Взвесив все «за» и «против», учредители решили вести свою деятельность в форме НКО. Как зарегистрировать НКО?
Для начала нужно выбрать форму НКО. Например, НКО могут создаваться как общественные и религиозные организации, казачьи общества, фонды, государственные корпорации и компании, частные, государственные, муниципальные и бюджетные учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации, ТСЖ, адвокатские и нотариальные палаты.
Несколько шагов, чтобы создать НКО
Какие действия нужно предпринять, чтобы с первого раза зарегистрировать НКО?
1 шаг. Выбираем название НКО.
Как говорится в известной поговорке: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».
В случае с НКО нужно учитывать требования закона, иначе в регистрации НКО могут отказать.
Так, название НКО должно включать в себя организационно-правовую форму и отражать характер деятельности НКО.
Например, Благотворительный фонд помощи детям «Подари жизнь».
Для общественных организаций нужно указывать и название территории, на которой она работает. Например, Челябинская общественная организация «Федерация тхэквондо» (ст. 28 Закона «Об общественных объединениях»).
Помимо требований законов для определенной формы НКО, нужно еще учитывать и требования федеральных законов.
НКО, только исходя из своего желания, не может включить в название слово «Россия», «Российская Федерация». Для этого НКО нужно получить специальное разрешение от Правительства РФ. Правда для некоторых НКО есть исключения. Например, для общероссийских общественных объединений.
Важно! В г. Москве запрещено без согласования использовать в названии организации слово «Москва» и производные от него (Постановление Правительства г. Москвы № 147ПП от 27.03.2015). Для того чтобы получить такую возможность, нужно собрать пакет документов и направить его в Геральдическую комиссию города Москвы.
2 шаг. Выбираем юридический адрес НКО.
Юридический адрес должен указываться при заполнении заявления на регистрацию НКО. Впоследствии связь контролирующих органов будет осуществляться по указанному адресу. Зарегистрировать НКО можно и по месту жительства учредителя — физического лица.
Однако использование так называемого массового адреса, на котором зарегистрировано 10 и более юридических лиц, может послужить отказом в регистрации НКО.
Где НКО может посмотреть список «массовых» адресов?
Информацию можно получить бесплатно на портале https://egrul.nalog.ru/.
3 шаг. Решаем вопрос с местом регистрации НКО.
В зависимости от формы НКО, регистрация осуществляется либо территориальным отделением Минюста либо центральным аппаратом Минюста. Например, в территориальных подразделениях регистрируются межрегиональные, региональные и местные общественные, религиозные НКО, а в центральном аппарате — общероссийские и международные общественные объединения, политические партии.
4 шаг. Подготовка необходимых документов для подачи на регистрацию.
Для НКО одним из учредительных документов является Устав. В отдельных случаях НКО может действовать на основании общего положения конкретного НКО (п.1 ст. 14 Закона 7-ФЗ «О НКО»).
В Уставе необходимо прописать предмет и цели деятельности НКО, порядок образования органов управления, а также порядок принятия решений этими органами. Например, руководитель принимает решения в виде распоряжений, приказов, что должно найти отражения в Уставе НКО.
5 шаг. Заполнение заявления о государственной регистрации НКО.
Заявление заполнятся в двух экземплярах. С 25 ноября 2020 г. заявление заполняется по специальной форме №Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.
Как правило, заполнение заявления не вызывает трудностей. На сайте Минюста размещены образцы заполненной формы.
Далее заявление подписывается уполномоченным лицом и указывается ФИО, место жительства и контактные телефоны этого лица.
6 шаг. Оплата госпошлины в размере 4 тысяч рублей (ст. 333.33 НК РФ).
7 шаг. Сбор пакета документов.
В пакет документов входят:
- заявление по форме № Р11001;
- учредительные документы в трех оригинальных экземплярах, два из которых должны быть прошиты;
Какие учредительные документы должны представить НКО?
Для каждого НКО свой состав документов.
Например, для некоммерческого партнерства, фонда, АНО, учреждения — это устав. При этом учредители АНО, некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор.
- решение о создании НКО — в двух экземплярах;
- сведения об учредителях — в двух экземплярах;
- квитанция об оплате госпошлины;
- сведения о юридическом адресе;
- нотариально заверенная доверенность — если документы предоставляются доверенным лицом.
Кроме вышеприведенных документов, могут потребоваться дополнительные бумаги, в зависимости от статуса НКО.
Например, если в названии НКО имеется символика Москвы или название слово «Россия», «Российская Федерация», то дополнительно предоставляются разрешительные документы.
8 шаг. Получение документов или отказ в регистрации НКО.
При положительном решении НКО выдается свидетельство о регистрации юридического лица, лист записи ЕГРЮЛ, возвращается устав уже с отметкой Минюста.
А надо ли дополнительно регистрироваться НКО в налоговой инспекции?
Нет, постановка на учет НКО будет автоматической, на основании сведений из ЕГРЮЛ (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ).
Аналогичная ситуация обстоит с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования.
Каким способом направить документы на регистрацию?
Способов несколько: по почте с описью вложения, лично в Минюст, в электронном виде. В последнем случае можно направить документы через портал госуслуг. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться на портале. Плюсом отправки документов через портал госуслуг является экономия денег на уплате госпошлины и нотариальных услуг.
Резюме
Таким образом, регистрация НКО — процесс затяжной во времени и занимает около месяца. При этом должны быть заранее подготовлены и учредительные документы НКО, выбран юридический адрес, да и само заполненное заявление не должно содержать ошибок и неточностей.
Начать дискуссию