С окончанием кассовой реформы в 2021 рынок ОФД перешел в стадию зрелости. Это позволило ему успешно пережить сложности 2022 года.
Основные выводы
В России на 1 февраля насчитывалось 3,6 млн онлайн-касс (на 2,9% меньше, чем в прошлом году). Месячный объем обработки кассовых чеков, по данным за январь 2023 г., составлял 5,8 млрд чеков (на 8,5% больше, чем в прошлом году), а месячная выручка по кассам – 4,9 трлн руб (на 10,6% больше, чем в прошлом году).
Лидером рынка операторов фискальных данных, как по числу подключенных касс, так и по количеству и качеству дополнительных сервисов, – признана компания «Платформа ОФД», которая занимает почти треть рынка.
Операторы фискальных данных сосредоточились на развитии новых сервисов, позволяющих клиентам быстро принимать решения и развивать бизнес в непростой экономической ситуации, а также на технической адаптации систем под требования регуляторов.
В приоритете – обеспечение задач трансформации и прозрачности экономики, сервисы на базе больших данных, аналитика, возможность мониторинга показателей с целью предотвращения нарушений законодательства.
Будущее за работой с партнерами и переходом от предложения отдельных продуктов к развитию партнерств и экосистем.
Главные события
В 2022 прежний формат фискальных данных сменился на новый ФФД 1.2. Благодаря новым техническим протоколам, можно отражать важные для клиента показатели и статусы из чеков. Однако такой возможностью воспользовался лишь ряд операторов.
«Платформа ОФД» была первой, кто реализовал новый функционал в личном кабинете клиента.
В марте 2022 постановлением правительства № 336 от 10.03.22 были установлены ограничения на проверку касс. Одновременно ФНС усилила дистанционный контроль розничной торговли и сферы услуг, анализируя данные, поступающие с онлайн-касс. Заметное снижение выручки или наличие «молчащих касс», неправильные реквизиты на чеке, «мнимые расчеты» стали поводом для проверки со стороны налоговых органов.
Эти данные передают в ФНС операторы фискальных данных. Налоговая служба ужесточила требования к ОФД в части технических протоколов обмена фискальными данными. А предприниматели стали искать возможность понять, какая информация о них есть у ОФД, с тем чтобы устранить нарушения, не дожидаясь проверок налоговых органов.
В связи с введением обязательной маркировки новых групп товаров, молочной продукции и упакованной воды, через онлайн-кассы в «Честный ЗНАК» стало передаваться больше сведений о выбытии кодов маркировки. По этой причине заказчики повысили требования к устойчивости ОФД и скорости обработки чеков. Кроме того, новые товарные группы и новые требования со стороны ЦРПТ позволили расширить клиентскую базу и функционал текущих сервисов.
Платформа ОФД
Полное сопровождение вашего бизнеса от покупки онлайн-кассы и получения электронной подписи до аналитики продаж и отправки отчетности
Образовавшийся в марте дефицит кассовой ленты привел к тому, что налоговая служба разрешила не выдавать бумажные чеки покупателям, но уже в мае отменила свое решение. Рост объемов электронной торговли привел к увеличению числа электронных чеков, передаваемых через ОФД. Вместе с этим обострилась борьба за клиентов. Магазины стремятся собирать больше контактов покупателей для своих CRM-систем, экспериментируют с коммуникациями в чеках.
В связи с DDos-атаками на государственные и смежные сервисы, серьезно возросли требования к ИТ-безопасности систем ОФД. Операторы вынуждены усиливать меры информационной безопасности и учиться оперативно реагировать на возникающие угрозы.
Какие услуги предлагают ОФД
Кроме своих главных функций – передачи фискальных данных в ФНС и данных маркировки в «Честный ЗНАК» – ОФД предлагают клиентам целый ряд услуг.
Клиенты все чаще используют личный кабинет ОФД для внутренней аналитики: отслеживания выручки, оценки эффективности работы торговых точек, продавцов-кассиров и т. д. Зачастую эта информация из ЛК поступает быстрее, чем из собственных аналитических систем бизнеса.
ОФД помогают предпринимателю в принятии управленческих решений, например при формировании товарной матрицы. Маркетингу дают объективную статистику о продажах, результатах рекламных активностей.
Пример использования данных ОФД – партнерство между торговыми центрами и арендаторами, которые вместе работают над ростом выручки, трафика и отдачи от маркетинга, обмениваясь по обоюдному согласию данными об оборотах через ОФД.
Продукты на базе искусственного интеллекта и больших данных от ОФД встраиваются в кредитные процессы банков. Онлайн-информация позволяет финансовым институтам четче работать с клиентской базой. Кроме того, по согласию клиентов ОФД, банки встраивают в финансовые приложения информацию о расходах с детальной разбивкой по товарам и категориям.
Операторы фискальных данных помогают бизнесу четко соблюдать закон. Для этого в личном кабинете ОФД развиваются сервисы по мониторингу работы касс, фискальных накопителей, по предупреждению об ошибках в чеках, о недочетах в кодах маркировки. К примеру, в ЛК можно не только узнать срок окончания фискального накопителя, но и купить его. Бухгалтер может оперативно увидеть и исправить фискальные документы, избежав штрафов от регуляторов.
Интеграция фискальных данных с учетными системами, прежде всего, с «1С», дает возможность создавать новые сервисы, например, сервис автоматического получения данных о доходах и расходах КУДиР. Все более востребованы услуги, связанные с электронным документооборотом.
Важное направление – сервисная поддержка клиентов. От ее качества во многом зависит их лояльность.
Что ждет ОФД в 2023 году
В 2023 можно ожидать сокращения числа операторов фискальных данных по причине ужесточения контроля со стороны ФНС за соблюдением требований 54-ФЗ. Часть ОФД уже находится на грани закрытия, а их клиенты переходят к крупнейшим игрокам рынка.
Будет уменьшаться число торговых предприятий, а значит, и ККТ. Кроме того, развиваться работа с партнерами-сервисными центрами в регионах, а также расширяться партнерство с игроками рынка больших данных для создания новых сервисов.
«Например, у нас уже появился аналитический проект „Чек Индекс“, который создан в сотрудничестве с профильными компаниями-экспертами», – рассказывает Алексей Баров, генеральный директор компании «Платформа ОФД».
Влияние маркировки на рынок ОФД в 2023 продолжится. С 1 февраля в России начался эксперимент по внедрению системы, исключающей техническую возможность продажи просроченной продукции, а также незаконно введенной в оборот табачной и никотиносодержащей продукции.
Продолжится тренд на создание экосистем – они станут единым инструментом для управления кассами, учетом, бухгалтерией, банкингом и т. д. Крупные операторы уже давно предлагают большой перечень сервисов для бизнеса и бухгалтерии в одном личном кабинете. Ядром таких продуктов остается базовая услуга ОФД.
Узнать подробнее и скачать исследование «Рейтинг ОФД – 2023»
Платформа ОФД
Все сервисы для бизнеса в одном личном кабинете
Реклама: ООО «ЭВОТОР ОФД», ИНН: 9715260691, erid: LjN8KbuCn
Начать дискуссию