Электронные подписи

КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи

Электронный документооборот (ЭДО) невозможен без электронной подписи (ЭП), которая верифицирует отправителя, придает юридическую значимость, а также гарантирует, что документ не был изменен после подписи.
КЭП, ПЭП и НЭП: как бизнесу подписывать документы различными видами электронной подписи
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В России существует 3 основных вида ЭП, которые могут обеспечить безопасность и соблюдение юридических требований:

  1. КЭП — квалифицированная электронная подпись.

  2. НЭП — неквалифицированная электронная подпись.

  3. ПЭП — простая электронная подпись.

В зависимости от разновидности ЭП сферы применения и процесс подписания будут отличаться.

Подписание простой электронной подписью (ПЭП)

Подписать документ с помощью ПЭП легче, чем другими видами ЭП, ведь для этого не нужно выпускать токен и ехать в удостоверяющий центр или налоговую.

Данный тип подписи используется в основном для взаимодействия между организациями и физическими лицами.

Процесс подписания с использованием простой электронной подписи:

  1. Выберите сервис для создания ПЭП, например, «Подпислон».

  2. Зарегистрируйтесь, заполните информацию о компании и верифицируйте ее.

  3. Загрузите документ, который нужно подписать.

  4. Добавьте данные подписанта и отправьте документ на подписание.

  5. Подписант получит ссылку на документ по SMS, а затем подпишет его с помощью кода, который также придет ему в сообщении.

Важно отметить, что процесс может немного отличатся в зависимости от сервиса, который вы выберете.

Подписание неквалифицированной электронной подписью (НЭП)

НЭП часто используется для документооборота внутри компании, например, в кадровом делопроизводстве. Чтобы подписать документ с помощью неквалифицированной электронной подписи, нужно обратиться в подходящий удостоверяющий центр (УЦ), подать требуемые документы и забрать сертификат по готовности.

Для использования НЭП нужен ключ, который может храниться двумя методами: на носителе (токене или компьютере) или в облачном хранилище.

Процесс подписания с использованием неквалифицированной электронной подписи. Если НЭП хранится на носителе:

  1. Установите программное обеспечение для работы с ЭП и криптозащиты.

  2. Подключите носитель ключа к компьютеру.

  3. Запустите программу для работы с электронной подписью.

  4. Выберите документ, который хотите подписать, а затем нажмите «Подписать документ».

  5. Введите пароль от носителя и подтвердить подписание документа.

  6. Сохраните подписанный документ в нужном формате.

Если НЭП хранится в облаке:

  1. Зарегистрируйтесь в сервисе облачного хранилища.

  2. Получите сертификат через сервис облачного хранилища.

  3. Запустите сервис облачного хранилища на компьютере и загрузите документ, который хотите подписать, а затем нажмите «Подписать документ».

  4. Подтвердите личность с помощью смс-кода, который придет на ваш телефон, а затем дайте разрешение на подписание документа.

  5. Скачайте документ в нужном формате из облачного хранилища.

Подписание квалифицированной электронной подписью (КЭП)

Данная подпись активно используется для обмена документами с другими организациями и государственными органами.

КЭП можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре или налоговой, а хранить ее можно исключительно на защищенном носителе, например, токене.

Также для работы с квалифицированной ЭП требуется установка программы криптографической защиты информации (СКЗИ) на компьютер.

Процесс подписания с использованием квалифицированной электронной подписи:

  1. Вставьте носитель с КЭП в ваш компьютер.

  2. Откройте программу или сервис, которую будете использовать для подписания. Загрузить нужный документ.

  3. Выберите сертификат, который установлен на вашей флешке или токене.

  4. Нажмите на кнопку «Подписать».

Регистрируйтесь по ссылке и получите подпись 10 документов бесплатно

Мы разработали готовые интеграции с самыми популярными CRM системами, чтобы вы могли максимально просто и безболезненно перейти на электронный документооборот

Реклама: ООО «Подпислон», ИНН 7801708775, erid: LjN8K71xa

Ведение бизнеса

Компания «2Б Диалог» признана лучшей в оценке проблемных активов

Консалтинговая компания «2Б Диалог» стала лауреатом Национальной банковской премии 2024 года в номинации «Лучшая практика оценки проблемных активов в банкротстве».

Компания «2Б Диалог» признана лучшей в оценке проблемных активов

Начать дискуссию