Компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных России) и АТОЛ (ведущий российский производитель онлайн-касс и программного обеспечения), провели аналитическое исследование потребительского поведения накануне Дня влюбленных. Эксперты проанализировали продажи, совершенные в период с 01 по 12 февраля 2019 года.
Эксперты сравнили совершенные онлайн-продажи в денежном и количественном выражении, сопоставили динамику среднего чека, популярность ценовых категорий товаров и сформировали представление об изменениях в потребностях россиян в канун наступления Дня Святого Валентина. Приведенные данные содержат информацию о покупках, совершенных в период с 01 по 12 февраля 2019 года и сравниваются с интервалом с 01 по 14 февраля 2018 года.
- Значительный рост числа покупок и выручки приходится на 12, 13 и 14 февраля. Россияне предпочитают делать покупки непосредственно перед праздником.
- В основных категориях товаров и услуг, используемых для подарков, в 2019 году наблюдается рост среднего чека покупки на 5-10%. Исключение — только гостиницы, средний чек в которых снизился.
- В сравнении с 2018 годом, россияне стали тратить в интернете почти в 2 раза больше денег на покупки к празднику. В течение анализируемого периода 2019 года они потратили 210 911 124 руб., в то время как в аналогичном периоде 2018 года эта сумма составила всего 121 776 321 руб. (рост на 73%).
- Анализ показал, что в интернете россияне покупают более дорогие цветы. Средняя стоимость покупки составляет 2126 рублей в онлайне против 1040-1060 рублей в офлайне; рост на 102%. При этом средняя стоимость приобретаемой парфюмерии в онлайне ниже на 17%: 483 и 570-590 рублей соответственно.
Дмитрий Батюшенков, директор по управлению продуктами компании «Платформа ОФД»: С Дня влюбленных открывается серия «подарочных» распродаж ретейла, в рамках которых далее будут акции и скидки в честь 23 февраля и 8 марта. Именно в этот период, как правило, заметно возрастает спрос на продукцию подарочного назначения.
Тенденции потребительского поведения этого года показывают, что внимание покупателя смещается в более «практичные» категории товаров. Например, вместе со смартфонами и наушниками, популярны также и пылесосы. Однако традиционно высоким ожидается потребительский спрос на ювелирные изделия, парфюмерию, цветы. Устойчив интерес и к покупке подарочных сертификатов».
Россияне стали больше тратить на покупки к празднику
Проведенное исследование показало, что рост среднего чека покупки наблюдается по всем основным категориям товаров и услуг, чаще всего используемых для подарочных целей ко Дню Святого Валентина. Единственной категорией, в которой было отмечено снижение средней стоимости покупки, оказались расходы на проживание в гостиницах.
Средняя стоимость букета цветов в интернете оказалась в 2 раза выше
Проведенное исследование показало, что средняя стоимость онлайн и офлайн покупок цветов, а также косметики и парфюмерии значительно различаются. Так, в период с 01 по 12 февраля 2019 года средняя стоимость онлайн-покупки в категории цветы составила 2126 рублей. При этом, в обычных торговых сетях средний чек на цветы составляет 1040-1060 рублей, что на 51% ниже.
Подобное обстоятельство можно объяснить тем, что в интернете покупателям чаще предлагают готовые букеты, нежели цветы поштучно. Готовый букет под заказ всегда стоит дороже, поскольку он содержит разные цветы, дополнительные растения и аксессуары. Также в стоимость букета входит оплата работы флориста.
В обычных магазинах чаще всего приобретают моно-букеты из роз и хризантем.
Парфюмерия лучше продается в обычных магазинах
Интересной тенденцией также следует считать различие в стоимости косметики, парфюмерных изделий и товаров для ухода за собой. Исследование показало, что в рассматриваемый период средний чек на товары, реализуемые в традиционных точках продаж, превышает средний чек на онлайн-покупки: 570-590 рублей и 483 рубля соответственно.
Лидерами по покупкам в этой категории товаров является тушь для ресниц, а также подарочные карты крупных ритейлеров на сумму 500 и 1000 рублей.
Ювелирные изделия покупают в магазинах, а бижутерию — в интернете
Проведенное исследование показало, что к предстоящему празднику россияне часто приобретают ювелирные изделия. Средняя стоимость такой покупки составляет 14 040-14 070 рублей, и по сравнению с прошлым годом, она выросла сразу на 11%. Однако данные покупки россияне совершают исключительно в офлайн-магазинах. Среди анализируемых данных по онлайн покупкам, доля таких покупок в интернете стремится к статистической погрешности.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что россияне предпочитают своими глазами видеть приобретаемое изделие и хотят подержать его в руках в реальном магазине до совершения покупки.
Впрочем, украшения также продаются в интернете. Чаще всего совершаются покупки бижутерии, средняя стоимость покупки таких товаров в анализируемом периоде 2019 года составляет 866 рублей, что на 55% больше аналогичного показателя 2018 года. Годом ранее средний чек на эту группу товаров составлял 560 рублей.
Спрос на товары к празднику начинает расти за два дня до его начала
Проведенный анализ показал, что в этом году наблюдается такая же тенденция, что и годом ранее. Основная масса покупок популярных групп товаров к празднику приходится на 12, 13 и 14 февраля. В эти дни наблюдается значительный рост числа совершенных покупок и выручки по категории цветы, а также косметические и парфюмерные изделия.
В среднем, в интервале с 01 по 12 февраля 2019, наблюдается устойчивый спрос на россиян на приобретение цветов через интернет. Он постепенно растет ближе до 11 февраля. Затем, начиная с 12 февраля 2019 наблюдается взрывной рост - в этот день выручка по данной категории увеличивается на 55% по отношению к среднему дневному показателю за весь анализируемый период.
Наблюдается повторение тенденции прошлого года, когда происходил сопоставимый рост данного показателя. Так, 13 и 14 февраля 2018 года дневная выручка по категории цветы увеличилась на 212 и 224% соответственно относительно среднего показателя выручки за день в течение недели с 1 по 12 февраля 2018 года.
Анализ проводился на основании обработки товарных позиций в чеках, с использованием технологий машинной обработки данных. Для минимизации погрешности и ошибок данные прошли также ручную проверку и верификацию.
На основе ежедневной выгрузки данных отбиралось 35 миллионов чеков (в том числе более 300 тысяч чеков на онлайн-покупки), удовлетворяющие условиям фильтрации. На основе этих данных, с учётом наличия даты пробития чека, были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.
Начать дискуссию