Реорганизация компании

Реорганизация: проводим инвентаризацию

Для того чтобы составить достоверный бухгалтерский баланс при реорганизации необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. В какие сроки должна проводиться инвентаризация? На что нужно обратить особое внимание при ее проведении?
Реорганизация: проводим инвентаризацию

Для того чтобы составить достоверный бухгалтерский баланс при реорганизации необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. В какие сроки должна проводиться инвентаризация? На что нужно обратить особое внимание при ее проведении?

При реорганизации компаний, обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств не вызывает сомнений.

Обязательно ли проводить инвентаризацию при реорганизации?

Обязательность такой инвентаризации продиктована Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности (п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Иное дело, что инвентаризацию зачастую проводят в спешке или формально.

На практике нередки случаи, когда реорганизуемая компания переносит данные ранее проведенной инвентаризации в новые инвентаризационные ведомости. А проведенная ранее инвентаризация, например, при составлении годовой бухгалтерской отчетности, была выборочной. И в результате такой инвентаризации не были списаны бракованное и утилизированное сырье. И лишь спустя два года при проведении сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей перед реорганизацией был установлен факт отсутствия сырья, которое долгое время числилось на счетах бухгалтерского учета (Решение АС Ставропольского края от 18.02.2021 № А63-6059/2020).

Поэтому всецело полагаться на данные бухгалтерского учета нельзя.

Какой компанией при реорганизации должна проводиться инвентаризация?

Целью инвентаризации является определение всего имущества и обязательств, которое планируется к передаче новой компании. При таких формах реорганизации как слияние, присоединение или разделение инвентаризации подлежит имущество и обязательства компании, которая прекращает свое существование.

При таких формах реорганизации как преобразование или выделение инвентаризации подлежит имущество и обязательства реорганизуемой компанией. 

Как проводить инвентаризацию?

Специальных правил проведения инвентаризации для реорганизуемых компаний нет. Компании руководствуются общими принципами инвентаризации, которые приведены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Специфические правила инвентаризации устанавливаются в отраслях работы компании. Например, при инвентаризации нефтепродуктов при реорганизации компаний, имеющих АЗС, руководствуются еще советской инструкцией «О порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и АЗС» от 15.08.1985 № 06/21-8-446.

В любом случае проведению инвентаризации предшествуют подготовительные мероприятия, назначение комиссии.

Если речь идет о реорганизации, в результате которой присоединяются другие компании, либо проводимой в форме слияния, целесообразно в состав инвентаризационной комиссии включать представителей реорганизуемых компаний.

1 шаг. Подготовительные мероприятия перед проведением инвентаризации.

При реорганизации компании необходимо в сплошном порядке посчитать товарно-материальные ценности, проверить на наличие документов дебиторскую и кредиторскую задолженности.

На этом этапе проводится расчет трудозатрат и определяется период времени, которое требуется для завершения и подведения итогов инвентаризации.

В ходе подготовки определяется методика проведения инвентаризации.

Например, в торговых точках используется подсчет товаров с помощью методики штрих-кодирования. Сканирование позволит быстро найти товар и сличить его количество с данными бухгалтерского учета.

Многие торговые компании использует при проведении инвентаризации терминал сбора данных. Это значительно ускоряет процесс, поскольку сразу данные инвентаризации загружаются в бухгалтерские программы и, впоследствии, формируется документ об инвентаризации.

Если реорганизуется компания с большим количеством основных средств, то предварительно необходимо провести осмотр объектов основных средств, нанести (при необходимости) на них инвентарные номера.

На этом же этапе готовится график проведения инвентаризации.

2 шаг. Оформление распорядительной документации.

На этом этапе оформляется приказ об инвентаризации.

3 шаг. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация касается не только подсчета остатков товара, готовой продукции на складах, но и расчетов с дебиторами и кредиторами, с бюджетом и внебюджетными фондами.

4 шаг. Документальное оформление итогов инвентаризации.

На этом этапе оформляются инвентаризационные ведомости, а при необходимости – сличительные ведомости.

Собственники могут принять решение, что имущество передается не по остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а по рыночной стоимости. Например, остаточная стоимость оборудования по данным учета может быть низкой или нулевой, в то время как рыночная стоимость значительно выше.

В такой ситуации в самих инвентаризационных ведомостях по основным средствам указывают рыночную стоимость, если на момент формирования ведомости она определена.

Если выявлены излишки или недостачи, то они отражаются на счетах бухгалтерского учета, чтобы впоследствии достоверно отразить имущество в бухгалтерской отчетности.

В какие сроки проводится инвентаризация при реорганизации?

Очень важно правильно рассчитать сроки проведения инвентаризации. Ее сроки определяются учредителями компании в решении о реорганизации (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации от 20.05.2003 № 44н).

Инвентаризация должна быть завершена до момента составления передаточного акта или иного документа, где отражен перечень передаваемого имущества и активов.

Данные инвентаризации будут использованы при составлении бухгалтерского баланса реорганизуемой компании.

 

Начать дискуссию