Интернет и IT

Как Путин «приземлил» иностранные IT-компании

Президент РФ подписал Закон, который обязывает иностранные компании в сфере IT-технологий, регистрировать филиалы или представительства на территории РФ либо открывать российское юрлицо. В чем суть закона и каких компаний он коснется?
Как Путин «приземлил» иностранные IT-компании

Президент РФ подписал Закон, который обязывает иностранные компании в сфере IT-технологий, регистрировать филиалы или представительства на территории РФ либо открывать российское юрлицо. В чем суть закона и каких компаний он коснется?

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 01.07.2021 г. № 236-ФЗ вступит в силу с 1 января 2022 г. Следует отметить ускоренный порядок принятия Закона — законопроект был внесен в Госдуму 21.05.2021 г., а 23.06.2021 г. — он уже на подписи у Президента РФ.

Какова цель принятия Закона?

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, законодатели обеспокоены неравными условиями деятельности российских и зарубежных компаний.

По исследованиям инициаторов законопроекта — львиную долю рынка в сфере IT-технологий занимают иностранные компании. Так, поисковую систему Гугл выбирают около 56% россиян. А такие популярные социальные сети, как Фэйсбук, Твиттер, ТикТок, опять-таки принадлежат зарубежным IT-компаниям.

Ежемесячная аудитория просмотра канала Ютуб в России составляет более 44 млн человек. Владельцем данного информационного ресурса является американская компания Google LLC.

Инициатор закона — глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи отметил, что «законопроект направлен на установление прямого диалога с иностранными интернет-ресурсами, работающими на территории РФ».

Накануне принятия закона в рамках Петербургского международного экономического форума главный редактор МИА «Россия сегодня» выступила с заявлением, что на Западе давно используют IT-платформы для геополитической борьбы.

Так же было отмечено, что вмешательство зарубежных IT-площадок во внутренние дела РФ является «недружественным, вредоносным и опасным».

С другой стороны, Президент РФ отметил, что западные IT-компании, имея огромное количество пользователей в России, не платят налоги на ее территории.

В чем суть Закона и какие компании подпадают под него?

Действующее сегодня законодательство не обязывает иностранные компании создавать на территории России российскую компанию, представляющую интересы головной компании, а также открывать филиалы либо представительства.

Принятый Закон № 236-ФЗ обязывает с 2022 года иностранных IT-компаний, работающих в России, это делать. Помимо этого, иностранные IT-компании должны зарегистрировать на сайте Роскомнадзора свой личный кабинет.

Под новый Закон подпадают примерно 20 крупнейших зарубежных компаний. Среди них: Ютуб, Фэйсбук, Твиттер, ТикТок, Инстаграм, Амазон, Алиэкспресс, Бинг, Гугл, Твиттер, Вайбер, Ватсап, Википедия.

Закон касается не только владельцев социальных сетей, но и провайдеров хостинга, операторов рекламных сетей, магазинов, мессенджеров, игровых дистрибьютеров. При этом суточное число интернет-пользователей у таких компаний должно быть более 500 тысяч человек.

Условия, согласно которым иностранная компания обязана открыть филиал или представительство, прописаны в ст. 4 Закона № 236-ФЗ:

  • информационный ресурс должен быть на русском языке или на языке республик, входящих в состав РФ и иных языках народов России;

На сегодняшний день в состав России входит 22 республики.

Например, сайт может быть не только на русском, но и на башкирском языке.

  • информационный ресурс распространяет рекламу, которая направлена именно на потребителей, находящихся в России;
  • иностранная компания осуществляет обработку сведений об интернет-пользователях, находящихся в России;
  • иностранная компания получает деньги от российских компаний и граждан.

Что должны сделать иностранные IT-компании?

В Законе определены условия осуществления деятельности IT-компаний, работающих в России (ст. 5 Закона № 236-ФЗ).

Таким компаниям необходимо помимо открытия личного кабинета на сайте Роскомнадзора, разместить на нем электронную форму для направления обращения российских компаний и физических лиц. Приказом Роскомнадзора от 13.08.2021 № 156 уже утверждены требования к электронной форме.

Личный кабинет иностранные компании должны использовать для взаимодействия с государственными российскими органами.

Сейчас требования российских государственных структур к иностранным IT-компаниям не имеют под собой законных оснований и нередко приобретают политическую окраску.

Надзорным органом за деятельностью иностранных IT-компаний является Роскомнадзор (ст. 8 Закона № 236-ФЗ).

В его задачи входит:

  • организация мониторинга информационных ресурсов;
  • создание методики расчета количества интернет-пользователей в сутки.

Методика подсчета содержится в приказе Роскомнадзора от 16.07.2021 № 130.

Кроме этого, Роскомнадзор вправе запрашивать у иностранных компаний необходимую информацию для мониторинга информационных ресурсов. Такую информацию иностранные компании должны предоставить в течение 10 дней со дня получения официального запроса.

Если в течение 3-х месяцев подряд суточный доступ к информационному иностранному ресурсу составит менее 500 тысяч пользователей, то сведения о владельце ресурса — иностранной компании исключаются по заявлению компаний из перечня компаний, в отношении которых осуществляется мониторинг ее ресурсов. А если в течение 6-ти месяцев подряд — автоматически, без заявления иностранной компании.

Что будет иностранным компаниям за нарушение требований российского законодательства?

При невыполнении предписаний в отношении иностранной компании могут быть введены следующие меры:

  • запрет на рекламу на информационном ресурсе иностранца;
  • ограничение денежных переводов;
  • ограничение в поисковой строке;
  • частичное ограничение к доступу ресурса, а впоследствии — полное ограничение к доступу информационного ресурса.

 

Начать дискуссию