3 октября 2021 г. вступят в силу изменения, ужесточающие требования к некоммерческим организациям (НКО).
С 1 января 2021 г. вступили в силу налоговые поправки, касающиеся деятельности НКО. Суть поправок сводится к расширению перечня целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. А с 3 октября 2021 г. вступит в силу еще одна порция поправок. На этот раз поправки касаются правового регулирования деятельности НКО (Федеральный закон от 05.04.2021 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).
Расширено понятие «иностранный агент»
Первый закон об НКО – «иностранных агентах» был принят еще 2012 года. Он обязывает НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа, принимать статус «иностранных агентов» с последующим занесением в специальный реестр. За уклонение от этого требования предусматривается серьезный штраф.
Кто может быть «иностранным агентом»?
Прежде всего, НКО, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или иное имущество от иностранных компаний или граждан. А с 2018 года – для того, чтобы признать НКО «иностранным агентом» достаточно получить финансирование не только от иностранных компаний, но и от российских компаний с иностранными источниками финансирования.
Что касается понятия «политическая деятельность», то здесь открывается широкий простор для творчества контролеров. Ведь в самом Законе об НКО это понятие определено «широкими мазками» (Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ).
К политической деятельности относится:
- деятельность в сфере государственного строительства;
- защита основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ;
- защита суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ;
- обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Например, такая активная политическая деятельность может осуществляться в форме участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований. Политической деятельностью считается организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений, публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, а также вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность.
И, как мы видим, на практике под соусом ведения «политической деятельности» может быть признан обычный репост в социальных сетях. В каждом конкретном случае решение будет принимать Минюст РФ совместно с МИД РФ.
С 3 октября 2021 г. расширено понятие «иностранный агент». Речь идет об источнике финансировании НКО.
Важно!
Теперь основанием для признания НКО иностранным агентом, помимо ведения политической деятельности, будет получение денег или иного имущества от российских компаний, бенефициаром (т.е. конечным выгодоприобретателем) которых являются иностранные граждане.
То есть бенефициаром является физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет (участие в капитале составляет более 25%) компанией либо имеет возможность контролировать ее действия.
Мотив изменений понятен. Как указывается в пояснительной записке, - закон направлен на усиление безопасности и защиту суверенитета России. Нормы данного закона соответствуют мировой практике и направлены на то, чтобы не допустить вмешательства во внутренние дела российского государства.
Отметим, что на практике известны случаи, когда НКО отказалась от перечисленных ей иностранных денег. Несмотря на то, что деньги были возвращены, НКО все равно была признана иностранным агентом, финансируемой из-за рубежа.
Адресом иностранного НКО не может быть жилое помещение
В Законе прописано, что адресом (местом нахождения) структурного подразделения иностранной НКО, созданного или создаваемого на территории РФ, не может быть жилое помещение.
Поправка касается только иностранных НКО, подразделения которых не могут располагаться в жилых помещениях (например, в жилом многоквартирном доме).
Расширение оснований для проведения внеплановой проверки
У НКО итак немало оснований для проведения внеплановых проверок. А с 3 октября 2021 г. введено еще одно - поступление в Минюст или его территориальный орган информации об участии НКО в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством РФ порядке признана нежелательной на территории РФ (п.4.2 ст.32 Закона №7-ФЗ).
Все это сделано для того, чтобы не было «расшатываний» основ государственного строя в России.
Дополнительные «бумажные» обязанности
Поправки обязывают НКО, которые являются иностранными агентами и структурных подразделений иностранных НКО, представлять в Минюст России программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, и отчет об их исполнении.
Изменение оснований для ликвидации иностранной НКО
НКО-иностранный агент, структурное подразделение иностранной НКО, которые получили решение о запрете осуществления программы или ее части, не вправе приступать к ее осуществлению и обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением этой программы или ее части.
В противном случае – НКО, структурное подразделение иностранной НКО будет ликвидировано по решению суда по иску Минюста РФ или его территориального органа (п.12 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).
Как мы видим, требования к деятельности НКО, ужесточаются.
Комментарии
2расширению перечня целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль - это ужесточением вряд ли стоит считать. А список где подсмотреть?
Так ужесточение - это не про поправки в части расширения перечня. Список можно посмотреть в части 2 статьи 251 НК, поскольку они уже вступили в силу четыре месяца назад