10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.
10 навыков эффективного финансового директора
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

1. Стратегическое мышление

Способность разрабатывать и внедрять долгосрочные стратегии — ведущее направление работы финансового директора. Этот навык актуален вне зависимости от сферы деятельности компании.

Если раньше финдир преимущественно занимался сбором и анализом данных для принятия тактических решений, то в современном бизнесе акцент делается именно на развитии компании в перспективе. 

Как отмечают эксперты, отсутствие стратегического мышления зачастую становится серьезным препятствием на пути к желаемой должности. Умение предугадывать долгосрочные финансовые тенденции и быстро адаптироваться к изменениям — обязательные требования.

2. Обучаемость

Способность легко усваивать знания — один из основных навыков для любого участника управленческой команды. Успешная профессиональная деятельность финансового директора в еще большей степени невозможна без высокой обучаемости и заинтересованности в развитии. 

Финансовые инновации, изменения в регулировании и появление новых рисков требуют от представителей этой профессии практически непрерывного обучения. Информационный вакуум даже на протяжении нескольких месяцев сразу же отражается на уровне квалификации.

При этом базовое образование, курсы повышения квалификации и участие в тематических семинарах и конференциях — важные, но не единственные каналы получения знаний. Наряду с ними финансовый директор должен уметь самостоятельно извлекать ценные уроки из собственного профессионального опыта. 

3. Сильные коммуникативные навыки 

Финансовый директор — человек с хорошо развитыми коммуникативными навыками. 

Умение рассказать о сложном просто

Финдир доносит сложную информацию простыми словами до собственников бизнеса, инвесторов, руководителей и сотрудников. Это невозможно без умения лаконично и четко выражать свои мысли.

Избежать недопонимания, в полной мере и без искажений сообщить свое мнение, создать атмосферу взаимоуважения и доверия — эти умения невероятны важны наряду с фундаментальными знаниями в области финансов. 

Умение слушать

Эффективная коммуникация — это умение не только говорить, но и слушать. Нередко вместо того, чтобы сосредоточиться на сказанном другими, человек начинает сразу же думать над собственным ответом. Ценная информация в этом случае может быть упущена, а у собеседника сложится негативное впечатление. Сохранять внимание на протяжении всего разговора, задавать уточняющие вопросы, не игнорировать мнение собеседника — навыки, без которых не обойтись любому руководителю и финансовому директору в частности.  

Эмпатия

На первый взгляд может показаться, что в такой сфере как финансы эмпатия не очень важна: ведущая роль принадлежит цифрам. В действительности, эффективная коммуникация невозможна без стремления понять эмоциональное состояние своего собеседника. Причем это касается как взаимодействия с руководителями, так и общения со своей командой. 

4. Знание технологий

Вовлеченность финансового директора и в целом финансового департамента в реализацию IT-проектов становится обязательным требованием в современном бизнесе. Для этого финансовый директор должен хорошо разбираться в технологиях и сложной аналитике данных. Актуальной задачей становится также внедрение IT-возможностей в текущую деятельность: инновационные решения обеспечивают массу выгод для бизнеса.  

5. Стрессоустойчивость

Бизнес практически всегда сопряжен с рисками, и возникновение сложных ситуаций — распространенное явление. Без развитой стрессоустойчивости финансовый директор оказывается неспособен принять правильное решение в критический момент. 

Но есть и хорошая новость: стрессоустойчивость можно развивать. Даже если вы считаете себя вспыльчивым человеком, специальные приемы помогают контролировать эмоции и спокойно реагировать на возникающие сложности. 

6. Навык формирования команды

Команда, которой можно с уверенностью делегировать выполнение даже сложных задач — еще одно условие эффективной работы. Привлечение квалифицированных специалистов, развитие их компетенций, учет карьерных планов и забота о взаимозаменяемости сотрудников входят в число обязательных навыков финдира. 

Нередко руководители, делающие только первые шаги в новой должности, не считают формирование команды приоритетом. Такое решение может стать серьезной ошибкой, которая напрямую повлияет на эффективность работы финансового директора и не позволит в полной мере проявить свой профессионализм. 

Нельзя забывать, что финдир — это человек, который решает глобальные задачи. С момента вступления в должность он должен ориентироваться на ключевые направления деятельности, а текущие вопросы всегда можно доверить компетентным сотрудникам.

7. Кросс-функциональность

Деятельность современного финансового директора часто выходит за рамки финансов. В зависимости от сферы бизнеса и масштабов компании она может проявляться по-разному. Финансовые директоры участвуют в реализации интересных (но не всегда связанных напрямую с финансами) проектах, решают сложные кейсы в смежных сферах и запускают новые направления и продукты.

Наряду с этим, сама должность финансового директора предполагает способность охватывать разные бизнес-процессы. Здесь важно все: и понимание, как работает компания в целом и ее отдельные подразделения, и знание о проблемах, с которыми сталкиваются представители других направлений, и множество других аспектов. Все эти сведения помогают в разработке долгосрочной стратегии развития.

8. Наличие фундаментальных финансовых знаний

Безусловно, финансовый директор ориентирован на решение стратегических задач. Он помогает бизнесу расти, делает его более устойчивым и увеличивает стоимость компании.

При этом финдир просто обязан уверенно чувствовать себя в сфере финансов и уметь применять свои знания на практике. Только навыков эффективного управления в данной области недостаточно.

Оптимальный вариант — наличие опыта работы в сфере финансового, бухгалтерского или управленческого учета.   

9. Организованность

Организованность — базовый навык руководителя, и для финансового директора он также невероятно важен. Без грамотного управления ресурсами достижение высоких результатов практически невозможно. Организованность финансового директора складывается из следующих составляющих:

  • умение оценивать приоритетность задач;

  • способность грамотно распределять нагрузку;

  • навыки эффективного контроля выполнения задач;

  • фокусировка на результате, а не на процессе;

  • умение работать в режиме многозадачности.

Организованность — это навык, который можно развить. Расставляйте приоритеты, применяйте техники управления временем и учитесь делегировать.

10. Здоровый баланс между работой и личной жизнью

Должность финансового директора — это большой груз ответственности. Несмотря на все разговоры о важности соблюдения баланса между работой и личной жизнью на практике это удается не всегда. Высокий уровень стресса и регулярные переработки нередко становятся нормой. На первый взгляд может показаться, что они не влияют на качество и эффективность руководителя. В действительности, это не так: потеря баланса приводит к падению продуктивности и нередко становится причиной выгорания.  

Какое образование необходимо финансовому директору?

Наличие базового экономического образования — обязательное условие для большинства компаний. При этом получить высшее образование со специализацией «Финансовый директор» невозможно: это не предусмотрено действующими образовательными стандартами.

Тем специалистам, которые хотят развиваться в профессии и задумываются о карьерном росте, рекомендуется пройти курсы профессиональной переподготовки. Такое обучение ориентировано на формирование компетенций для профессиональной деятельности финансового директора.

Освоить профессию поможет курс Финансовый директор от Нетологии. В процессе обучения вы научитесь разрабатывать финансовые модели и управлять рисками, искать точки роста и помогать бизнесу увеличивать доход. По результатам прохождения курса выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Нужна помощь в подборе курса?

Оставьте контакты, наш менеджер с вами свяжется:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Нетология», ИНН 7726464125, erid: LjN8Kbshn

Начать дискуссию

Центробанк установил новые тарифы по страхованию опасных объектов

Нижняя граница тарифов по обязательному страхованию для большинства опасных предприятий снизится на 25%.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

Вслед за Минфином Минюст готовит базу для внесудебного взыскания налогов

Минюст разработал и разместил для общественного обсуждения проект федерального закона с изменениями по налогам в Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

47% россиян пользуются налоговыми вычетами. В топе инвествычет

Чаще всего за налоговыми вычетами по НДФЛ обращаются при покупке недвижимости и лекарств, а также после оплаты обучения.

Совфед одобрил закон, совершенствующий механизм оплаты судебных экспертиз

В случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы, суд выносит соответствующее определение после внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда.

НДФЛ

НДФЛ с продажи квартиры не будет при сроке владения 5 лет, 3 года или независимо от срока

В общем случае при продаже квартиры не придется платить НДФЛ и сдавать декларацию, если срок владения более 5 лет. Но есть ряд случае, когда налога не будет и при меньшем сроке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Интервью

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам
ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО
Маркетплейсы

Модульбанк запустил единый кабинет для управления магазинами на маркетплейсах

Модульбанк создал единое виртуальное пространство для ведения бизнеса на маркетплейсах — сервис «Мой магазин». Теперь предприниматель может управлять магазинами на Wildberries и Ozon из одного окна.

ФНС успокоила: инвестиционные налоговые вычеты вырастут вместе с НДФЛ

Инвесторы смогут получить вычет по ставкам от 13% до 22%. Максимальная сумма возврата составит 88 тысяч рублей.

Интересные материалы

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс