Оферта: что это такое простыми словами

Многие предприниматели работают с неограниченным кругом лиц на одинаковых условиях, к примеру торгуют онлайн или в розницу, оказывают бытовые услуги, занимаются логистикой. Заключать договор с каждым покупателем долго и нерационально. Но и совсем без договора нельзя: клиенты должны знать, что покупают, на каких условиях, как отказаться от товара и вернуть деньги. Удобнее всего в такой ситуации использовать оферту.
Оферта: что это такое простыми словами
Иллюстрация: Первая Экспертная Бухгалтерия

Рассказываем, что это, кто может ее применять, как составить и какие важные нюансы учесть, чтобы не нарушить закон и защитить свой бизнес.

Что это такое и какому бизнесу подходит

Оферта — это предложение заключить договор, адресованное одному или нескольким лицам. Вариаций таких предложений множество, например:

  • каталог на сайте маркетплейса с подробным описанием товаров, ценами, условиями доставки и возврата;

  • ценники на продуктах в магазине у дома;

  • пост в инстаграме с приглашением сделать маникюр-френч за 900 рублей в качестве модели;

  • электронное письмо от магазина обуви с обещанием скидки 10% при заказе на сайте в ближайшие 30 минут;

  • бумажное объявление на булочной «после 21:00 скидка на хлебобулочные изделия 20%» и т. д.

Если оферта содержит в себе существенные условия договора, значит она обладает равной ему юридической силой. То есть, можно обойтись без электронного или бумажного договора с печатями и подписями. Универсальных существенных условий нет: для каждого типа предложения они свои. Далее мы подробно поговорим, как составить такое предложение. 

Это идеальный вариант для предпринимателей, которые продают товары дистанционно или оказывают онлайн-услуги, например образовательные. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства № 2463, при продаже через интернет продавец удостоверяет заключение договора купли-продажи с клиентом с помощью оферты. Таким образом, прописать и разместить ее на сайте — обязанность продавца. Но продавец и сам остается в плюсе: грамотно составленным предложением можно защитить свой бизнес от каких угодно рисков, в том числе от недобросовестных покупателей. 

Пример. Светлана печет торты на заказ. Клиенты приходят к ней по сарафанному радио и через страничку в инстаграм. На страничке Светлана разместила оферту и внесла в нее пункт «В готовых тортах содержится лактоза. Внося предоплату, вы подтверждаете, что не страдаете непереносимостью лактозы». 

Или другой пример:

Так Контур Экстерн снимает с себя ответственность за нестабильное интернет-соединение клиента или заражение его ПК вирусами. 

Не любой договор можно заменить офертой. Договор необходим, если: 

1. Клиент — юрлицо. Компании обычно требуют договор и акт выполненных работ, чтобы подтвердить расходы для целей налогообложения. Но иногда оферту используют даже в сфере b2b, например сервисы CRM для бизнеса.

Мегаплан предоставляет CRM-систему для бизнеса и работает на условиях оферты

2. Услуга нетипичная. Как мы говорили, предложение заключить договор должно быть одинаковым для всех клиентов. В противном случае нужен именно договор. К примеру, школа вокала принимает учеников в собственной студии. Но к ребенку-инвалиду преподаватель может выезжать и на дом. Такой ученик требует индивидуального подхода, а индивидуальные условия необходимо обговаривать с помощью договора.

3. Товар или услуга стоят очень дорого. Вряд ли кто-то согласится переводить несколько сотен тысяч, не получив предварительно договор с печатью продавца и подписью руководителя. 

Не получится реализовать через интернет на условиях такого предложения товары, которые запрещено продавать онлайн, например алкоголь или табак.

Нужна помощь с организацией бухучета на маркетплейсе?

Подберем вам команду профильных специалистов с опытом работы в вашей отрасли. Тарифы от 8990 ₽/месяц

Оставьте контакты, и мы вам перезвоним

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Когда оферта превращается в договор

Предложение заключить договор — это еще не договор: клиент может его принять, а может отклонить. Принять — значит совершить определенные действия, дать согласие или, говоря грамотно, «акцептовать». 

Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Когда маркетплейс выставляет 100% предоплату, клиент сначала оплачивает, потом делает заказ. Это правило одинаково для всех, и его нельзя выполнить наполовину. Молчание не считается акцептом. 

Чаще всего в качестве акцепта выступают конклюдентные действия. Это такие действия, которые явно показывают готовность покупателя совершить сделку. Например, в Магните человек не говорит кассиру «я куплю сейчас этот йогурт за 50 руб.», а просто берет товар, несет на кассу и расплачивается. 

В оферте нужно четко прописать, что именно является акцептом, иначе пользователи запутаются. Обычно акцепт выражается в регистрации на сайте, оплате покупки полностью или частично, записи на стрижку или маникюр и т. п. 

Фрагмент оферты от Нетологии. Акцептовать — значит зарегистрироваться на сайте и подтвердить свою электронку. 

Виды оферты

Существует два основных вида: публичная и непубличная.

Публичная — это предложение заключить договор, адресованное неопределенному кругу людей. На него может откликнуться кто угодно. К примеру, массовая рассылка на электронные почты, ценники на товарах или уличный баннер призывают к сделке всех желающих. На условиях публичности предложения работают кафе, парикмахерские, салоны красоты, химчистки. 

Часто в рекламе мы видим фразу «Не является публичной офертой». Эта фраза означает, что характеристики и цена товара будут отличаться от тех, которые заявлены в рекламе. Так делают бренды, у которых цены на товары в онлайн-магазине и офлайн-магазине отличаются или банки, предлагающие кредиты по низкой ставке. 

Цель рекламы — привлечь внимание, завирусить товар или бренд. И фраза в рекламе «продаем телевизоры по цене от 10 тысяч рублей» — всего лишь маркетинговый ход. В реальности окажется, что есть один-два телевизора по такой цене, а остальные дороже. Но ничего противозаконного в этом нет: согласно ст. 437 ГК, реклама рассматривается только как приглашение делать оферты. И продавец телевизоров легко скажет, что был телевизор за 10 тысяч, но его купили, вот гляньте на этот — за 20 тысяч. 

К подобному ходу часто прибегают банки. Так, Тинькофф предлагает кредиты наличными по ставке от 8,9%: 

Тинькофф предлагает взять кредит наличными и приводит такой пример расчета. 

Но с учетом кредитной истории и других факторов процентная ставка для конкретного заемщика будет выше, и такое предложение — не публичное. 

А дальше едва заметным текстом добавляет, что этот пример только информирует. Ежемесячный платеж для конкретного клиента зависит от персональных условий и будет больше 9 450 руб. 

Публичная оферта зачастую становится предметом судебных разбирательств. 

Так, ООО «Уран МПЗ» обратилось в суд, чтобы заставить ОАО «Московский бизнес-инкубатор» заключить договор купли-продажи машиномест в паркинге после увиденной рекламы. Однако суд иск отклонил, поскольку не увидел в рекламе признаков публичности предложения. Оно не было определено, не содержало существенных условий и бизнес-инкубатор не собирался совершать сделку со всеми, кто отзовется. 

Важно. Сама по себе фраза «предложение не является публичной офертой» в глазах закона не имеет весомости. Если в рекламе перечислены все существенные условия и вещь определена конкретно, то эта отметка не спасет: придется продать товар по заявленной в рекламе цене. 

Непубличная — это призыв к сделке, направленный конкретному человеку. С остальными покупателями предприниматель не обязан сотрудничать на этих условиях. 

H&M не предлагает 15% скидку всем потенциальным и действующим клиентам. Это предложение направлено одному конкретному пользователю.

Как составить публичную оферту

Законодательное регулирование осуществляется на основании главы 28 ГК и постановление Пленума ВС № 49 от 25.12.2018. Чтобы предложение обладало юридической значимостью, оно должно содержать все существенные условия договора. 

Сведения о продавце. Здесь укажите наименование как в учредительных документах, ФИО руководителя, контакты для связи, банковские реквизиты. 

Требования к клиентам. Обязательно отметьте, кто может стать вашим клиентом: только физлица или юрлица и ИП тоже. Но не допускайте деления по полу, национальности, имущественному или социальному положению — это дискриминация. Административный кодекс предусматривает за дискриминацию штраф до 100 тысяч рублей. 

Разумные ограничения возможны. Например, ИП занимается доставкой товаров только по городу Новосибирску. Ограничить территорию доставки Новосибирском — не дискриминация.      

Сведения о товаре. Вещь или услугу следует описать конкретно, чтобы клиент понимал, что покупает. Для товара укажите вес, цвет, габариты, условия хранения, сертификат качества, правила эксплуатации. Для услуги — кто оказывает, продолжительность, результат. 

Например «Занятия по живописи проводит квалифицированный педагог, с дипломом Московского художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, 6-летним стажем, прошедший курсы обучения в лондонском Royal College of Art. Курс состоит из 30 занятий продолжительностью 40 минут». Если получается слишком длинный текст, оставьте ссылку на соответствующий раздел сайта с описанием. 

Цена и порядок оплаты. Клиент должен видеть конечную стоимость с учетом доставки, скидок и персональных предложений. Среди способов оплаты обычно перечисляют оплату онлайн, наличными или картой курьеру, через СБП — все способы, которые есть у продавца.

Порядок акцептования. Укажите конкретное действие, которым клиент примет оферту. Лучше всего подходит оплата — ее несложно доказать через банк. 

Доставка. Пропишите, как клиент может получить заказ: самостоятельно, почтой, курьером, службой доставки. Добавьте пункт, разъясняющий ответственность за разбитый товар или просрочку доставки. К примеру так «Доставку покупателю осуществляет СДЭК. После передачи товара в службу доставки продавец не несет ответственности за порчу товара или нарушение сроков доставки». 

Решение спорных вопросов. В этот раздел внесите все, что может создать потенциальную проблему: возврат, обмен из-за брака, судебные конфликты. 

Можно использовать такую формулировку: «Клиент вправе вернуть или обменять товар надлежащего качества в течение 7 дней, согласно ст. 26.1 ЗоЗПП, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Претензионный порядок урегулирования споров обязателен. Претензию можно направить по адресу sibmasgrup@gmail.com. Компания ответит в течение 30 дней с даты получения претензии. Споры разрешает арбитражный суд города Новосибирска».   

Существенных условий может быть больше, в зависимости от особенностей товара или услуг. 

Вот как мы сами составили публичную оферту: 

Публичная оферта от ООО «Первая Экспертная Бухгалтерия» ред. от 15.08.2023.

Также мы подготовили простой шаблон оферты, который можно подстроить под себя

Совет. Составляйте текст предложения просто и ясно, чтобы понял любой покупатель. Чем меньше сложных формулировок, тем меньше недопониманий и конфликтов с клиентами. 

Призыв к сделке нужно разместить в подвале сайта, в описании сообщества или группы так, чтобы его было хорошо видно. 

Условия оферты можно изменить и для новых, и для старых клиентов. Для новых клиентов условия изменятся автоматически, для старых — только если они повторно дадут акцепт. Это следует внести прямо в текст, к примеру «Компания имеет право изменить условия оферты. Компания сообщит об этом за 14 дней до предполагаемых изменений на оставленную клиентом электронную почту. Если клиент не ответит на письмо в течение 3 дней, считается, что он не согласился на новые условия, и договор расторгнут».

Настроим учёт и отчётность под ваши задачи

Начинающему бизнесу мы дарим 90 дней бухгалтерского обслуживания + ЭЦП и облачную 1С

Реклама: ООО «Центр Бухгалтерских Решений», ИНН 5902063551, erid: LjN8KEnJk

Начать дискуссию

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1
АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Интересные материалы

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.