Общество

Что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно?

Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.
Что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно?

Медицинские услуги относятся к списку наиболее важных видов обслуживания. От качества лечения, обследования и профилактики порой зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Неправильная помощь может быть фатальной, поэтому каждому гражданину важно понимать, какие права и требования у него имеются по отношению к нарушителям.

Пошаговая инструкция в случае оказания некачественных медицинских услуг

1. Определяем вид оказанных медицинских услуг.

Законодательно установлено, что медицинская помощь бывает бесплатной и платной. Бесплатное лечение и другие услуги доступны в больницах и других лечебных учреждениях, подведомственных районам или городским муниципалитетам.

Если вы лечились в госбольнице, то не стоит полагать, что привлечь учреждение к ответственности не получится из-за того, что лечение было бесплатным. Это не так и Верховный Суд России подтвердил данный довод в пункте 9 Постановления Пленума от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указав на то что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Каждый потребитель, которому была оказана некачественная услуга, имеет возможность восстановить свои нарушенные права. Для этого ему необходимо обратиться к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Законом установлена ответственность за качество даже государственной медицинской помощи. Министерством здравоохранения издано более 50 порядков, которые определяют качество лечения по большинству заболеваний.

2. Выставляем требования медицинской организации.

В случае оказания некачественной услуги, согласно ст. 29 Закона потребитель вправе требовать:

  • уменьшения стоимости обслуживания;
  • повторного оказания услуги;
  • устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
  • возмещения расходов.

Вы можете потребовать, к примеру, бесплатного повторного обследования или устранения последствий неграмотной операции. Также, если после плохого лечения вам пришлось сглаживать последствия уже в другой клинике, то можно взыскать все расходы с первоначальной организации.

Сроки исковой давности:

Требование о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлено в любое время, потому что исковой давности по таким требованиям не существует, так же как не существует временных сроков на требования о компенсации морального вреда (ст. 208 ГК РФ).

Общий срок исковой давности по медицинским спорам составляет 3 (три) года, при этом существуют специальные сроки, которые могут быть короче или длиннее 3 лет, причем для каждого случая такой конкретный срок прописывается отдельно.

Однако, если прошло более трех лет с того момента, когда у пациента возникло право требования на возмещение вреда жизни или здоровью, его требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»). Это правило касается, например, возмещения расходов, понесенных на приобретение лекарств.

Обратите внимание! Несмотря на то, вы праве предъявить претензии к медицинскому учреждению в рамках Закона «О защите прав потребителей», помните, что требования к платной услуге и услугам, оказываемым в рамках ОМС могут различаться.

Например, положения закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе ответственность исполнителя услуг в виде "потребительского" 50 %-го штрафа, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.

При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить названные в законе о защите прав потребителей требования потребителя этих услуг. 

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о взыскании с больницы штрафа по ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей) (Определение ВС РФ от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7).

3. Готовим претензию в адрес медицинской организации.

Если медицинская клиника отказалась удовлетворять ваши требования, то приходит время плана «Б». В случае некачественных медицинских услуг потребитель может составить претензию. Единого образца у документа нет, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Но содержание должно включать:

  • сведения о заявителе и клинике, в которой проводилось лечение;
  • информацию об обстоятельствах лечения;
  • суть требований – взыскать компенсации или возместить ущерб.

Претензию можно направить как путем личного обращения, так и по почте. Главное – в документе должны быть прописаны последствия некачественной услуги (к примеру, осложнения после операции, неправильно проведенное обследование или отсутствие эффекта после реабилитации).

Обратите внимание! До обращения с претензией рекомендуем обратится в экспертную организацию чтобы эксперт в своем заключении указал на ошибку врачей клиники и дал свое заключение. Один экземпляр заключения прикладываем к претензии.  

4. Составляем исковое заявление.

Далеко не каждая клиника пойдет навстречу своему пациенту. Если вы получили отказ по претензии или лечились в государственном учреждении, то можете смело обращаться в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, которое должно включать:

  • информацию о вас, ответчике и суде;
  • обстоятельства лечения;
  • конкретные признаки некачественной услуги (разорванные швы, полное отсутствие эффекта, осложнения и другие ситуации);
  • требования к ответчику – взыскание компенсации и вреда. В случае с частной клиникой можно также потребовать взыскания штрафа и неустойки.

Помимо заявления, вам также потребуется подготовить паспорт и договор об оказании медицинских услуг (если лечение было в коммерческой клинике).

 

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Начните карьеру бухгалтера с нуля! На курсе вы:

  • ✔️ Освоите бухгалтерский, налоговый и кадровый учет.
  • ✔️ Научитесь работать в 1С и управлять финансами.
  • ✔️ Узнаете, как оптимизировать налоги.

Программа обновлена с учетом поправок налоговой реформы-2025!

Выгода до 82%

Цена: 3 500 ₽

Подробнее

Комментарии

2
  • Маша М

    Конечно можно пойти судиться, но потраченные нервы не восстанавливаются

  • Алиса В

    по ощущениям госучреждения не боятся что с ними могут судится, как например коммерческие медцентры. Хотя все работают в равных условиях


Обучение для бухгалтеров

Не бойтесь перемен! Научим работать по новым правилам на онлайн-курсах «Клерка»

В 2025 году бухгалтеров ждет настоящая лавина из нововведений. Часть уже вступила в силу, остальные поправки заработают в течение года. Чтобы вам было проще адаптироваться к новым задачам, мы обновили онлайн-курсы с учетом налоговой реформы-2025. Вы сможете получить самую актуальную и нужную информацию, которая поможет вам работать без стресса в новом году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бухгалтеры спорят о сведениях по стажу в ЕФС-1: сдавать их на всех сотрудников или только на «особенных».🤷‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1846

В соцсетях «Клерка» бухгалтеры обсуждают сведения о стаже — что с ними делать? По закону подавать их нужно только на сотрудников с особенностями стажа, например, работающих на Крайнем Севере или тех, кто находился в отпуске по уходу за ребенком и др. По факту СФР не торопится отражать стаж на ИЛС, поэтому бухгалтеры сдают сведения на всех работников.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банковские карты

Чем реквизиты карты отличаются от реквизитов счета и что будет, если дать эти данные посторонним

Для отправки и получения переводов нужны банковские реквизиты. Это могут быть как реквизиты карты, так и реквизиты счета. Разбираемся, чем они отличаются друг от друга, какие реквизиты безопасно передавать другим людям, а какие данные строго конфиденциальны.

Чем реквизиты карты отличаются от реквизитов счета и что будет, если дать эти данные посторонним
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Обучение для бухгалтеров

Новые уроки по всем изменениям на УСН уже в обновленном онлайн-курсе «Главбух на УСН»

С 1 января 2025 года в силу вступили изменения налоговой реформы-2025, а так как многие из них касаются упрощенцев, то мы обновили программу онлайн-курса «Главбух на УСН: от учета и отчетности до 1С» в соответствии с новыми требованиями и задачами.

Новые уроки по всем изменениям на УСН уже в обновленном онлайн-курсе «Главбух на УСН»
Право

Что запретят россиянам в 2025 году

С нового года, как обычно, вступают в силу новые запреты и ограничения, которые нам придется учитывать в своей повседневной жизни.

Что запретят россиянам в 2025 году
Маркетинг

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса

Сотрудничество с самозанятыми — удобный формат, в пользу которого делают выбор все большее число компаний и предпринимателей. Но далеко не все знают, что работа с такими исполнителями может быть максимально комфортной: в этом помогают специализированные онлайн-платформы.

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса
Екатерина
НДС

Нужно ли начислять НДС при реализации отработанного масла в общепитеи другие услуги несвязанныес данным видом деятельностипри УСН в 2025 году.

Как известно организации осуществляющие услуги общественного питания имеют льготу по НДС при выполнении условий. Допустим мы получаем льготу по НДС в сфере общественного...

Читать полностью

Эксперт:

Александр Анищенко

Александр Анищенко
Эксперт

Добрый день!

Я полагаю, будут.

В подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ льгота дана для услуг общественного питания, а не для деятельности организаций общественного...

Читать полностью
Обзоры для бухгалтера

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году

Геймдизайнер — это специалист, который придумывает игру: ее сюжет, структуру, персонажей и правила. Он предполагает, какие эмоции будет испытывать игрок, и выстраивает сценарии исходя из этого. Кроме того, геймдизайнер контролирует разработку игры на всех этапах, вплоть до ее выпуска.

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году
Налог на имущество

Налог на имущество: ВС РФ расширил критерии движимого имущества

Верховный Суд Российской Федерации рассматривал дело, в котором налогоплательщик классифицировал деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции как движимое имущество. Однако, налоговая инспекция, исходя из своих доводов, полагала, что данные объекты входят в единый имущественный комплекс и должны облагаться налогом.

Новости ФНС

Амнистия при дроблении бизнеса: ФНС запустила промостраницу

Федеральная налоговая служба создала специальный раздел на своем сайте, где представлена актуальная информация об амнистии. В этом разделе можно узнать, что такое налоговая амнистия, ее условия и способы применения.

Новости ФНС

Сервис оценки юридических лиц: ФНС уточнила методику

Федеральная налоговая служба России усовершенствовала методику оценки финансово-хозяйственного состояния юрлица.

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов

Во время внедрения электронных перевозочных документов (ЭПД) перевозчики нередко сталкиваются с трудностями. Чтобы упростить переход на транспортное ЭДО, компания Айтиком запустила тест-драйв сервиса Айтиком.Логистика. О том, какие задачи решит наше предложение, читайте в статье.

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов
Обучение для бухгалтеров

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

Рассказываю, чем рискует главный бухгалтер компании и какие виды ответственности несет. На что нужно обращать внимание, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

🎁Счет-фактуре на аванс предшествует прямое указание в договоре на авансирование поставки

Компания заключила с поставщиком договор поставки, по которому последний обязуется поставить и передать в собственность покупателя товар, а покупатель обязуется принять товар и оплачивать его в порядке и на условиях, определенных договором.

Бухгалтерский учет

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Разбираем, как организовать бухгалтерский учет на предприятии с нуля: правила и способы ведения бухгалтерского учета, кто несет ответственность, штрафы за нарушение.

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

С нового года заработает прогрессивная шкала по налогу на доходу физических лиц. Рассказываем, как изменятся ставки НДФЛ с продажи квартир, госпошлины на недвижимость и налог на имущество в 2025 году.

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!

Врываемся в 2025-й! Собрали для вас анонсы вебинаров на январь. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ. Начните год с обучения на «Клерке»!

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!
Самозанятые

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Иногда компании используют незаконные схемы сотрудничества с физлицами. Они оформляют их по ГПХ, при этом создают условия, как для штатных сотрудников. Это называется подменой трудовых отношений гражданско-правовыми. 

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Обзор: налоги по иностранной банковской карте, налогообложение в 2025, новый глава Налоговой службы

Рассматриваются события в налоговой сфере.

Отчетность

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки

Совсем скоро бухгалтеров ждёт отчётная пора за 2024 год. Рассказываем о правилах, формах и сроках сдачи годовой отчётности для организаций.

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки

Интересные материалы

Интервью

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году 

Поговорили с основателем и руководителем УКЦ «Разобраться в налогах» — Беляевой Светланой об итогах налоговой реформы и как бизнесу законно снизить налоговую нагрузку в новых реалиях. Нужно ли упрощенцам бояться НДС, тренды налоговых проверок 2025 и примеры законной экономии на страховых взносах за работников.

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году