Когда бизнесу нужна реорганизация и как правильно ее провести

Реорганизация может помочь бизнесу решить ряд вопросов, например, законно сэкономить на налогах или расширить сферу деятельности. Рассказали, какие есть варианты реорганизации, что нужно сделать руководителю, бухгалтеру и кадровику. 
Когда бизнесу нужна реорганизация и как правильно ее провести
Иллюстрация: Первая Экспертная Бухгалтерия

Что такое реорганизация 

Реорганизация — это преобразование одного юридического лица в другое. Как правило, при реорганизации одна компания перестает существовать и создается новая или несколько.

В процессе реорганизации права и обязанности переходят от одной компании к другой. Таким образом, новая компания становится правопреемником старой.

Формы реорганизации

Существует пять форм реорганизации:

1. Слияние — когда две и больше компаний объединяются в одну новую.

Например, ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» объединились в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилось ООО «Лето», а ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» были удалены из реестра.

При этом ООО «Лето» унаследовало обязательства ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», в том числе перед кредиторами и контрагентами.

2. Присоединение — когда одна компания присоединяется в другой.

Например, ООО «Июнь» присоединилось к ООО «Лето». 

В ЕГРЮЛ осталась запись об ООО «Лето», а ООО «Июнь» было удалено из реестра.

ООО «Лето» унаследовало права и обязанности ООО «Июнь».

3. Разделение — когда одна компания разделяется на две и больше.

Например, ООО «Лето» разделилось на три организации ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август».

 В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», а ООО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности ООО «Лето» распределяются между новыми компаниями. 

4. Выделение — когда компания отделила от себя одну или больше компаний, при этом сама не прекратила деятельность.

Например, ООО «Лето» выделило производство текстильных изделий в отдельную компанию ООО «Июнь», а курьерскую доставку готовых товаров в ООО «Июль».

В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь» и ООО «Июль», при этом ООО «Лето» продолжает числится в реестре.

Часть прав и обязанностей ООО «Лето» передало новым компаниям в соответствии с передаточным актом. 

5. Преобразование — когда компания меняет организационно-правовой статус.

Например, АО «Лето» преобразовано в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилась запись ООО «Лето», а АО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности остались у компании.

Формы реорганизации можно комбинировать. Например, ООО может разделиться и образовать два АО. 

Зачем нужна реорганизация

Реорганизация — это хорошая возможность для компании снизить расходы, оптимизировать налогообложение и даже выйти на новый уровень, масштабировать бизнес. 

К самым распространенным причинам реорганизации относятся:

  • Оптимизация налогообложения за счет выделения отдельных видов деятельности в самостоятельные юрлица и перехода на спецрежимы.

  • Выделение определенного вида деятельности в отдельное юрлицо, чтобы воспользоваться льготами и другими программами господдержки.

  • Изменение организационно-правовой формы.

  • Присоединение к более крупной и сильной компании, чтобы сократить расходы и избежать банкротства.

  • Продажа части активов компании.

Хотите начать процесс реорганизации?

Поможем определиться, какой вариант будет для вас наиболее выгодным. А также подскажем, как дополнительно сэкономить на налогах

Бесплатно проконсультируем

Оставьте контакты, и мы вам перезвоним

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Что нужно сделать руководителю

Шаг 1. Принять решение на общем собрании

На собрании учредителей определите порядок реорганизации и условия передачи прав и обязанностей, если будут созданы новые компании.

Если вы — единственный учредитель ООО, то вы принимаете решение о реорганизации единолично и оформляете его письменно.

Шаг 2. Сообщить ИФНС 

Уведомите налоговую о начале реорганизации по форме №Р12003 в течение трех дней после принятия решения.

Скачать бланк формы №Р12003.

К уведомлению приложите протокол общего собрания.

ИФНС сделает пометку о реорганизации в ЕГРЮЛ.

Шаг 3. Уведомить кредиторов и контрагентов

В свободной форме составьте уведомление и разошлите кредиторам и контрагентам. Это важно, так как ваша реорганизация может отразиться на их интересах.

Шаг 4. Разместить публикации в СМИ

В течение трех дней после принятия решения о начале реорганизации опубликуйте данные на Федресурсе.

Также сделайте две публикации в журнале «Вестник государственной регистрации». Публикация в журнале обязательна для всех форм реорганизации, кроме преобразования. Первая публикация — после того, как в ЕГРЮЛ появится метка об реорганизации, вторая — через месяц.

Шаг 5. Подготовить документы

На подготовку документов у вас будет три месяца с момента появления метки в ЕГРЮЛ.

Обязательно:

  • заявление о госрегистрации по форме №Р12016;

  • устав компании (не нужно, если новая компания использует типовой);

  • квитанция об уплате госпошлины 4000 рублей (если подаете документы на бумаге);

Скачать бланк формы №Р12016.

Остальные документы зависят от формы реорганизации:

  • если присоединение — подготовьте договор о присоединении;

  • если слияние — договор о слиянии;

  • если выделение или разделение — передаточный акт.

Шаг 6. Подать документы в ИФНС

Это можно сделать лично, в электронном виде, курьером с нотариальным заверением либо по почте. 

В течение пяти рабочих дней ИФНС подтвердит вашу реорганизацию. Инспекторы отправят на электронную почту:

  • лист записи в ЕГРЮЛ;

  • устав с отметкой.

Что должен сделать бухгалтер

Деятельность компании во время реорганизации не прекращается, так что за бухгалтером сохраняются его стандартные обязанности — ведение учета, подготовка отчетов, уплата налогов. Плюсом у него появляются новые задачи:

1. Провести инвентаризацию.

Инвентаризация позволит составить достоверный бухгалтерский баланс и корректно определить все активы и обязательства, которые перейдут новой компании.

2. Составить передаточный акт (при выделении и разделении).

В акте должны быть зафиксированы имущество, права и обязанности, которые переходят новой компании, а также порядок правопреемства.

3. Составить заключительную бухгалтерскую отчетность (при разделении, присоединении, слиянии).

Отчитаться нужно за период с 1 января по дату регистрации новой компании. Заключительная отчетность при реорганизации приравнивается к годовой, к ней применяются те же требования, однако формы отличаются. Нужно использовать:

  • КНД 0710095 — для компаний, которые отчитываются в стандартном порядке;

  • КНД 0710094 — для компаний, которые ведут упрощенный учет.

Скачать бланк бухгалтерской отчетности при реорганизации КНД 0710095.

Скачать пример заполнения КНД 0710095.

Скачать бланк упрощенной бухгалтерской отчетности при реорганизации КНД 0710094.

Важно! При подготовке отчетов нужно использовать специальные коды для реорганизации.

4. Скорректировать сальдо по счетам (при выделении).

Как поступить с работниками

Вы не обязаны расторгать трудовые договоры с сотрудниками, достаточно издать приказ о реорганизации и дать сотрудникам с ним ознакомиться под подпись. В приказе вы должны сообщить сотрудникам о праве отказаться от работы на новую компанию.

Когда новая компания будет зарегистрирована, необходимо составить следующие кадровые документы:

  • штатное расписание;

  • приказ о признании сотрудников компании-предшественника сотрудниками новой компании;

  • допсоглашения к трудовому договору, в котором отражены изменения сведений работодателя.

Важно! Если у сотрудников поменяются условия договора, работодатель обязан уведомить их об этом минимум за два месяца.

Не забудьте внести изменения в трудовые книжки и подать ЕФС-1 о переименовании.

С нами экономия до 40 млн ₽/год на бухгалтере, налогах, штрафах, программисте и 1С

Реклама: ООО «Центр Бухгалтерских Решений», ИНН 5902063551, erid: LjN8KSpNR

Начать дискуссию

Продлили возможность сдачи отчетности через сайт ФНС

До 1 июля 2025 года в рамках эксперимента можно будет сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность через сервис на сайте ФНС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какими документами подтвердить перелет сотрудника по авиабилету

Авиабилет может быть в электронной форме. Но как подтвердить, что перелет в итоге состоялся?

❗ Центробанк решил сохранить ключевую ставку на уровне 16%

Банк России допустил, что на следующем заседании ставку поднимут.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Разрешенный возраст приема на работу могут понизить

В Госдуме обсуждается снижение возрастного ценза для трудоустройства с 16 лет.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

ЦБ: при размещении IPO должны быть льготы по налогу на прибыль и субсидии

Эльвира Набиуллина считает, что государству стоит давать льготы и субсидии не только компаниям, которые берут кредиты, но и тем, кто привлекает средства с помощью инструментов фондового рынка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Валюта

Слуцкий: юань может заменить доллар на евразийском пространстве

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в ходе ПМЭФ-2024 заявил, что юань может стать универсальной валютой на Евразийском континенте вместо доллара.

Ежегодный отпуск в 2024 году: как оформить и оплатить

Каждый работник имеет право на отдых. Ежегодный оплачиваемый отпуск реализует это право. Расскажем, как правильно оформить отпуск, рассчитать отпускные и произвести выплату. 

Ежегодный отпуск в 2024 году: как оформить и оплатить

В законе пропишут срок освоения земельного участка и признаки его неиспользования

Госдума начала рассматривать законопроект Росреестра о сроке освоения земельных участков.

IT-компании на УСН тоже платят взносы по пониженному тарифу

Не только IT-компании на общей системе налогообложения (ОСНО) имеют право на применение тарифа взносов 7,6%, но и на УСН.

31 декабря станет официальным выходным днем

С 2025 года Минтруд планирует сделать 31 декабря выходным днем на постоянной основе.

Хинштейн: в области биометрических данных сохранится принцип добровольности

Государственная политика в области биометрических данных сохраняет принципа добровольности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️Что будет с налогами? Они все изменятся. Пора паниковать?

Минфин ошарашил всех налогоплательщиков законопроектом об изменениях в налоговой системе. А изменения просто революционные! Бухгалтерские интернет-сообщества гудят от обсуждений. Что будет, как это будет работать, что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для целей налогообложения длина не имеет значения

Компания сдала декларацию по транспортному налогу за 2019 год. Инспекция провела камеральную проверку документа, составила акт о нарушении, доначислила налог в размере почти 460 тыс. рублей и оштрафовала фирму еще на 52 тысячи.

ВС объяснил, когда кредитор будет возмещать расходы на банкротство

Кредиторы, которые решают продолжить процедуру банкротства, когда у должника не нашли имущество, должны быть готовы к тому, что затраты на дело превысят размер удовлетворенных требований.

Инсульт: как понять, что это он? Памятка бухгалтерам от кардиолога

Памятку по определению инсульта у себя или другого человека подготовила кардиолог DocMed Мария Чашкина.

Особенности регламентированного учета в 1С:ERP 2

В этой статье мы рассмотрим особенности функционирования регламентированного учет в 1С:ERP Управление предприятием, а также его взаимодействие с оперативным учетом.

Особенности регламентированного учета в 1С:ERP 2
НДС

Ввозной НДС можно брать на вычет в течение 3 лет

НДС, уплаченный при импорте товаров, подлежит вычету, если товары куплены для облагаемой НДС деятельности.

Путин поручил не менять налоговую систему до 2030 года

Власти будут проводить точечные корректировки в системе налогообложения, но основные параметры не поменяются до 2030 года.

Интересные материалы

Обеление отрасли клининга не оправдало ожидания ФНС

Только 1,5 тысячи компаний подали согласие о раскрытии налоговой информации и стали участниками реестра добросовестных поставщиков.