Поэтапный план внедрения маркировки молочной продукции в 2022 году
С 20 января текущего года:
- Продавец розничной сферы начал регистрировать через кассу реализацию сыров и мороженого со сроком потребления до 40 суток включительно.
С 1 сентября текущего года:
- Законодатели обязывают розничный бизнес регистрировать через кассу и ОФД реализацию всей прочей молочной продукции. Притом регистрация выбытия маркированной продукции касается «молочки» всех сроков годности. Информация о продажах будет передаваться оператором фискальных данных в адрес системы маркировки.
- Оптовые и розничные участники рынка молочной продукции будут применять объемно-сортовый метод маркировки.
С 1 декабря следующего года:
- Фермерские хозяйства должны будут применять требования маркировки к молочной продукции.
- Обязательная маркировка затронет предпринимателей и учреждения, приобретающих продукцию для собственных целей, то есть не для продажи. Мера коснется детских садов, школ, кафе, ресторанов и гостиниц.
С 1 июня 2025 года:
- Внедрение маркировки по принципу поэкземплярного учета при сбыте молочной продукции сроком потребления от 40 суток.
Молочные продукты, не подлежащие маркировке
Пока не требуется маркировать:
- продукцию, созданную в рекламных целях, не подлежащую реализации;
- продукцию, состоящую в процессе таможенного оформления для вывоза с территории ЕАЭС;
- продукцию, массой до 30 граммов;
- продукцию, приобретенную в условиях государственной секретности;
- детское питание;
- спецпитание, обеспечивающее терапевтические задачи.
Перемены в рознице
С 1 сентября текущего года в деятельности бизнеса, работающего в розничной сфере молочной продукции, произойдут большие изменения.
Законодательство обязует предпринимателя отражать накладную, полученную от оптового дистрибьютора, а также производителя, на портале маркировки. Электронная накладная — универсальный передаточный документ (УПД) содержит информацию с количеством и кодами маркированного товара. То есть, маркировка будет проходить по объемно-сортовому методу.
Предприниматель не сможет принять УПД без наличия системы электронного документооборота (ЭДО). С 1 сентября любые перемещения маркированной продукции регистрируются только электронными документами в системе ЭДО. Обеспечить быстрый и надежный обмен документами между участниками оборота поможет сервис Платформа ЭДО: интеграция с Честным ЗНАКОМ, бесплатная обработка для популярных типовых конфигураций 1С.
Соответственно, наличие подключения к системе ЭДО должно быть не только у самого предпринимателя, но и у его контрагента. В таком случае, оба участника оборота имеют возможность подавать сведения в систему Честный ЗНАК. При отсутствии подключения к оператору ЭДО, контрагент не сможет разместить данные о продаже товара в системе маркировки, что будет расцениваться как нарушение.
Также наличие подключения к системе ЭДО необходимо бизнесу при реализации товара конечному потребителю. Розничный продавец во время реализации молочной продукции должен будет сканировать коды маркировки товара на кассе. Затем данные о продажах будут передаваться в систему Честный ЗНАК при помощи оператора ЭДО.
Чек-лист: подготовка розничного продавца к маркировке молочной продукции
Шаг № 1. Оформить электронную подпись
Создать профиль продавца на портале маркировки возможно только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Подписать УПД, поступивший от производителя или поставщика, можно тоже только с помощью электронной подписи.
УКЭП для организаций и ИП оформляет бесплатно налоговая и ее доверенные лица. Чтобы получить подпись, понадобится специальный носитель. УКЭП для работников организаций и ИП оформляют коммерческие удостоверяющие центры.
При наличии действующей УКЭП для отчетности в электронном виде, новую получать не нужно. Эта подпись подойдет для работы в системе маркировки.
Шаг № 2. Регистрация на портале Честный ЗНАК
Продавец розничной сферы в целях выполнения условий для работы с маркированной продукцией, должен создать личный профиль на портале маркировки.
Шаг № 3. Регистрация в системе «Меркурий»
Работа с продуктами животного происхождения подразумевает обязательную регистрацию в системе «Меркурий». Курирует этот портал Россельхознадзор.
Шаг № 4. Приобрести 2D-сканер
Это устройство необходимо для распознавания кодов в формате Data Matrix. Если продавец использует в своей деятельности 1D-сканер, то для работы с маркировкой он не подойдет. Такой сканер предназначен для считывания линейных кодов.
Шаг № 5. Заключить договор с ОФД и подобрать ПО для онлайн-кассы
Бизнес, работающий с розничным покупателем, обязан подписать договор с оператором фискальных данных.
Необходимо, чтобы программное обеспечение кассы соответствовало требованиям работы с маркированной продукцией. Актуальность ПО заключается в возможности кассы сканировать код маркированной продукции, отправлять чек в ОФД, а сведения о продажах в систему маркировки.
Шаг № 6. Подключиться к системе ЭДО
Необходимо выбрать оператора ЭДО, который может взаимодействовать с системой маркировки. Электронный документооборот автоматизирует работу с Честным ЗНАКОМ, обеспечивает обмен УПД между участниками оборота маркированной продукции.
Чтобы обеспечить обмен документами с контрагентами, работающими с другими операторами ЭДО, необходимо настроить роуминг. Когда связь с контрагентами налажена, можно попробовать обменяться документами в тестовом режиме. Сервис Платформа ЭДО обеспечивает роуминг со всеми крупными операторами.
Шаг № 7. Подключить сервис «Учет марок» — для упрощенной работы с маркировкой и контроля корректности чеков, переданных кодов
С 1 сентября 2022 года розничный продавец вместе с поставкой товара будет получать УПД от производителя или оптового дистрибьютора через систему ЭДО. Дается 3 дня для сверки количества и наименований продукции в электронной накладной с фактической поставкой. В случае несоответствий необходимо составить корректировочную накладную. А если данные сходятся, просто подтвердить электронную накладную с помощью УКЭП.
Платформа ОФД — это простой, доступный и надежный комплекс решений для бизнеса. Вы можете отправлять электронные чеки, пользоваться удобной аналитикой продаж, сдавать отчетность, обмениваться электронными документами и работать с маркировкой.
Остатки немаркированной молочной продукции
В случае наличия у розничного продавца немаркированных остатков молочной продукции на 1 сентября текущего года, продаваться такой товар будет без присвоения кодов.
Штрафы при нарушении требований к работе с маркированной молочной продукцией
Реализация продукции, подлежащей маркировке, без нанесения кодов влечет за собой административную ответственность:
- для бизнеса — денежное взыскание от 50 до 300 тыс. рублей с изъятием товара;
- для уполномоченных лиц — денежное взыскание от 5 до 10 тыс. рублей.
А если данное нарушение совершается в крупных размерах или группой лиц, тогда продавцу грозит уголовная ответственность и денежное взыскание до 1 млн рублей или вероятность лишения свободы до 5 лет.
Если на товары, подлежащие маркировке, нанесли фальшивые коды, то оборот такой продукции влечет за собой уголовную ответственность и штраф до 300 тыс. рублей. А возможно и лишение свободы от 3 до 6 лет вместе со штрафом.
За нарушение требований в работе с маркированными товарами, предусмотрено серьезное наказание в виде больших штрафов, изъятия товара, лишения свободы. Поэтому лучше заранее подготовиться ко всем этапам маркировки продукции, чтобы не понести в дальнейшем финансовые потери.
Вы можете упростить работу с маркированными товарами с помощью специального сервиса Учет марок. Здесь все просто и понятно. В режиме «одного окна» реализована интеграция с ОФД, ЭДО, ЕЛК Честного ЗНАКА, можно отражать введение и выбытие товара из оборота, отслеживать ошибки в чеках с маркированными товарами, получать выписки и аналитику.
Учет марок
Простое комплексное решение для пользователей касс, чтобы избежать проблем с маркировкой.
Комментарии
1"В случае наличия у розничного продавца немаркированных остатков молочной продукции на 1 сентября текущего года, продаваться такой товар будет без присвоения кодов."
А в случае, если на продукции коды поставщика - есть, но по ЭДО нам нам не переданы - как пробивать через онлайн кассу?