Ментальность россиян — проблема российских компаний

<p>Национальная культура россиян является причиной проблем российских компаний. Об этом в беседе с <a href="https://www.rbc.ru/business/06/09/2018/5b90e7bc9a794766518b161f" target="_blank">РБК</a> рассказал профессор Мичиганского университета, автор бестселлера «Дао Toyota» Джеффри Лайкер. Согласие жителей России на плохое обслуживание позволяет компаниям не работать над повышением уровня работы с клиентами.</p
Ментальность россиян — проблема российских компаний
Джеффри Лайкер — профессор промышленного инжиниринга Мичиганского университета. Лайкер считается одним из крупнейших мировых экспертов по бережливому производству.

«Россия — страна, которая строится сверху вниз: люди у вас восхищаются сильными, жесткими лидерами, — отметил Лайкер. — При этом вы не привыкли ждать от компаний высокого уровня сервиса: при советской власти люди подолгу стояли в очередях, чтобы купить бытовые товары, и русские подсознательно согласны на плохое обслуживание, лишь бы приобрести то, что вам нужно. Как следствие, и сами компании не стремятся улучшить процессы и работу с клиентом».

Такая ситуация мешает внедрению в компаниях принципов бережливого производства, что влечет за собой негативные последствия для самих компаний и для экономики страны в целом.

По мнению Джеффри Лайкера, менталитет в России неоднороден: «в Москве ментальность другая, чем в России в целом, а у отдельных слоев москвичей — своя собственная».

Однако, компании в силах самостоятельно формировать в своих стенах собственную культуру, и это дает им возможность внедрять бережливое производство с помощью тщательного отбора персонала.

Лайкер привел пример с открытием российского отделения Toyota.

«Руководство довольно быстро увидело, что трудовая культура у вас в стране на порядок ниже, чем в Японии. Компания могла согласиться на компромисс в духе «пусть российское отделение работает, как может, не будем ждать от него многого». Но у японцев в крови тяга к совершенству, и они не могли удовлетвориться этим»,

— говорит Лайкер.

В итоге спустя годы компании удалось выстроить в российском отделении такую же культуру, как и в головном офисе.

Начать дискуссию