Онлайн-кассы

Рейтинг операторов фискальных данных — 2025

Вышел рейтинг ОФД–2025, а также ежегодное исследование рынка операторов фискальных данных.

89,8% рынка ОФД поделили между собой восемь игроков. Первое место уже много лет подряд занимает «Платформа ОФД» — в 2024 г. компания обслуживала 31,9% онлайн-касс, что на 1,3% больше, чем в 2023 г.

На втором месте «Первый ОФД» (доля рынка 13%), на третьем — «Такском» (доля рынка 12,8%).

Главные итоги года

По состоянию на декабрь 2024 г. в России было зарегистрировано 3,79 млн онлайн-касс — на 3,4% больше, чем в декабре 2023 г. После небольшого снижения количества касс (ККТ) в 2022 г., сейчас их число восстановилось до уровня 2021 г. При этом автономные кассы теряют свою долю рынка, сейчас на их долю приходится 1,7% от всего объема кассовых устройств.

Почти 40% онлайн-касс подключено к системе маркировки «Честный знак» и передает данные в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Динамика изменения числа зарегистрированных ККТ

43% онлайн-касс зарегистрировано в 10 регионах России. Больше всего — в Москве (11,4%), Московской области (7%) и Краснодарском крае (5,2%).

Число пробитых онлайн-кассами чеков стабильно растет. В декабре — традиционно высоком для розницы, общественного питания и платных услуг сезоне — в 2024 г. покупатели совершили почти на 10% больше покупок, чем в 2023 г.

Что происходило на рынке ОФД в 2024 году

В 2024 г. рынок ОФД постепенно прирастал новыми кассами. При этом доля автономных ККТ постепенно сокращается — сейчас их порядка 1,5-2%, говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Прошедший стал годом подготовки к масштабным изменениям в законодательстве и переходу рынка ОФД на новый уровень зрелости. Было принято достаточно много поправок в 54-ФЗ. Часть из них определяет, кто должен перейти на онлайн-кассы в 2025 г., часть связана с изменением налогового законодательства, часть упрощает процедуру регистрации и перерегистрации кассы в ФНС. Все эти изменения операторы фискальных данных должны были поддерживать в своих продуктах. Например, признание предпринимателей на УСН плательщиками НДС и ввод новых пониженных ставок повлекли за собой необходимость отображать эти новые ставки в чеках с 1 января 2025 года.

ФНС значительно ужесточила требования к принимаемым чекам. Контроль за чеками, которые попадают в жесткий карантин, усилился, что привело к росту потребности пользователей ОФД в их более тщательном контроле.

Одновременно ФНС активизировала работу с пользователями ККТ, которые допускают ошибки в фискальных чеках. «Нарушения различной степени критичности появляются у значительной части пользователей ККТ. Причины их возникновения бывают разными, но в большинстве случаев ошибки допускаются по невнимательности. Распространено мнение, что, если касса сформировала чек, значит, операция выполнена корректно. Однако на практике ошибки могут присутствовать даже в тех случаях, когда они не видны в печатной версии чека, что затрудняет корректную обработку данных.

В течение года ФНС резко увеличила объем рассылки уведомлений с предупреждениями о выявленных ошибках в чеках. Это привело к росту обращений пользователей ККТ в центры технического обслуживания (ЦТО) и к операторам фискальных данных. Компании обращались в ЦТО для устранения ошибок на кассах, а к ОФД — за дополнительной информацией о фискальных документах и мониторингом возможных нарушений.

Рост объема запросов со стороны клиентов создал новые вызовы для всех участников рынка — производителей ККТ, сервисных организаций и ОФД. В результате компании сосредоточились на совершенствовании клиентского сервиса, оптимизации внутренних процессов и разработке механизмов, позволяющих оперативно и комфортно для пользователей устранять ошибки, указанные в уведомлениях ФНС.

Усилился контроль за кассовой дисциплиной ритейлеров, торгующих на рынках. Теперь за тем, чтобы все арендаторы торговых мест применяли ККТ, обязаны следить управляющие компании.

Продолжилось расширение перечня маркируемых товаров — рознице запретили продавать немаркированные слабоалкогольные и безалкогольные напитки, антисептики, БАДы, воду для детского питания, товары легкой промышленности, кресла-каталки, некоторые медицинские изделия.

На смену политике проверок бизнеса пришли риск-ориентированный подход и система индикаторов риска от ФНС и других контролирующих органов. Это усиливает контроль за соблюдением кассовой дисциплины. «Сегодня ОФД для государства стал еще более важным инструментом мониторинга и управления экономикой, а для бизнеса — возможностью заранее видеть свои проблемные зоны и обезопаситься от штрафов», — считает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Предприниматели стали более тщательно подходить к выбору операторов фискальных данных на фоне потребности в надежной, безопасной ИТ-инфраструктуре и ряда знаковых реорганизаций и сделок кассового рынка («Штрих-М», «Атол»).

Тренд на развитие клиентских сервисов

Рынок ОФД давно вышел за рамки просто передачи фискальных данных в налоговую. Успешный оператор должен быть клиентоориентированным. Основной точкой взаимодействия ОФД с пользователями является личный кабинет. Именно в нем операторы запускают все новые и новые сервисы.

ОФД все больше фокусируются на предоставлении инструментов бизнес-аналитики, прогнозирования продаж и анализа потребительского поведения. «ОФД становятся важными поставщиками объективной информации о продажах, что используется производителями для мотивации торговых точек. Растет спрос на аналитику со стороны производителей, ритейла и других участников рынка. Интерес вызывают ценообразование, дистрибуция товаров, зависимость продаж от рекламных инструментов. Особенно заметен рост запросов из сфер FMCG, DIY, бытовой техники и электроники», — говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Неотъемлемой частью сервисов ОФД становятся услуги по проверке, валидации и аналитике маркированных товаров. Внедряются механизмы автоматического мониторинга, предупреждения о нарушениях и рекомендаций по устранению ошибок для контроля за фискальной дисциплиной. Кроме того, ОФД становятся единым окном для бизнеса, предлагая не только кассовые услуги, но и эквайринг, бухгалтерию, учет товаров и даже кредитные решения для предпринимателей.

Также ОФД продолжают работать над повышением надежности и отказоустойчивости сервиса. Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД», отмечает, что на фоне роста ИБ-угроз и развития систем искусственного интеллекта особую актуальность приобрела кибербезопасность. С каждым годом все значимее становится фактор сохранности данных клиентов и ИТ-команд операторов.

Еще один тренд — использование ОФД в коммуникациях между клиентом и покупателем. Брендированные чеки с персонализированными промо-сообщениями становятся эффективным инструментом маркетинга для розничной торговли и сферы услуг.

На фоне ужесточения контроля со стороны регулятора есть спрос на физическую поддержку пользователей ККТ. Ряд ОФД сталкиваются с ситуацией, когда консультации по телефону или рекомендации ЦТО уже недостаточны. В ряде случаев клиентам требуется помощь специалиста непосредственно на месте.

Пользователи ККТ обращаются в ОФД как для исправления уже допущенных ошибок, так и для предотвращения новых. Часть ошибок можно устранить дистанционно, например, путем обновления прошивки кассы. Однако в некоторых ситуациях необходима физическая работа с устройством, что требует выезда инженера. «Некоторые пользователи ККТ имеют действующие договоры на обслуживание с ЦТО и сразу обращаются к ним. Однако есть клиенты, которые не знают, куда обращаться при получении уведомления от ФНС. В таких случаях они идут в ОФД, и очень важно предоставить им своевременную поддержку — либо направить в проверенный ЦТО, либо, при наличии ресурсов, оказать помощь самостоятельно», — рассказывает Артем Меликджанян, руководитель департамента развития бизнеса «Такском».

В конечном итоге ОФД вместе с партнерами — сервисными центрами на местах, становятся центром экспертизы для клиентов по всем возникающим вопросам, считает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Главные вызовы на рынке ОФД

Как и все технологические отрасли, рынок ОФД сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, это быстро меняющееся законодательство. Компании вынуждены адаптироваться к новым требованиям, обновлять сервисы и обучать клиентов. Для решения этих, иногда непростых, задач ОФД стараются проактивно взаимодействовать с регуляторами — участвовать в обсуждении инициатив и оперативно внедрять изменения в работу.

Во-вторых, базовая услуга ОФД становится все более стандартизированной, и операторы вынуждены искать новые точки роста, такие как развитие дополнительных сервисов, создание уникальных цифровых экосистем и повышение качества клиентского обслуживания.

В-третьих, в 2025 г. ОФД начинают выходить в новые регионы. Введение ККТ на новых территориях требует не только технической готовности, но и работы с локальным бизнесом, разъяснительной деятельности, адаптации продуктов под местную специфику.

И, конечно, отрасль не обошел вниманием кадровый голод на рынке ИТ. Компании вынуждены не только бороться за лучших специалистов, но и инвестировать в обучение и развитие сотрудников.

Одним из серьезных вызовов для операторов фискальных данных, как и для большинства компаний, является рост затрат. Себестоимость услуг растет по причине удорожания оборудования, увеличения стоимости программного обеспечения и квалифицированных кадров. Для минимизации влияния роста себестоимости ОФД стараются применять комплексные меры. Во-первых, это аккуратное повышение цен на услуги, которое производится взвешенно, с учетом рыночной ситуации и потребностей клиентов, чтобы избежать значительной нагрузки на пользователей. Во-вторых, это оптимизация внутренних процессов. Внедрение автоматизированных решений позволяет повысить операционную эффективность и сократить издержки. В-третьих, это экономия на второстепенных ресурсах, например, отказ от менее рентабельных направлений, пересмотр условий аренды, энергопотребления и использования облачных технологий.

Ряд ОФД прибегли к оптимизации клиентского сервиса. «Некоторые перешли на использование ботов, однако клиенты по-прежнему предпочитают живое общение», — продолжает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД». По его мнению, на фоне растущих требований от регуляторов и клиентов, часть игроков могут оставить рынок.

В целом, ОФД продолжают оставаться ключевыми игроками цифровой трансформации торговли, и те, кто сможет быстрее адаптироваться к новым условиям, получат преимущества на рынке.

Что ждет рынок ОФД в 2025 г.

Рынок ОФД продолжит расти и развиваться, переходя от простого предоставления фискальных услуг к полноценной цифровой инфраструктуре для бизнеса. В 2025 г. вступают в силу масштабные изменения в 54-ФЗ, направленные на повышение прозрачности бизнеса, снижение административной нагрузки и автоматизацию кассовых процессов. Это возможность регистрации и перерегистрации кассы через ОФД, портал госуслуг и производителей ККТ, обязательное применение ККТ при расчетах через СБП, новые минимальные стандарты для отображения чеков на экранах. Кроме того, налоговая инспекция получает право одностороннего снятия ККТ с учета, если к ней не был предоставлен доступ в рамках проверки.

Главный источник количественного роста — подключение новых сегментов рынка и расширения географического охвата. На онлайн кассы будут переходить торговые предприятия в новых регионах и продавцы на рынках и ярмарках по всей стране.

«Рынок ОФД будет расширяться как за счет этих нововведений, так и в результате снижения доли автономных касс», — уточняет Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Рынок ОФД будет развиваться и качественно за счет предоставления дополнительных сервисов на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных. Все больше операторов будут предлагать комплексные решения, объединяющие фискализацию, эквайринг, бухгалтерию и электронный документооборот. По мере ужесточения контроля за маркированными товарами ОФД продолжат создавать эффективные решения для работы в этом направлении. К появлению новых сервисов может привести и внедрение цифрового рубля — ОФД будут играть важную роль в обеспечении прозрачности и учета таких расчетов.

Ключевыми факторами выбора ОФД стали «юзабилити» продуктов и безопасность данных. Поэтому операторы, как проводники государственных систем, будут активно работать над улучшением сервисов для клиентов и защитой от киберугроз.

Продолжится тренд на применение государством риск-ориентированного подхода.

Чеки за несколько лет стали намного информативнее, чем раньше. Это повысило их ценность для покупателей, поэтому будут появляться и становиться удобнее сервисы для хранения чеков, получения скидок, работы с программами лояльности.

«ОФД — это про порядок в цифрах и бизнесе. Операторы накапливают большой пласт кассовой и иной информации. Теперь клиенты учатся эффективно работать с такими данными. Это и станет основным трендом на будущий период», — говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Результаты исследования

На 1 февраля 2025 г. в ФНС было зарегистрировано 3 757 422 кассы. В списке операторов фискальных данных (ОФД) по-прежнему 15 компаний (16 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»). В реестре ККТ 225 моделей, соответствующих требованиям ФНС.

Ключевые игроки рынка ОФД

Доли операторов фискальных данных по числу подключенных касс, %

Крупнейшим игроком рынка ОФД является «Платформа ОФД» — оператор обслуживает 31,9% всех зарегистрированных онлайн-касс. По сравнению с 2023 г. его доля на рынке увеличилась на 1,3%.

На второе место вырвался «Первый ОФД» — оператор с 2021 г. последовательно наращивает долю, и по итогам 2024 г. ему удалось занять 13% рынка, потеснив на третье место своего главного конкурента «Такском». «Такском», напротив, постепенно теряет занятые в 2018 г. позиции — в 2024 г. его доля сократилась еще на 0,3% и теперь составляет 12,8%.

Компания «Тензор» закрепилась на четвертом месте (9,5%), которое с таким трудом отвоевала у OFD.ru (9,3%) в прошлом году. На шестом, седьмом и восьмом месте «СКБ Контур» (6,1%), «Ярус» (3,8%) и «Калуга Астрал» (3,4%).

На категорию «Другие», в которую входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «Инит Про», «Группа Элемент», «Вымпел Коммуникации», ОФД «Онлайн», «Информационный центр», приходится 10,2% рынка.

Динамика изменения доли ОФД в 2018–2025 г.

Несмотря на небольшой рост числа зарегистрированных онлайн-касс в 2024 г., очевидно, что развитие рынка происходит за счет развития всевозможных дополнительных сервисов.

CNews составил список таких сервисов, разбил их на четыре группы — «Сервисы обмена данными» (4 показателя), «Аналитические и рекомендательные сервисы» (3 показателя), «Работа с системой маркировки» (3 показателя), «Функционал ОФД, удобство и простота» (11 показателей) — и при помощи экспертов оценил их наличие и полноту у каждого оператора. Нельзя не отметить, что все участники рынка работают над расширением спектра оказываемых услуг и повышением их качества, — их показатели растут год от года.

Первое место по уровню дополнительных сервисов уже не первый год занимает «Платформа ОФД». По итогам 2024 г. оператор набрал 19 баллов, в том числе в категории «Сервисы обмена данными» 3,2 балла из 4 возможных, в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы» — 2,8 балла из 3 возможных, в категории «Работа с системой маркировки» — 2,2 балла из 3 возможных, в категории «Функционал ОФД, удобство и простота» — 10,8 баллов из 11 возможных.

Дополнительные сервисы ОФД

Второе место по количеству и качеству дополнительных сервисов стабильно удерживает «Такском» — по итогам 2024 г. он набрал 14,9 балла против 14,3 баллов в прошлом году. Точка роста — расширение спектра услуг на базе больших данных.

Оператору «Тензор» в 2024 г. удалось вернуть себе третье место, набрав 14 баллов, — в 2023 г. он уступил его «Первому ОФД». Ближайшая задача «Тензора» — развитие встроенных партнерских сервисов и сервисов на базе больших данных. Уже упомянутый «Первый ОФД», как и в прошлом году, заработал 13,8 балла.

По совокупности показателей лидером ежегодного рейтинга ОФД становится «Платформа ОФД» — оператор заработал в общей сложности 50,9 балла, в том числе 31,9 балла по показателю масштаба бизнеса и 19 баллов за количество и качество дополнительных сервисов.

CNews Analytics: рейтинг операторов фискальных данных 2025

Второе место, как и в прошлом году, у компании «Такском» — оператор набрал 27,7 балла, в том числе 12,8 баллов за масштаб бизнеса и 14,9 баллов за дополнительные услуги. На третьем месте «Первый ОФД» с 26,8 баллами (масштаб бизнеса — 13 баллов, дополнительные сервисы — 13,8 баллов).

Подробнее в исследовании.

Полная версия отчета «Рейтинг ОФД–2025».

Реклама: ООО «ЭВОТОР ОФД», ИНН: 9715260691, erid: 2W5zFHjE31J

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!

Новая акция на «Клерке»! До 19 марта вы можете купить топовый курс по бухучету маркетплейсов и другие онлайн-курсы за 4 200 рублей. Нет времени ждать зарплату — предложение ограничено по времени! Платите частями, долями или в сплит, чтобы начать учиться уже сегодня.

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!
АУСН

При расчете лимита персонала для АУСН есть нюанс

Право на АвтоУСН теряется при превышении лимита численности работников, включая дистанционных.

Григоренко: цифровизация – это самый эффективный инструмент для борьбы с бюрократией

Зампредседателя Правительства – руководитель аппарата кабмина Дмитрий Григоренко принял участие в стратегической сессии для статс-секретарей федеральных органов исполнительной власти, в рамках которой обсуждались дальнейшие шаги по цифровизации законотворческого процесса. Кабмин переходит к полномасштабной разработке законопроектов в цифре.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: создали словарь традиционных ценностей, Силуанов рекомендует сокращать издержки, убийство Кеннеди рассекретили

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Банки против расширения права ФНС на арестный залог

Ассоциация банков России (АБР) предложила доработать реформу банкротства юридических лиц. Она настаивает на корректировке предложенной Минэкономразвития реформы банкротства, указывая на риски нестабильности реестра требований и расширения полномочий ФНС.

Кто выйдет на пенсию в 2025 году

Рассказываем, кто может уйти на пенсию в 2025 году, какие условия для этого необходимо соблюсти и кто имеет право на досрочную пенсию.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
5
Наталья

Декларация по налогу на имущество(УСН)

Добрый день, квартира в Москве в ООО на УСН, состоит на кадастровом учете, в реестре не нашли. ИФНС требует сдать декларацию по налогу на имущество. Законно...

Читать полностью

Эксперты:

Надежда Камышева и еще 1

Надежда Камышева
Эксперт

Если у вашей организации есть в собственности жилые помещения, то они облагаются налогом от кадастровой стоимости, а значит организация на УСН...

Читать полностью

За что ИП оштрафуют в 2025 году

Рассказываем про самые распространенные ошибки, которые можно совершить по незнанию, но получить за них штраф. Незнание законов, как известно, от ответственности не освобождает.

Иллюстрация: Вера Ревина /«Клерк»
1
Инвестиции

Не снизят, но смягчат риторику? Останется ли ключевая ставка на уровне 21%?

На что смотрит ЦБ при принятии решении о ключевой ставки? На инфляцию, замедление потребительского и корпоративного кредитования. А на курс доллара смотрит? Природа настолько очистилась, что рубль невероятно окреп, что совершенно не бьётся с инфляцией. Что же предпримет Эльвира Набиуллина?

Не снизят, но смягчат риторику? Останется ли ключевая ставка на уровне 21%?

Утренний бухгалтер № 5848. Как учитывать доходы при УСН + ПСН

Минфин выпустил пояснения, как учитывать переходящие доходы при открытии и закрытии патента.

💵Валютные облигации Полипласт на размещении

Полипласт – крупнейший в России холдинг по производству строительной химии: высокотехнологичных добавок, применяющихся при производстве товарного бетона, железобетонных изделий и строительных растворов и многих других отраслей.

Инвестиции

​​❌Менеджмент Норникеля рекомендует не распределять дивиденды за 2024 год. 

🗣Глава компании Владимир Потанин заявил, что платить дивиденды в отсутствии свободного денежного потока в счет кредитов неправильно. Поэтому компания будет работать над увеличением денежного потока. 

МВД: если хотите вложиться в «новый проект», задайте себе три вопроса

МВД рассказало о наиболее распространенных психологических и маркетинговых уловках мошенников, которые используют схемы с «инвестициями». Чаще всего они стараются «отключить логику» у своих жертв.

Маркетинг

Как писать продающие посты в социальных сетях: инструкция для юристов, бухгалтеров и других экспертов

Почему не нужно бояться продающих постов, как подготовиться к работе над ними и чего делать не стоит.

Онлайн-кассы

Новые модели в реестре ККТ

В реестр контрольно-кассовой техники добавлены две новые модели кассовых аппаратов.

ЕГРЮЛ

Пройти проверку по ЕГРЮЛ станет проще

ФНС упрощает процедуру проверки информации, которая вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

Российский IT-дайджест: 10–16 марта 2025

Запускаем еженедельный обзор новостей российских ИТ-компаний, чтобы следить за главным на отечественном рынке технологий.

2
Кадры

«Авито Услуги»: налоговые консультанты — в тренде

По данным «Авито Услуги», спрос на налоговых консультантов для бизнеса в России с начала года вырос почти на треть.

Госпошлина

👌 Минфин рассказал, почему повышение госпошлин это полезно

Реформа государственной пошлины, запущенная в 2024 году, сместила акцент с «выгодности» судебных разбирательств на компенсацию бюджетных расходов.

Для уменьшения ПСН на взносы ИП может подавать сколько угодно уведомлений

ИП может уменьшить патент на фиксированный взнос и на взнос 1% за текущий год, а также на эти взносы за предыдущий год, не принятые к уменьшению ранее. Причем теперь независимо от их уплаты.

Интересные материалы

Трудовое право

😥 В ближайшие семь лет 4-дневную рабочую неделю не введут

Об этом заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.