Президент РФ подписал Закон, который обязывает иностранные компании в сфере IT-технологий, регистрировать филиалы или представительства на территории РФ либо открывать российское юрлицо. В чем суть закона и каких компаний он коснется?
Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 01.07.2021 г. № 236-ФЗ вступит в силу с 1 января 2022 г. Следует отметить ускоренный порядок принятия Закона — законопроект был внесен в Госдуму 21.05.2021 г., а 23.06.2021 г. — он уже на подписи у Президента РФ.
Какова цель принятия Закона?
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, законодатели обеспокоены неравными условиями деятельности российских и зарубежных компаний.
По исследованиям инициаторов законопроекта — львиную долю рынка в сфере IT-технологий занимают иностранные компании. Так, поисковую систему Гугл выбирают около 56% россиян. А такие популярные социальные сети, как Фэйсбук, Твиттер, ТикТок, опять-таки принадлежат зарубежным IT-компаниям.
Ежемесячная аудитория просмотра канала Ютуб в России составляет более 44 млн человек. Владельцем данного информационного ресурса является американская компания Google LLC.
Инициатор закона — глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи отметил, что «законопроект направлен на установление прямого диалога с иностранными интернет-ресурсами, работающими на территории РФ».
Накануне принятия закона в рамках Петербургского международного экономического форума главный редактор МИА «Россия сегодня» выступила с заявлением, что на Западе давно используют IT-платформы для геополитической борьбы.
Так же было отмечено, что вмешательство зарубежных IT-площадок во внутренние дела РФ является «недружественным, вредоносным и опасным».
С другой стороны, Президент РФ отметил, что западные IT-компании, имея огромное количество пользователей в России, не платят налоги на ее территории.
В чем суть Закона и какие компании подпадают под него?
Действующее сегодня законодательство не обязывает иностранные компании создавать на территории России российскую компанию, представляющую интересы головной компании, а также открывать филиалы либо представительства.
Принятый Закон № 236-ФЗ обязывает с 2022 года иностранных IT-компаний, работающих в России, это делать. Помимо этого, иностранные IT-компании должны зарегистрировать на сайте Роскомнадзора свой личный кабинет.
Под новый Закон подпадают примерно 20 крупнейших зарубежных компаний. Среди них: Ютуб, Фэйсбук, Твиттер, ТикТок, Инстаграм, Амазон, Алиэкспресс, Бинг, Гугл, Твиттер, Вайбер, Ватсап, Википедия.
Закон касается не только владельцев социальных сетей, но и провайдеров хостинга, операторов рекламных сетей, магазинов, мессенджеров, игровых дистрибьютеров. При этом суточное число интернет-пользователей у таких компаний должно быть более 500 тысяч человек.
Условия, согласно которым иностранная компания обязана открыть филиал или представительство, прописаны в ст. 4 Закона № 236-ФЗ:
- информационный ресурс должен быть на русском языке или на языке республик, входящих в состав РФ и иных языках народов России;
На сегодняшний день в состав России входит 22 республики.
Например, сайт может быть не только на русском, но и на башкирском языке.
- информационный ресурс распространяет рекламу, которая направлена именно на потребителей, находящихся в России;
- иностранная компания осуществляет обработку сведений об интернет-пользователях, находящихся в России;
- иностранная компания получает деньги от российских компаний и граждан.
Что должны сделать иностранные IT-компании?
В Законе определены условия осуществления деятельности IT-компаний, работающих в России (ст. 5 Закона № 236-ФЗ).
Таким компаниям необходимо помимо открытия личного кабинета на сайте Роскомнадзора, разместить на нем электронную форму для направления обращения российских компаний и физических лиц. Приказом Роскомнадзора от 13.08.2021 № 156 уже утверждены требования к электронной форме.
Личный кабинет иностранные компании должны использовать для взаимодействия с государственными российскими органами.
Сейчас требования российских государственных структур к иностранным IT-компаниям не имеют под собой законных оснований и нередко приобретают политическую окраску.
Надзорным органом за деятельностью иностранных IT-компаний является Роскомнадзор (ст. 8 Закона № 236-ФЗ).
В его задачи входит:
- организация мониторинга информационных ресурсов;
- создание методики расчета количества интернет-пользователей в сутки.
Методика подсчета содержится в приказе Роскомнадзора от 16.07.2021 № 130.
Кроме этого, Роскомнадзор вправе запрашивать у иностранных компаний необходимую информацию для мониторинга информационных ресурсов. Такую информацию иностранные компании должны предоставить в течение 10 дней со дня получения официального запроса.
Если в течение 3-х месяцев подряд суточный доступ к информационному иностранному ресурсу составит менее 500 тысяч пользователей, то сведения о владельце ресурса — иностранной компании исключаются по заявлению компаний из перечня компаний, в отношении которых осуществляется мониторинг ее ресурсов. А если в течение 6-ти месяцев подряд — автоматически, без заявления иностранной компании.
Что будет иностранным компаниям за нарушение требований российского законодательства?
При невыполнении предписаний в отношении иностранной компании могут быть введены следующие меры:
- запрет на рекламу на информационном ресурсе иностранца;
- ограничение денежных переводов;
- ограничение в поисковой строке;
- частичное ограничение к доступу ресурса, а впоследствии — полное ограничение к доступу информационного ресурса.
Начать дискуссию