Рассказываем, что нужно сделать, чтобы закрыть период раньше остальных, и причем тут автоматизация процессов в 1С.
Что мешает быстрому закрытию периода
Группа 1. Внешние факторы
Факторы, на которые организация может повлиять на процесс составления и получения учетных документов.
Проблемы
1. Нарушение сроков поступления документов от контрагентов (сюда можно отнести и генподрядчиков).
2. Неверно оформленные документы , которые нужно возвращать контрагентам.
Как исправить
Поменять взаимоотношения, скорректировать условия договоров:
- сделать шаблонизированные документы;
- добавить финансовые санкции в случае нарушения сроков предоставления документов;
- закрепить в договорах с конкретные сроки предоставления унифицированных форм.
Факторы, на которые сложно повлиять изнутри
Проблемы
Период и порядок подачи документов по контрагентам, которые закреплены в специализированных отраслевых группах. Например, документы за электроэнергию.
Как исправить
Необходимо проанализировать и скорректировать учетные бизнес-процессы:
- подключите функционал начисления резервов (accruals), при работе с таким подходом помогает график начислений, составленный на год. Таким образом, типичный расход, который является примерно одинаковым в любом месяце, можно прогнозировать и утверждать окончательно в вашей системе, при этом не дожидаться поступления документов от поставщика;
- провести сближение политик по РСБУ и МСФО;
- использовать методы повышения качества финансовых прогнозов — подключить систему бюджетирования по принципам МСФО.
Группа 2. Внутренние факторы
Факторы, которые полностью контролирует компания
Проблемы
- Нарушение сроков отправки документов в бухгалтерию ответственными специалистами отделов.
- Нехватка возможностей по контролю за сроками возврата документов, которые были отправлены на корректировку контрагентам.
- Возможные потери данных по документам, которые связаны с возвратом переоформленной информации.
- Периодические «торможения» документов на подписи у руководителей.
- Неравномерное распределение загрузки на специалистов при подготовки отчетности.
Как исправить
Провести оптимизацию текущей системы документооборота:
- настроить график документооборота так, чтобы он подчинялся цели «быстрое закрытие периода»;
- упростить процедуры оформления и согласования документов по текущим операциям;
- разработать бесперебойную систему контроля за движением данных;
- создать график почасового движения документов и их обработки всеми участниками процесса;
- разработать электронный архив документов, в котором будут учитываться данные о регистрациях движения электронных реестров, будет возможен одноразовый ввод первичной информации.
Группа 3. Факторы автоматизации
Зависят от уровня автоматизации процессов в системе 1С.
Проблемы
- Медленная работа по составлению и передачи отчетности из-за ручного вмешательства в подготовку документов.
- Отсутствие настроенной взаимосвязи между учетными подсистемами, что замедляет процесс консолидации отчетности.
Как исправить
- Усовершенствовать работу в 1С, автоматизировав рабочие процессы.
- Создать единую автоматизированную систему учета, которая будет объединять все задачи по подготовке отчетности.
Чаще всего автоматизации подлежат следующие блоки:
- начисление процентов по кредитам и займам;
- начисление резервов;
- начисление accruals и консолидация данных.
Регламент закрытия отчетного периода включает в себя:
- предоставление пользователям своевременной и достоверной информации об организации за отчетный период;
- формирование перечня и последовательности операций, которые необходимы, чтобы корректно закрыть отчетный период в системе 1С;
- обеспечение контроля за ходом закрытия периода в учетной системе 1С;
- утверждение сроков по предоставлению информации;
- снижение вероятности возникновения ошибок в учете деятельности организации за счет дополнительного контроля на всех этапах процесса, начиная от первичной документации и заканчивая формированием данных прошедшего периода.
При подготовке отчетности проведение автоматизации блоков РСБУ/МСФО/УУ, оказывается наиболее эффективным, когда данные блоки тесно связаны с другими подсистемами (бюджетирование, казначейство и т.д.). Таким образом, большинство организационных, управленческих проблем на этапе подготовки отчетности решаются с помощью автоматизированных в 1С инструментов контроля. К ним относятся чек-листы, сверки и расширенные аналитические отчеты.
Для процедуры закрытия отчетного периода разработка чек-листа — важный фактор, который не стоит отбрасывать в сторону. Естественно, в зависимости от сферы деятельности чек-лист разный. Но есть и общие параметры, которые можно разделить на два вида:
1. Операции для бухгалтера, которые нужно оперативно сделать (проверка первичной документации, начисление амортизации и т.д.).
Работу с первичной документацией нужно начинать в минус третий день, а не в первый, чтобы как можно раньше запустить процесс структурирования.
2. Список задач, которые связаны с формированием консолидированной управленческой отчетности.
При комплексных автоматизированных процессах в 1С работать с чек-листом становится проще, т.к. упрощается и ускоряется выполнение конкретных пунктов по нему, что положительно влияет на время закрытия периода.
Пример автоматизированного подхода для быстрого закрытия периода
Клиент: крупная компания из сферы ресторанного бизнеса.
Что сделали: проект по консолидации РСБУ и автоматизированию процессов бухгалтерского и налогового учетов.
Основные проблемы, с которыми столкнулась компания:
- ведение процессов в 4х разрозненных базах 1С;
- постоянный рост числа доработок в конфигурациях, что затрудняло поддерживать актуальные данные 1С в связи с выходом обновлений;
- долгий процесс подготовки отчетности, когда сроки «горели»;
- расхождение информации в нормативно-справочных базах.
Чтобы прийти к удобному управлению и быстрому закрытию периода, было решено внедрить единую автоматизированную систему регламентированного учета в 1С. Для этого специалисты RDV проанализировали текущую методологию компании, разработали функциональные требования к ведению учета, оптимизировали текущие бизнес-процессы и настроили решения по сближению учетных принципов и унификации процессов в единой системе.
В итоге компания получила укомплектованную единую систему с настроенными автоматизированными процессами, что улучшило в несколько раз показатели работы:
- ощутимо сократились сроки по закрытию отчетного финансового периода;
- повысилась оперативность процессов подготовки регламентированной отчетности;
- максимально упростилась процедура прохождения внешнего аудита и повысилась прозрачность данных.
Настроим комплексную автоматизацию в 1С!
Бесплатно проконсультируем по текущим бизнес-процессам и предложим вариант под потребности бизнеса!
А нужно ли стремиться к быстрому закрытию периода
- Пользователи быстрее получат доступ к надежной финансовой информации о компании. Это значит, что знание реального состояния бизнеса дает руководству не затягивать с принятием эффективных решений, а подразделения менеджмента могут лучше подготовиться к процессу планирования.
- Проще и быстрее выявлять и корректировать слабые стороны в финансовых операциях.
- Вырастет эффективность финансовых процедур, необходимых для быстрого закрытия периода.
- Ранний сбор отчетных данных позволит персоналу во всех подразделениях сосредоточиться на текущих показателях, но при этом прогнозировать будущие.
В итоге когда у компании есть полностью укомплектованная система 1С, в которой выстроена четкая иерархия автоматизированных процессов, то можно не беспокоиться о сроках закрытия периода - начнете сдавать отчетность в минимально короткие сроки.
Начать дискуссию