Эти роботы (RPA — Robotic process automation) — не роботы в обычном понимании, а программы, которые устанавливаются на компьютеры пользователей и выполняют за них монотонную работу без ошибок и в несколько раз быстрее человека.
Одна из крупнейших российских промышленных компаний со штатом более 33 тысяч человек — ОМК начала роботизацию, в том числе и бухучета еще в 2020 году в сотрудничестве с компанией UiPath. А с этого года перешла на RPA-платформу Primo RPA.
Опытом внедрения роботов RPA в бухгалтерии крупного предприятия в интервью Клерку делится аналитик практики по бизнес-аналитике и роботизации процессов ООО «ОМК-ИТ» Алёна Буторина.
Имея достаточный опыт работы с RPA-платформами, какие типы задач и операций Вы считаете наиболее подходящими для роботизации, а какие нет?
— По опыту нашей компании могу сказать, что для программной роботизации в первую очередь подходят любые рутинные и унифицированные операции, которые одинаково выполняются для всех бизнес-единиц с цифровыми данными и стабильно работающими системами.
А вот процессы, которые находятся в стадии постоянных доработок, с большим количеством неструктурированных данных и сложными маршрутами, роботизируются пока еще слабо и процент успешной роботизации остается низким.
Сколько роботов сейчас работает в бухгалтерии и что они делают?
— Сейчас в нашей бухгалтерии 42 робота. Они помогают обрабатывать входящие учетные документы в рамках ЭДО, формировать и направлять акты сверки контрагентам, сверять данные в учетных системах, разносить и выравнивать выписки.
Всего роботы у нас заняты в 16 бизнес-процессах, в первую очередь это:
формирование актов сверки;
автопостинг в SAP;
фактурирование;
разнесение и выравнивание выписок;
создание входящей поставки поступления материала;
выгрузка данных для расчета эффективности работы направлений;
обработка налоговых требований.
Роботы выполняют операции гораздо быстрее людей.
Нагрузка на сотрудников в части выполнения рутинных операций снижается, появляется возможность дополнительно не нанимать сотрудников по тем направлениям, где объемы резко увеличиваются.
Можете привести примеры конкретных задач, которые стали решаться проще и быстрее после внедрения RPA?
— Например, формирование актов сверки. Сейчас в нашей компании человек в этом процессе практически не участвует, хотя ранее в нем были заняты сотрудники нескольких подразделений: один формировали акты сверки в SAP, другие подписывали, третьи направляли акты почтой.
Теперь робот сам формирует акты сверки, проставляет факсимиле и направляет контрагентам по электронной почте.
Существенная экономия была достигнута за счет минимизации трудозатрат на процесс и заменой почтовых уведомлений на электронные письма, что эквивалентно 1,29 ЭПЗ в год.
В проработке также есть процесс формирования актов сверки в системе 1С, после внедрения которого мы ожидаем дополнительную годовую экономию, эквивалентную 1,64 ЭПЗ.
А как RPA влияет на точность и надежность бухгалтерских операций?
— Поскольку робот выполняет действия по строго определенному сценарию, то мы здесь можем говорить об абсолютной точности, надежность же ограничивается надежностью систем, с которыми взаимодействует робот и стабильностью платформы RPA.
Благодаря роботизации ушли ошибки, связанные с человеческим фактором, увеличилась скорость обработки, процесс стал более прозрачным и за ним стало проще следить.
Например, при наблюдении большого количества бизнес-исключений, мы можем оперативно принимать решения по их устранению, доработке или изменению процесса.
Сколько времени занимает внедрение RPA в процессы бухучета?
— Обычно роботизация одного процесса занимает около 2 месяцев. Кроме того, RPA легко интегрируется с другими бухгалтерскими программами: отлично работает с SAP, продуктами MS Office, хорошо работает с 1С и WSS Docs.
Было ли это легко или сложно для Вас и ваших сотрудников и как проходит их обучение?
— Внедрение новой технологии — это всегда непростой процесс, чаще всего трудности связаны с новыми заказчиками, которые имеют лишь приблизительное представление об RPA. Но существенных трудностей у команды RPA не возникает, поскольку у нас есть четкая схема процесса и подготовки документации на каждом этапе.
Для бизнес-пользователей мы проводим встречи, на которых разъясняем что такое роботизация, какие процессы для нее подходят, а какие нет, что необходимо сделать для того, чтобы роботизировать процесс.
Для разработчиков вендор провел обучение на Primo RPA, также доступно онлайн-обучение и экзамен.
Сколько сотрудников бухгалтерии сейчас непосредственно взаимодействуют с RPA?
— Примерно каждый десятый, если точно, то 22 человека и, в первую очередь, это люди, которые непосредственно отвечают за результаты всех 16 роботизированных процессов.
Какие советы Вы можете дать другим бухгалтерам, планирующим работать с RPA в своей компании?
— RPA — это отличное средство для повышения эффективности рутинных процессов. В компаниях с множеством дочерних предприятий особое внимание следует уделить оцифровке данных и унификации процессов для его последующей роботизации.
Primo RPA — технологический лидер роботизации в России. Повышайте эффективность и надежность бизнеса с цифровыми сотрудниками Primo RPA.
Реклама: ИНН 9715426731, ООО «Примо РПА», erid: LjN8KcKV4
Комментарии
2Все классно, но для малого бизнеса затраты на внедрение и потом обслуживание со стороны разработчика не сопоставимы с экономическим эффектом. Жду когда подешевеет технология😁
Мне кажется это то, что мне всегда не хватало. Спасибо за курс! Здоровопомогли! Но нужны еще кое какие уточнения, куда можно направить вопросы?