ЭДО

Новшества в электронном документообороте: что ждет бизнес в 2022 году

Расскажем о новых особенностях применения ЭДО в работе с маркированными товарами, кадровом электронном документообороте, требованиях к операторам ЭДО. А также о планах государства по внедрению электронных первичных документов в 2022 году: акта сверки расчетов и транспортной накладной.
Новшества в электронном документообороте: что ждет бизнес в 2022 году

Расскажем о новых особенностях применения ЭДО в работе с маркированными товарами, кадровом электронном документообороте, требованиях к операторам ЭДО. А также о планах государства по внедрению электронных первичных документов в 2022 году: акта сверки расчетов и транспортной накладной.

Новые требования к операторам ЭДО

С 1 марта 2022 года вступит в силу приказ ФНС от 29 октября 2021 г. № ЕД-7-26/936@. Этим приказом налоговая служба введет в строй новый Реестр операторов электронного документооборота.

Тех операторов ЭДО, которые на текущий момент включены в перечень ФНС, переведут в новый реестр автоматически, но не больше, чем на 90 дней. В дальнейшем операторам придется в заявительном порядке обратиться в ФНС и подтвердить, что они соответствуют всем установленным требованиям.

Цель налоговиков — объединить в единый реестр операторов ЭДО:

  • которые обеспечивают обмен счетами-фактурами в системе прослеживаемости (в приказе ФНС — Услуга 1);
  • которые обеспечивают взаимодействие между коммерческими структурами и контролирующими органами: передача электронной отчетности, обмен письмами, требованиями и т. д. (в приказе ФНС — Услуга 2).
Причем запись в реестре будет иметь свой срок «годности»:
  • для операторов, которые оказывает обе услуги одновременно — 24 месяца;
  • для операторов, которые оказывают только одну услугу — 18 месяцев.

Реестр будет размещен на портале ФНС. Таким образом, компании и ИП смогут отслеживать актуальный статус оператора ЭДО, с которым они заключили договор на обслуживание.

«Платформа Госотчёт» — создавайте и отправляйте отчеты в госорганы в любое время и в любом месте через удобный web-интерфейс.

Кадровый электронный документооборот

Официально эксперимент Минтруда по кадровому документообороту был завершен 15 ноября 2021 года. Законодатели решили его не продолжать, а сразу запустить переход на цифру.

Таким образом, работодатели, которые не участвовали в эксперименте, могут перейти на кадровый ЭДО уже сейчас (закон № 377-ФЗ от 22.11.2021). А для участников эксперимента установили переходный период до 1 июля 2022 года.

Для перехода на кадровый ЭДО компаниям нужно будет подготовить техническую базу и оформить руководителю и работникам электронные подписи.

Пока тем, кто решит перейти на цифру, придется использовать собственную разработку или решения, которые представлены на рынке (например: дополнительное ПО, которое интегрируется с учетной программой).

А с 1 сентября 2022 года обмен кадровыми документами между работодателем и работниками будет доступен через государственный портал «Работа в России». Доступ к платформе будет осуществляться, в том числе, через портал Госуслуги.

Отметим, что в нормативных актах все чаще встречается отсылка к приложению «Госключ». Речь идет об усиленной неквалифицированной электронной подписи для использования на едином портале Госуслуги (УНЭП ЕПГУ). В частности, уже сейчас физические лица могут применять эту подпись для заключения договоров на услуги мобильной связи. По данным СМИ чиновники планируют доработать приложение, и, возможно, уже в ближайшее время подпись «Госключ» станет квалифицированной.

Электронный акт сверки расчетов с контрагентами

Акт сверки расчетов тоже станет электронным. ФНС уже разработала соответствующий проект приказа.

По задумке госорганов, новый электронный документ можно будет использовать:

  • для инвентаризации расчетов между контрагентами;
  • для представления в налоговую службу в ответ на полученное требование.
Цель внедрения новшества — сократить бумажный документооборот, автоматизировать обработку информации в программах учета, ускорить обмен данными между контрагентами и контролирующими структурами.

По мнению налоговой службы, новшество поможет налогоплательщикам снизить издержки и нагрузку на персонал.

Платформа ЭДО — это простой и оперативный обмен документами между организациями. Всего за 500 руб. в год! Настроить рабочее место можно буквально в несколько кликов. Документы хранятся в облачном архиве и доступны с любого компьютера.

Подключить

Электронная транспортная накладная

Уже с 1 января 2022 года грузоперевозчики смогут оформлять первичные документы в электронной форме через новый сервис: «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».

Сервис будет функционировать на базе портала Госуслуги. Обмен электронными документами пока будет добровольным (закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). Однако уже с 2023 года он может стать обязательным.

В электронной форме можно будет оформить:

  • транспортную накладную;
  • путевой лист, включающий данные о пред- и послерейсовом осмотре водителей;
  • спецразрешения на перевозку грузов.

По оценкам разных экспертов, уже сегодня 70 — 80% предприятий, которые работают в транспортной отрасли, используют собственные цифровые решения. Такой подход снижает издержки и повышает эффективность работы.

Формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС в самое ближайшее время.

Обязательная маркировка и ЭДО

С 1 января 2022 года все участники оборота маркированных товаров должны подключить ЭДО через оператора.

Напомним, что пока передать в систему Честный ЗНАК сведения о выбытии товара можно двумя путями:

  • прямым сообщением (через личный кабинет на портале Честный ЗНАК);
  • через оператора ЭДО.

Новый порядок затронет следующие товары: шины, обувь, духи, фототехнику и изделия легкой промышленности. Для прочих категорий товаров, подлежащих маркировке, порядок перехода на ЭДО еще не установлен.

Подключите Учет марок от Платформы ОФД — комплексное решение для работы с маркировкой и маркированными товарами. Сервис интегрирован со всеми необходимыми системами: ЭДО, ОФД, Честный ЗНАК и т. д.

Приятная новость: обязательную маркировку для розничной торговли молочной продукцией немного сдвинули: с 20 января на 31 марта 2022 года.

Таким образом новые сроки запуска маркировки молочки будут следующими:

  1. С 31 марта 2022 года: розница обязана фиксировать через кассы выбытие маркированной молочной продукции сроком хранения 40 и менее дней.
  2. С 1 июня 2022 года: розница обязана фиксировать через кассы выбытие маркированной молочной продукции сроком хранения более 40 дней.
  3. С сентября 2022 года: для опта и розницы вводится объемно-артикульный учет, а для всех участников оборота маркированной продукции обязательна передача сведений о выводе ее из оборота в виде объемно-сортового учета. Для этого всем участникам оборота (производитель, импортёр, оптовик, розница) — нужно настроить электронный документооборот.

Платформа ЭДО. Просто, доступно, надёжно

В едином окне ОФД. Скидка 40% если подключитесь сейчас

 

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию