, удалив их за счет увеличения налоговых ставок, а в части расчета заработной платы — пока нет.
Но учитывая ограничения по численности, вряд ли расчет заработной платы имеет сложный характер и, скорее всего, сводится к типовым сценариям, которые в принципе можно унифицировать.
Электронный кадровый документооборот и взаимодействие через портал «Работа в России» могут быть стратегически направлены на решение этих вопросов.
Вывод: блок трудовых отношений постепенно будет размываться. И для простых решений, где не требуется многофакторный расчет заработной платы, а также в части функций, будет переходить на аутсорсинг напрямую к государству.
Выводы
Этот предновогодний текст вовсе не говорит. что все, «прикрывают лавочку». Бухгалтерский аутсорсинг жив и будет жить! Но, вероятнее всего, трансформации услуг не избежать. Изменения — как ножницы, вырезающие из бумаги новогодние снежинки: бумага уже никогда не будет прежней.
N-ую часть налоговых отношений будет администрировать сама налоговая, а n-ую — вспомогательные онлайн-сервисы. Там, где требуется налоговое представительство — профессиональный участник отношений — останется аутсорсинг. Если такое участие будет конкурентным по цене, то будет и востребованным.
Самое главное, что пока нет чипов, чтобы напрямую коннектиться со всеми этими порталами. Руки для ввода и голова для осмысления все равно нужны. Ведь многие типы автоматизации не могут существовать без информации, передаваемой налогоплательщиком и работодателем в эти самые системы.
Бухгалтерским фирмам нужно укреплять свои позиции за счет автоматизации бизнес-процессов. Посмотрите сервис Мультибухгалтер, он действительно позволяет бухгалтерским фирмам наращивать клиентскую базу без одновременного роста численности самой фирмы. Стройте структуру, распределяйте роли и задачи, общайтесь с клиентами и друг с другом через мобильное приложение. График сдачи отчетности и уплаты налогов формируется автоматически!
Ваш предновогодний Мультибухгалтер
Комментарии
1Мне кажется работы только прибавится. Во-первых, никуда не денутся консультации, потому что даже у самозанятых море вопросов по работе, во=-вторых, ФНС далеко не совершенна в автоматизации, ошибки и сейчас есть и их 100% прибавиться при переходе к новым методам взаимодействия. Подача документов, сверки, проверки - налоговики не будут раскладывать бизнесменам по полочкам все. Согласна про зарплату- непаханное поле) Опять же подготовка докуметов по регистарции или изменениям, разработка учетной политики - все это доступно в аутсорсинге. Ну и собственно аутсорсеры на месте не стоят, тожа автоматизируются.