В этой статье мы разберем квалифицированную электронную подпись (КЭП), неквалифицированную электронную подпись (НЭП) и простую электронную подпись (ПЭП).
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Это наиболее надежный, но самый сложный в использовании вид электронной подписи. Он создается с помощью криптографических алгоритмов и сертификатов, которые выдаются квалифицированным поставщиком ЭП.
Плюсы:
С помощью КЭП можно подписывать любые документы.
Это самый безопасный вид электронной подписи.
С помощью КЭП можно дистанционно обмениваться документами с государственными учреждениями, например, Федеральной налоговой службой (ФНС).
Минусы:
Чтобы использовать КЭП, необходимо приобрести защищенный носитель, например, специальную USB-флешку, а затем посетить, аккредитованный удостоверяющий центр.
Для работы с КЭП требуется специализированное программное обеспечение.
Подписать документ с помощью КЭП можно только в том случае, если она есть у всех сторон. Поэтому квалифицированная электронная подпись редко подходит для документооборота с физлицами, так как у них, как правило, отсутствует КЭП.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
Этот вид электронной подписи, как и КЭП создается с помощью криптошифрования, но использует сертификаты, выданные неквалифицированным поставщиком ЭП. Неквалифицированная электронная подпись, как правило, используется во внутреннем документообороте компании.
Плюсы:
Для получения НЭП не нужно посещать отделения Федеральной налоговой службы или аккредитованный удостоверяющий центр. Она может быть оформлена в любом удостоверяющем центре или самостоятельно на специализированных сайтах.
Минусы:
Чтобы использовать НЭП для внешнего ЭДО необходимо составить дополнительное соглашение.
Для участия в электронных торгах НЭП использовать нельзя.
НЭП также почти не подходит для обмена документами с физ. лицами, у которых далеко не всегда бывает подобный вид электронной подписи.
Простая электронная подпись (ПЭП)
Данный вид ЭП обычно используют для документооборота с физ. лицами. ПЭП работает с помощью зашифрованных паролей или кодов доступа, например, полученных по СМС.
Плюсы:
Простая электронная подпись позволяет подтверждать авторство и целостность документов без токенов, носителей, ПО и сертификатов. — Чтобы использовать ПЭП не нужно посещать удостоверяющее центры.
ПЭП идеально подходит для подписания документов с физ. лицами, например, с сотрудниками или клиентами компании.
Минусы:
С помощью простой электронной подписи нельзя подписать счета-фактур и трудовые договоры.
Не подходит для документооборота с юридическими лицами.
Необходимо получить согласие от второй стороны, а также верифицировать ее.
Вывод
Каждый вид электронной подписи используется в зависимости от ваших потребностей. КЭП — для обмена документами с юридическими лицами и государственными органами, участия в гос. закупках и тендерах. НЭП — для внутреннего документооборота. ПЭП — идеально подойдет для подписания документов с физическими лицами.
Регистрируйтесь по ссылке и получите подпись 10 документов бесплатно
Мы разработали готовые интеграции с самыми популярными CRM системами, чтобы вы могли максимально просто и безболезненно перейти на электронный документооборот
Реклама: ООО «Подпислон», ИНН 7801708775, erid: LjN8KFVe4
Начать дискуссию