Дисциплинарная — это разновидность юридической ответственности. В содержание дисциплинарной ответственности включается взыскание как мера, применяемая к наемному работнику, совершившему дисциплинарный проступок. Если сотрудник нарушает требования ст. ст. 21 и 22 ТК РФ в части добросовестного исполнения обязанностей по договору и нарушает нормы трудового законодательства, то работодатель вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности. Поговорим об основаниях и порядке проведения процедуры привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Основания привлечения работника к дисциплинарной ответственности
Для привлечения к рассматриваемому виду ответственности по ТК РФ необходимо, чтобы работник:
- исполнял недолжным образом свои обязанности;
- нарушил корпоративные правила в части трудового распорядка.
За неисполнение обязательств, возложенных на наемного сотрудника, работодатель может:
- сделать замечание;
- сделать выговор;
- уволить провинившегося в соответствии с нормами трудового права.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работника ТК РФ
Процедура проводится в 4 этапа:
- Обнаружение и фиксация проступка.
- Получение письменных объяснений от сотрудника либо документирование отказа.
- Оценка объективных обстоятельств проступка учет тяжести деяния.
- Составление и издание приказа.
Работодатель обязан получить от сотрудника объяснение, составленное в письменной форме перед применением рассматриваемого вида взыскания (см. ст. 193 ТК РФ). Если последний откажется предоставлять объяснительную, то работодатель должен зафиксировать подобное решение актом.
Рассмотрим подробно каждую стадию процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
1. Фиксация проступка
Работодатель вправе зафиксировать проступок работника одним из указанных способов:
- актом об отсутствии на работе или иным документом, фиксирующим нарушения трудовой дисциплины;
- служебной или докладной запиской;
- табелем по форме Т-13.
В качестве доказательств факта нарушения на случай судебного разбирательства подойдут видеозаписи, показания свидетелей и данные с пропускного пункта. При этом нужно помнить, что наличие документального подтверждения проступка является решающим основанием для привлечения сотрудника к ответственности через суд. Фиксация в бумажном виде тем более важна для соблюдения установленных сроков привлечения к дисциплинарной ответственности.
Нужна консультация юриста по трудовым спорам? Обратитесь в компанию «РосКо». Для связи с юристом позвоните по номерам:
8 (800) 222-24-50, 8 (499) 444-00-00 или оставьте заявку на сайте rosco.su.
2. Получение объяснений от сотрудника
Форма объяснения законодательно не установлена, но рекомендуется получить разъяснения в письменном виде. Для этого работодатель должен направить сотруднику требование в виде запроса на предоставление объяснений. Документ лучше составлять в двух экземплярах: один — для работника, второй (с отметкой о вручении) — для работодателя.
Если сотрудник отсутствует на рабочем месте, то нужно направить заказное письмо с требованием по адресу фактического проживания, а также — по месту регистрации ответчика по индивидуальному трудовому спору.
При отсутствии письменных объяснений сотрудника, работодатель должен будет доказать факт истребования объяснительной у провинившегося. В противном случае суд признает дисциплинарное взыскание незаконным. Ситуация осложняется тем, что дача объяснений — право, а не обязанность сотрудника.
Если работник напрочь отказывается оформлять объяснительную, то нужно составить акт по истечении двух дней после получения отказа.
В акте должны содержаться следующие сведения:
- Ф.И.О. и должности сотрудника и иных должностных лиц: ответственного за составление документа, начальника и директора организации;
- 3 даты — совершения проступка, направления требования и составления акта;
- слова о том, что сотрудник отказался предоставлять объяснения.
Таков обязательный порядок процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работника. При его несоблюдении действия работодателя будут признаны судом незаконными.
3. Оценка обстоятельств и учет тяжести проступка
При определении вины сотрудника важно учитывать такие факторы как:
- отсутствие иных взысканий у работника;
- наличие премий и поощрений;
- отношение к труду;
- и т. д.
Данное требование следует из Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004. Оценка вины сотрудника, очевидно, является субъективной: начальник самостоятельно принимает решение о необходимости применения взыскания. Это утверждение подтверждается содержанием ч. 1 ст. 22 ТК РФ. При этом важно наличие доказательств:
- проступка;
- учета степени тяжести;
- обстоятельств его совершения.
Если судья установит, что работодатель не учел обстоятельства совершения проступка, то приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности будет считаться ничтожным, и судья отменит его без возможности применения другого вида взыскания.
4. Издание приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности
После проведения всех подготовительных мероприятий, можно переходить к завершающему этапу. Право на издание приказа у работодателя появляется после:
- предоставления объяснительной сотрудником;
- фиксации акта об его отказе.
При избрании такой меры взыскания как замечание или выговор, необходимо правильно оформить приказ о привлечении работника к ответственности. Документ составляется в письменном виде, в свободной форме. Согласно ст. 193 ТК РФ приказ необходимо передать работнику на ознакомление в течение трех раб. дней с момента его издания (без учета времени отсутствия сотрудника на работе). Если работник откажется подписать документ, необходимо составить соответствующий акт.
Любая ошибка в оформлении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности, нарушение установленных сроков для фиксации проступка может стать причиной для оспаривания дела через суд.
Юристы компании «РосКо» помогут вам грамотно привлечь сотрудников к дисциплинарной ответственности. Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам по номерам
8 (800) 222-24-50, 8 (499) 444-00-00 или оставьте онлайн-заявку на сайте rosco.su. Специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Начать дискуссию