Электронная подпись для бизнеса: как получить и где использовать в 2022 году

Если вы не работаете с кассами и ОФД, с электронной отчетностью, не обмениваетесь документами по ЭДО, не продаете маркированные, отслеживаемые товары, алкоголь, древесину и т. д., то у вас, скорее всего, нет электронной подписи. А может вы просто не знаете, насколько с ней удобнее работать? Расскажем, как и где получить подпись и для чего она нужна бизнесу.
Электронная подпись для бизнеса: как получить и где использовать в 2022 году

Что такое электронная подпись?

Электронная подпись (ЭП) позволяет подписывать документы в электронном виде. Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ существует 3 вида подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Отличаются виды степенью защиты, юридической значимостью и сферой применения.

Простая электронная подпись — это, чаще всего, код из SMS или сочетание логин/пароль, с помощью которых вы заходите на сайт, например, на портал госуслуг. Также простая электронная подпись применима для внутреннего документооборота (доступ к корпоративным документам) или при документообороте с физическими лицами.

Неквалифицированная электронная подпись — это зашифрованные символы, которые позволяют идентифицировать пользователя и отследить внесенные изменения в документ после подписания. Для того, чтобы неквалифицированная подпись имела юридическую значимость, необходимы договоренность сторон или указание в законодательстве. Такую подпись используют на сайте nalog.ru и для внутреннего документооборота.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — этот вид подписи используется в бизнесе, т. к. он обладает максимальной защитой и требует удостоверения ФСБ. КЭП приравнивается к рукописной подписи и имеет аналогичную юридическую значимость.

Как получить электронную подпись?

Простую электронную подпись отдельно получать не нужно: если это одноразовый пароль для входа на сайт, то он формируется при входе.

Неквалифицированную электронную подпись можно получить в удостоверяющем центре, также она формируется в специальных сервисах и на порталах.

К примеру, она может создаваться в системе кадрового электронного документооборота.

Квалифицированная электронная подпись — о ней расскажем подробнее, т. к. чаще всего бизнес использует именно этот тип подписи.

Как получить КЭП руководителю или ИП в налоговой?

С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП могут бесплатно получить КЭП в ФНС. Сфера деятельности ИП и компаний может быть любой. Исключения составляют банки, операторы платежных систем, инвестиционные фонды и ломбарды. Такие организации получают электронную подпись в удостоверяющем центре Банка России. Служащие бюджетных организаций получают ЭП в Федеральном Казначействе.

Порядок действий для обычных ИП и руководителей компаний будет следующим:

1. Подать заявление на получение. Существует два способа:

  • в отделении ФНС на бумаге лично;
  • в электронном виде через официальный сайт ФНС.

2. Выбрать и купить носитель для электронной подписи.

3. Посетить лично отделение ФНС для идентификации личности. Надежнее будет посетить именно то отделение, в котором организация или ИП поставлены на учет.

Актуальный перечень налоговых, в которых можно получить электронную подпись можно посмотреть на официальном сайте ФНС.

Либо то же самое можно получить, обратившись к доверенным лицам УЦ ФНС. Сейчас их всего три: ПАО «Сбербанк России», АО «Аналитический центр» и Банк ВТБ (ПАО). Пока расширять этот список ФНС не намерена.

Документы, которые нужно иметь при себе:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • носитель для электронной подписи (к нему нужно приложить сертификат соответствия).

Сертифицированные носители для КЭП Рутокен Lite от Платформы ОФД — не беспокойтесь за защиту вашей электронной подписи!

Также у наших партнеров вы можете приобрести Рутокен ЭЦП 2.0.

4. Приобрести средство криптографической защиты КриптоПРО: без него нельзя работать с электронной подписью. Если ранее была приобретена бессрочная лицензия, то можно продолжать пользоваться ей.

Услуга получение электронной подписи и сама подпись в налоговой бесплатные, необходимо будет только заплатить за носитель и средство криптозащиты.

Необходимо знать:

  • Электронная подпись в налоговой для руководителя или ИП выдается в одном экземпляре и не может быть скопирована.
  • Средство криптозащиты можно приобрести у любого провайдера с действующей сертификацией, но есть случаи технических проблем при подключении у пользователей, поэтому надежнее приобретать КриптоПРО для работы с электронными подписями. Лицензию необходимо покупать на каждое устройство, с которого планируется подписывать документы.

Как получить КЭП сотруднику организации?

Сотрудники, уполномоченные подписывать документы компании, получают КЭП в аккредитованном удостоверяющем центре.

Список центров можно посмотреть на официальном сайте Министерства цифрового развития по ссылке.

Сейчас для сотрудников организаций выдается два вида ЭП: с указанием только ФИО или с указанием ФИО и названия организации. Электронная подпись, включающая название организации, будет действовать до конца 2022 года, когда бы она не была получена. Даже если подпись получена в декабре 2022 года, то 1 января 2023 года она уже будет недействительна.

В новом виде электронной подписи указывается только ФИО владельца, она может быть использована не только для подписи документов компании, но и для сторонних документов.

С 1 января 2023 года будет выдаваться только КЭП, содержащая ФИО владельца.

Сотрудникам организаций для подписи документов помимо ЭП нужна электронная доверенность, чтобы подпись была действительной.

Предварительную заявку на получение КЭП в удостоверяющий центр можно отправить электронно. Для получения КЭП в АУЦ необходимо предоставить паспорт и СНИЛС, а также посетить удостоверяющий центр самостоятельно для подтверждения личности.

Как получить КЭП физическому лицу?

Для физических лиц процедура получения КЭП не поменялась — необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.

Напоминаем, что с актуальным списком аккредитованных УЦ можно ознакомиться по ссылке.

Из необходимых документов — только паспорт.

Если у физического лица есть ЭП, срок действия которой не окончен, то лично офис УЦ можно не посещать, а оформить ЭП дистанционно.

Какой носитель подходит для квалифицированной электронной подписи?

Квалифицированную электронную подпись можно записать только на защищенный носитель — USB-токен, который был сертифицирован ФСБ или ФСТЭК. На обычную флэшку ЭП не запишут.

Для хранения ЭП используется именно токен, потому что в устройство встроена защищаемая паролем карта памяти — только владелец подписи, который знает пин-код, может подписать документ.

Если токен уже есть, например, остался от ЭП, срок которой истек, можно использовать его. При получении ЭП в налоговой специалист может запросить сертификат соответствия на токен, поэтому его лучше сразу запросить при покупке и взять с собой вместе с документами при личном визите.

Квалифицированная ЭП для сотрудников и физических лиц сразу на сертифицированном USB-токене.

Где используется КЭП?

Юридическому лицу или сотруднику организации:

  • Для сдачи электронной отчетности.
  • Для электронного документооборота: внутреннего, с другими организациями и государственными органами (через портал Госуслуги, сайт Росреестра или другие).
  • Для электронной подачи судебных заявлений.
  • Для участия в торгах и закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ на любой электронной торговой площадке
  • Для предоставления сведений в систему ЕГАИС при работе с алкогольной продукцией.
  • Для регистрации онлайн-кассы, подключению к ОФД.
  • Для регистрации и работе в системе «Честный знак» (ЭП нужна всем участникам оборота маркированной продукции) и ФГИС «Меркурий».

Физическому лицу:

  • Для подтверждения записи на портале Госуслуги.
  • Для осуществления сделок с недвижимостью и оформлению в Росреестре.
  • Для оформления займа или кредита.
  • Для подачи налоговой декларации.
  • Для оформления электронного трудового договора.

Сейчас основное количество сделок и согласований проводится в электронном виде — без электронной подписи уже не обходится ни одна сфера жизни, тем более ведение бизнеса.

Например в личном кабинете Платформа ОФД, используя электронную подпись, можно зарегистрировать онлайн-кассу, через платформу Госотчёт сдавать отчетность, а через платформу ЭДО обмениваться документами.

Чем больше растет ваш бизнес, тем удобнее вам пользоваться цифровыми сервисами, онлайн-услугами и платформами для решения текущих задач. А начинающим предпринимателям электронные услуги и сервисы помогают значительно сэкономить на старте.

Например, зарегистрировать ООО или ИП можно без уплаты госпошлины, если вы сделаете это через сайт ФНС или Госуслуги. А для этого как раз и пригодится электронная подпись.

Онлайн-сервисы от Платформы ОФД

Все, что нужно предпринимателю, менеджеру и бухгалтеру в одном личном кабинете

Хотите узнать больше о наших сервисах?

Оставьте заявку в форме ниже, и мы свяжемся с вами:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1
  • Артур

    еще один старую и не актуальную информацию постит

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и Тот еще разговор
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.

Стоит ли перечислять платежи на карту третьего лица: у бухгалтеров разошлись мнения. 💸«Ночной бухгалтер» № 1683

Если ваш исполнитель или сотрудник попросит переводить деньги не на свою карту, а например, жене или вообще постороннему лицу, как вы поступите? Закон не запрещает такие переводы, но практика говорит, что могут возникнуть непредвиденные проблемы. Если дойдет дело до суда, то Фемида может развернуться в любую сторону.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Отчетность в СФР

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1

Суды поставили точку в принципиальном деле: должен ли страхователь платить штраф за непредставление ЕФС-1, если СФР не уведомил об обновлении сертификатов шифрования.

Технический сбой в СФР: кто отвечает за несдачу ЕФС-1
Проверки ФАС

ФАС назвала свою приоритетную задачу

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Трудовое право

Роструд ответил на основные вопросы про сезонную работу

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф запустил банковскую карту по нормам шариата

Банковскую карту, которая соответствует нормам шариата, смогут заказать все мусульмане, которые живут в РФ, а не только в тех регионах, где проходит эксперимент по внедрению исламского банкинга.

Минцифры обозначило 10 задач, которые будет решать

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Маркетплейсы

На Авито продавцы смогут оставлять отзывы на покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Розничная торговля в ЛНР за год выросла на 42%

В Луганской народной республике утвердили список социально значимых товаров, на которые установлены предельные розничные цены.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Apple защитит пользователей от укачивания, в Москве перестанут строить маленькие студии, а рак мозга будут лечить во сне

Подготовили обзор главных событий дня — 16 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

3
Банки

Покупателям квартир разрешат открывать эскроу-счета дистанционно

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году

Предприниматели на УСН «доходы» могут уменьшать налог и авансы по нему на страховые взносы. Расскажем, как это сделать в 2024 году.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2024 году
Криптовалюта

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ

Сегодня многие ищут способы выгодно купить USDT за рубли, ведь Тезер – самый надежный и популярный стейблкоин в мире, и его курс напрямую привязан к курсу доллара (USD). В России эту монету можно приобрести несколькими способами: через биржи, с помощью P2P-сервисов и офлайн-обменников, которые находятся в крупных городах : Москва(МСК), Санкт-Петербург (СПБ).

Где купить USDT за рубли: лучшие платформы для обмена usdt на наличные в Москве и СПБ
Мошенничество

Росфинмониторинг: в агрегатор такси встроили казино

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Каждый третий сотрудник уверен, что у удаленной работы нет недостатков

Сейчас работодатели предлагают удаленную занятость только тем специалистам, которые успели себя зарекомендовать.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний

Корпоративная база знаний ускорит адаптацию новичков в команде и упростит работу опытных сотрудников. Почему правильно организованная база — это гораздо больше, чем просто виртуальная библиотека, читайте далее.

Оптимизация работы бухгалтерии с помощью базы знаний
НДФЛ

С компенсаций за утечку нужно платить НДФЛ

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках в 2023 году, отражать начисление процентов по ставке 10% ежемесячно или единоразово в декабре? Нужно ли подавать уточненные Уведомления о контролируемых сделках за 2021 и 2022 годы?

Об уточнении уведомления о контролируемых сделках в связи с изменением размера процентной ставки

Интересные материалы

Новости ФНС

📊 Вероятность выездной проверки теперь можно сверить с показателями за 2023 г. Эксперт: их обоснованность и подход к применению вызывают сомнения

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

2