Прекратить свое существование НКО может как по доброй воле, так и принудительно. По каким причинам и по чьей инициативе может быть закрыто НКО?
НКО, как и любая другая организация, может быть ликвидирована как в добровольном порядке, так и в принудительном. В каких случаях может быть принудительно ликвидировано НКО?
Кто вынесет решение: «казнить, нельзя помиловать»?
Решение о ликвидации НКО выносит суд по иску контролирующих органов. Чаще всего, инициатором ликвидации выступает Минюст РФ. В некоторых случаях истцом могут выступить налоговики, а ликвидировать общероссийскую общественную организацию можно по заявлению Генерального прокурора.
В свое время высшие судьи разъяснили, что оценка допущенного нарушения в качестве грубого, которое влечет за собой ликвидацию НКО, осуществляется судом. Критерием грубости нарушения является невозможность устранения его законным способом (п.26 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 г. № 64).
Например, в субъекте РФ может быть создана только одна региональная национально-культурная автономия граждан одной национальности. По этой причине была ликвидирована «дублирующая» НКО, поскольку нет другого способа устранить грубые нарушения, возникшие при регистрации общественной организации (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 18.09.2019 г. № 64-АПА19-7).
Какие причины являются весомыми для ликвидации НКО?
Причинами принудительной ликвидации НКО являются неустранимые грубые нарушения. Не так давно АНО «Новороссийский комитет по правам человека» пыталась оспорить конституционность положений Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Речь идет о том, что неоднократное непредставление уведомления сведений о деятельности НКО, может являться основанием для ее ликвидации (п.10 ст.32 Закона № 7-ФЗ).
Так, АНО не предоставляло сведения о своей деятельности за 3 года и судом по требованию Минюста, была ликвидирована. Конституционный суд оставил жалобу АНО без рассмотрения, не увидев никаких нарушений в применении Закона «О некоммерческих организациях» (Определение КС РФ от 08.07.2021 г. № 1365-О).
Распространенной причиной принудительной ликвидации НКО является совокупность выявленных нарушений. Причем территориальное подразделение Минюста РФ сначала направляет предписание об устранении таких нарушений и после этого запускает процедуру ликвидации через суд.
Например, по результатам проверки фонда было установлено, что им не утверждены: годовой отчет, бухгалтерский баланс за календарный год, отчеты ревизионной комиссии. Помимо этого, выявлен целый «букет» нарушений: не соблюдены сроки избрания органов фонда, периодичность их заседаний, не представлены в Минюст сведения об объеме иностранного финансирования, не опубликованы отчеты об использовании имущества, не проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности (Решение ВС РФ от 25.11.2020 г. №АКПИ20-863).
Причиной ликвидации политических партий могут быть следующие нарушения, которые также не были устранены по предписанию Минюста РФ:
- непредставление в установленный срок сведений о лице, имеющего право действовать без доверенности от имени партии;
- нарушения, выявленные в содержании Устава партии (Апелляционное определение коллегии ВС РФ от 24.03.2020 г. №АПЛ20-62)
Нарушения положений своего же устава явилось основанием для ликвидации общественной организации (Решение ВС РФ от 25.02.2020 г. №АКПИ19-1028).
Игнорирование общественным движением порядка проведения съезда, представление недостоверных данных Минюсту РФ привели к исключению из ЕГРЮЛ общественного движения (Решение ВС РФ от 01.11.2019 г. №АКПИ19-835).
Закрыть «без причины и следствия» могут и по причине причастности к экстремистской деятельности. Причем даже не самой НКО, а ее учредителя, который разместил информацию определенного характера в социальных сетях (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 02.04.2015 г. № 33-1543/2015). Ликвидировать НКО по таким основаниям позволяет Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Итак, суд принял решение о ликвидации НКО. Это не означает, что учредители избавлены от каких-либо процедур, связанных с ликвидацией. Более того, суд может обязать учредителя ликвидировать НКО. А если не исполнено решение суда в этой части, то будет назначен арбитражный управляющий, услуги которого оплачиваются за счет средств НКО.
Можно ли привлечь собственника НКО к субсидиарной ответственности?
Бывает так, что средств НКО не хватает для расчетов с кредиторами. А можно ли возложить расходы на учредителей НКО?
Все зависит от формы НКО. Члены ассоциаций (союзов), потребительских кооперативов, а также собственники частных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам НКО (п.3 ст.123.21, п.3 ст.123.8, п.2 ст.123.3 ГК РФ).
Например, при недостаточности средств отвечает по долгам частного учреждения собственник его имущества (п.2 ст.123.23 ГК РФ). Так, в порядке субсидиарной ответственности НКО ДОСААФ России были взысканы невыплаченные долги по исполнительному листу (Решение Исилькульского городского суда Омская область от 14.06.2019 г. № 2-335/2019).
К субсидиарной ответственности могут быть привлечены и члены ассоциации, если это прописано в уставе такого НКО (Определение ВАС РФ от 25.09.2013 г. №ВАС-10936/13).
Начать дискуссию